Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литература. и фольклор



 

                                 Литература

и фольклор

 

Художественная литература и фольклор играет неоценимую роль в речевом развитии. В первую очередь, это: коррекция звукопроизношения; развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка; пополнение словарного запаса; преодоление грамматических нарушений; ; развитие фонематического слуха развитие связных высказываний.

Педагоги используют:

 •​ Чтение и пересказ сказок и рассказов.

•​ Игр-драматизаций.

•​ Заучивание фольклорных форм (стихов, диалогов).

•​ Проговаривание скороговорок.

•​ Повторение чистоговорок.

•​ Разгадывание загадок.

•​ Разучивание считалок.

•​ Объяснение и уточнение смысла пословиц и поговорок.

Сказки и рассказы являются источником раскрытия и развития творческих речевых способностей и процессом активизации всех языковых средств, речевого потенциала личности. Пересказ литературных произведений положительно влияет на связность детской речи, развивает память, умение интонационно передать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняет и расширяет словарь, помогает выразительно и фонетически правильно передать содержание текста.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать возрастные особенности детей и стараться, чтобы они были доступны по содержанию и объему. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого и русские народные сказки.

Дети могут принимать участие в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи игрушек, разыгрывать сценки с использованием пальчикового и кукольного театра. В работе над малыми фольклорными формами следует обращать внимание на ритмическую сторону речи, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Заучивание стихотворных текстов – одно из эффективных средств умственного и эстетического развития детей.

Использование скороговорок помогает закрепить у детей чёткую дикцию, отработать различные высотные, силовые, тембральные звучания. Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Работа над скороговорками начинается с проговаривания в медленном темпе с хлопками, а, затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется.

Большими возможностями располагает такие приемы, как придумывание, загадывание и разгадывание загадок. Загадка помогает детям обратить внимание на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.

Считалка – небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Главная особенность считалки в коррекции речи — это отработка чёткого ритма, силы голоса, умение проговаривать раздельно слова.

Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, омонимы, антонимы, сравнения. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Использование и применение произведений художественной литературы и фольклора помогает: повышать заинтересованность дошкольников; сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению; улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь; развивать и повышать культуру речи; расширять детские представления об окружающем их мире; прививать любовь и уважение к книге.

Таким образом, художественная литература и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.