Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Как появились деньги. Монеты и купюры»



 

Конспект открытого занятия по программе «Занимательная экономика»

Тема: «Как появились деньги. Монеты и купюры»

Класс: 5

Учитель: Храпко Людмила Евгеньевна

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Цели урока

ü показать трудности бартера

ü дать представление о процессе возникновения денег

 

Ход урока

  1. Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на уроке. Проверка отсутствующих.

  1. Постановка цели урока

Попробуйте догадаться, что объединяет все эти предметы: мех, соль, чай, ракушка, жемчужины, табак, зерно, шёлк, перья…и  определить тему сегодняшнего урока.

Это товары, которые в древности служили деньгами. Тема сегодняшнего урока: «История денег».

Сегодня мы рассмотрим причины появления денег в истории человечества.

  1. Основной этап. Изучение нового материала.

Сначала каждый обеспечивал себя сам, т.е. было натуральное хозяйство.

Затем люди стали производить больше, чем требовалось для удовлетворения собственных потребностей и они начали обмениваться друг с другом излишками.

Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. Деньгами считались птичьи перья, зерно, табак, сушеная рыба. Как это произошло? Почему именно эти товары в разных странах становились деньгами? Попробуем это выяснить.

Учитель показывает в книге картинки товарных денег.

Игра «Товарные деньги».

Представим себе, что мы – жители одной страны. Как мы с вами будем получать то, что нам нужно? Делать сами, меняться, покупать?

Но в нашей стране пока нет денег. Мы умеем только менять свой товар на нужный нам товар. Мы не будем договариваться, что у нас будет деньгами. Мы понаблюдаем, на какой товар будет меняться большинство в нашей стране. Это станет деньгами.

У половины учеников на столах лежат ручки, линейки, карандаши. У другой половины - по три карточки с каждой картинкой: тетрадь, бисер, конфета. Учитель объясняет условия игры:

 У половины жителей нашей страны нет линейки, ручки, карандаша. Согласитесь, вещи для нас очень нужные, ведь жители нашей страны учатся. Но у них есть другие предметы, которые не жалко обменять на нужные: бисер, тетрадь, конфета. Это товары, один из которых нужно каждому обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручку.

После того, как дети обменялись, учитель спрашивает каждого, на что он выменял ручку, линейку или карандаш, и записывает на доске. Запись выглядит приблизительно так:

1. на бисер

 2. на конфету

 3. на бисер

 4. на тетрадь

 5. на бисер

 6. на бисер

Потом учитель задает вопрос ученикам из второй половины класса, тем, кто менялся на бисер: Почему ты менялся на бисер? Что ты с ним будешь делать?

Ответы также записываются на доске:

 

Бисер:

можно подарить

сделать украшение

обменять

хранить очень долго

Учитель: А легко ли будет обменять на бисер, то, что тебе нужно?

Ученик, видя запись на доске, делает вывод: "да", так как большинство людей в нашей стране предпочитают меняться на бисер.

Учитель: Кто менялся на конфету? Почему ты менялся на конфету? Что можно сделать с конфетой?

Дети говорят, а учитель записывает за ними на доске:

Конфета:

можно съесть (вкусно)

подарить

обменять

хранить недолго (портится)

Учитель: А легко ли тебе будет обменять конфету на нужный товар в нашей стране?

Ученик, видя запись на доске, приходит к выводу, что конфету, скорее всего, обменять будет труднее, чем бисер.

Учитель: В следующий раз, когда тебе надо будет меняться, какому товару ты отдашь предпочтение, зная, на что меняются охотнее всего в нашей стране?

Ученик: На бисер. А бисер я потом смогу успешнее обменять на любой нужный мне товар.

Учитель подводит итоги по игре: Итак, какой товар большинство учеников брали в обмен на свой товар?

Ученики: Бисер.

Учитель: Значит, чем бисер в нашей стране является…

Ученики: Деньгами.

Учитель: Мы с вами договаривались, что будет у нас деньгами?

Ученики: Нет.

Учитель: А могли люди на больших территориях договориться, условиться о том, какой товар будет деньгами?

Ученики: Нет, не могли. Деньгами становится самый популярный товар.

Учитель делает вывод: Деньги - это всё, что принимается к оплате.

Люди перепробовали немало “денег”, пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти деньги отличались от “современных”. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

Учитель показывает картинки старинных слитков из книги.

Ребята, давайте поинтересуемся у нашего помощника: Маруся, какие были преимущества металлических денег, перед товарными?

Ответ Маруси: Они не портились, не занимали много места. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар.

Прошло немало времени, прежде чем слитки превратились в монеты. Маруся, что делали со слитками чтобы их нельзя было подделать

Ответ Маруси:слитки стали клеймить.

А что означало это клеймо?

Ответ Маруси: Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке.

Маруся, а что начали отражать на слитке после клейма?

Ответ Маруси: стали отражать место изготовления – город, государство, символы их власти – гербы.

Чеканить первые монеты начали в VII веке до н.э. в Лидийском царстве (нынешняя западная Турция).

Учитель показывает картинки старинных монет из книги.

Лишь относительно недавно в денежном мире произошла революция – появились бумажные деньги. Маруся, когда и где были выпущены первые бумажные деньги?

Ответ Маруси: Впервые бумажные деньги были выпущены в Древнем Китае в 9 веке.

В странах западной цивилизации пионером в деле широкого выпуска бумажных денег стали Североамериканские штаты – в 1690 г. Такие денежные знаки стали печатать в штате Массачусетс.

Учитель показывает настоящие старинные деньги: монеты и банкноты.

  1. Закрепление.

Итак, давайте вспомним и запишем в тетрадь все этапы истории денег:

o Бартер

o Товарные деньги

o Слитки

o Монеты

o Банкноты

А есть ли продолжение у истории денег? Что появилось после бумажных денег? Правильно, электронные деньги.

o Электронные деньги

 

Маруся, расскажи интересные факты о деньгах…

Предполагаемый ответ Маруси:

А вы знаете, что:

ü Для придания механической прочности банкнотной бумаге в неё вносят специальные проклеивающие вещества, ведь купюра должна выдерживать не менее 2,5 тыс. двойных перегибов.

ü На острове Борнео деньгами служили человеческие черепа.

ü 30 лет монета может находиться в обращении, не теряя своего вида. За это время её хозяевами могут побывать от 15 до 25 тысяч человек.

ü Средний срок службы купюры от 1,5 до 12 лет.

ü Рассказывают, что в 50-х годах в московских трамваях по утрам ездил “честный заяц”. Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублевую купюру, и никто не мог ему дать сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему банкноту.

 

А вы знаете, как отличить настоящие деньги от подделки (показать на примере банкноты)?

- цветопеременная краска

– муаровый эффект

– металлизированная защитная нить

– лазерная микроперфорация

– кипп-эффект (скрытое изображение)

– водяной знак

 

 

А как вы думаете, деньги это добро или зло?

Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

А вы знаете, что в Москве не так давно открылся Музей денег по адресу: Ленинградское шоссе, 59, в здании Московского речного пароходства. Коллекция музея насчитывает несколько тысяч предметов из 80 стран мира и постоянно пополняется.

  1. Рефлексия.

· Где пригодятся полученные сегодня знания?

· Самым интересным сегодня на уроке было…

· Мне захотелось…

 

  1. Домашнее задание.

На выбор:

1. Подготовить пословицы и поговорки о деньгах.

2. Выяснить достоинства русских денег, встречающихся в пословицах (грош, алтын, полтинник, деньга, полушка)

 Восьми гривен до рубля не хватает

 Не было ни гроша – да вдруг алтын

 Пожалел алтын – потерял полтину

 Три денежки в день – куда хочешь, туда и день.

 Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда.

 Сделал на пятак, а испортил на гривенник.

3. Что такое нумизматика?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.