Комплекс упражнений, вырабатывающий
Комплекс упражнений, вырабатывающий
правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ
| Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно язык тянется то к носу, то к подбородку. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
|
| Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора. Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.
|
| Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
|
| Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду, а соседки дома нету
|
| Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Я стою на ножке тонкой, я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой.
|
| . Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
|
| Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем, И все вместе мы поем:
«Д-д-д-д-д-д!»
|
| Комарик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук З (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в упражнении «Барабан».
Вдруг откуда ни возьмись маленький комарик,
И в руке его горит Маленький фонарик…
|
| Моторчик
Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» и «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок у нас — мотор. Заводи его, шофер!
|
|