Сценарий мероприятия «Как не стать соучастником правонарушения. Ответственность» МОУ «ООШ с. Верхазовка»
Сценарий мероприятия «Как не стать соучастником правонарушения. Ответственность» МОУ «ООШ с. Верхазовка»
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся;
Задачи:
1.познакомить обучающихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона.
2. формировать умения обучающихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
3. способствовать воспитанию законопослушного гражданина;
4. воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход мероприятия.
Я
| Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и от тюрьмы не зарекайся ”
- Ребята, вы вступаете в сложный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшнее наше мероприятие – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
| ПОКАЗ СЛАЙДОВ
| Я
| - Ребята, почему ваш возраст особенно сложен?
Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Сегодня мы узнаем насколько вы владеете информацией по данной теме нашего мероприятия.
Предлагаем группам занять свои места.
| | Я
| 1 тур: разминка.
1. Назовите основной закон государства. (Конституция)
2. Что такое право? (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми.)
3. Что такое правонарушение? (Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков. )
4. С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)
3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?( убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, разбой, вымогательство, ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, вымогательство. )
5. Золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как …….. (закончи фразу) (хочешь чтобы поступали по отношению к тебе)
| | | 2 тур: жизненные ситуации.
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, обучающихся, их родителей, педагогов). Обучающиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы.)
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей).
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
| | | Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры, несовершеннолетние)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
| | | Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки
| | | Ситуация 4: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных .А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии, из-за ложных вызовов скорой помощи, полиции.
| | | Ситуация 5: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукочища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон, либо забирает.
Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
| | Я
| В уголовном кодексе существуют ещё много статей, которые вы должны знать
1. Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
2. Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
3. Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
4. ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
| | Я
| 3 тур: Знатоки.
У вас на столах лежат карточки. На них написаны виды ответственности и виды нарушений. Ваша задача определить вид юридической ответственности при различных нарушениях.
1 группа: ваша задача определить вид ответственности по начальной букве.
1. А- административная ответственность.
У- уголовная.
Виды нарушений:определить вид нарушения.
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А)
7. Разбил мячом окно (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А)
2 группа: ваша задача определить вид ответственности по начальной букве.
1. Г – гражданско – правовая.
2. Д – дисциплинарная
Виды нарушений: определить вид нарушения.
1. Порвал учебник одноклассника (Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте (А)
7. Разбил мячом окно (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте (А)
| | Я
| Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно и нужно. Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем - как не допустить правонарушение.
Работа в группах (5 мин.)На столах заготовка памяток, пункты которых вы должны самостоятельно закончить.
Примерная памятка «как не допустить правонарушение»
1. Веди себя так, как хочешь, чтобы …относились к тебе.
2. Организация свободного времени отдыха …посещение кружков, секций, занятие любимым делом
3. Не общаться с … сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
4. Если что-то произошло обязательно …рассказать об этом взрослым
5. Помнить, что за все свои поступки всегда будет ….ответственность
| | Я
| На доске вы видите «древо мнений»
На этом древе каждый 1 из вас поместит либо зеленый лист, что значит - я выбираю законопослушное поведение, либо желтый лист, что значит - я задумаюсь, либо красный лист - я останусь при своем мнении.
| | | P.S. Если ты будешь законопослушным гражданином РФ, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными!»
| |
Мероприятие провела
Социальный педагог:
Сунчаляева А. А.
|