Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методическая разработка на тему: «Развитие познавательной активности детей при помощи игр из бросовых материалов по принципу: «Исследуем – планируем - творим»



 

 

Методическая разработка на тему: «Развитие познавательной активности детей при помощи игр из бросовых материалов по принципу: «Исследуем – планируем - творим»

Подготовила: Егоренкова Татьяна Викторовна, воспитательпервой квалификационной категории, 35 лет педагогического стажа.

Всегда найдется дело для умелых рук.

Если хорошенько поглядеть вокруг...

А тот, кто дела не найдет,

Пусть скучает целый год.

                                    М. Ивенсен

 

Многие наверно уже знают о существовании целого направления, в котором занято множество любящих творчество неординарных людей, избравших материал для собственных работ различный бросовый материал. Называется данное направление ART DUMP (арт дамп, оно достаточно широко представлено в наше время.). Его суть проста – не нужно приобретать дорогостоящие материалы для того, чтобы мастерить разнообразные поделки, ведь вокруг столько вторсырья, из которого при желании можно соорудить немало оригинальных и неповторимых, полезных игрушек и игр, они являются замечательным способом приобщать к творчеству детей, направив в нужное русло их энергию и одновременно помогая развивать детское воображение, творчество и совершенствовать познавательную активность.

В познавательно-практической деятельности не только проявляются, но и развиваются психика ребенка, сенсорика, природная любознательность, формируется активное отношение к окружающему, обогащается чувственный опыт, личность в целом. Важный результат этой деятельности - знания.

Для ребенка - дошкольника деятельность должна быть значимой, захватывающей, радостной. Все это включает в себя специфическая дошкольная деятельность – познавательная активность. Л. В. Венгер отмечал, что в познавательно - практической деятельности, как и в других видах деятельности, идет своеобразное отображение действительности ребенком, дети тут не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные замещаемым объектом. Для этого вида деятельности необходимо наличие познавательного интереса.

Цель: создание условий, способствующих развитию принципа: «от проектирования к деятельности»

Задачи:

1. Научить детей приемам планирования своей деятельности;

2. Содействовать способам изготовления самодельных игрушек;

3. Способствовать обыгрыванию самодельными поделками;

Возраст: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет).

В качестве расходного материала для создания игрушек для детей можно использовать абсолютно любые ненужные бросовые вещи, которые не причинят вред ребенку. К таким поделочным материалам можно отнести:

- пластиковые бутылки, картонные упаковки, контейнеры яиц, остатки пряжи, старые компакт- диски, одноразовую посуду, ватные палочки и диски, конфетные обертки, разноцветные резинки, пуговицы, нитки и т. д.

Это работа ведет к культуре познания: ребенок сам думает, сам планирует свою работу, сам делает. В любой деятельности для начала ставится цель, затем идет реализация этой цели через различные способы действия и в конце ожидается некий результат.

Работа по развитию познавательно - практической деятельности строится по принципу: «Что вижу и трогаю, то и познаю». Важный результат той деятельности - добытые в ней знания. С одной стороны, расширяется объём и углубляются точные, ясные знания об окружающем мире. С другой стороны, в процессе познавательной деятельности возникает вторая группа знаний, ещё не совсем ясных, незавершённых. Они выступают в форме детских вопросов и предложений. Неопределённость, проблемность являются мощным стимулятором умственной активности. Стремясь получить интересующую информацию, ребёнок сам продолжает её «добычу». И поиск захватывает не только его разум, но и эмоции, вызывает творческую активность. Проблемные знания возникают, развиваются, как правило, при самостоятельном поиске и экспериментировании. Экспериментируя с новым предметом, ребёнок может получить совсем неожиданную для себя информацию, и поиски могут пойти совсем не традиционным путём. Здесь никто не принуждает ребёнка к мыслительной деятельности, запоминанию, не определяет ни порядка, ни объёма добываемых знаний и умений. Всё запоминается само собой - непроизвольно. Это своеобразный «институт» стихийного обучения, в котором не происходит переутомления ребёнка, потому что он также непроизвольно, позволяет ребёнку осуществлять поиск нужной ему информации в соответствии со своими интересами и желаниями.

Анализируя практическую деятельность детей, педагоги пришли к выводу, что её следует рассматривать, с одной стороны, как целенаправленное, соответствующее возможностям и социальным задачам обучения, с другой, как самостоятельную активность ребёнка. Активность ребёнка обусловлена социальной ситуацией. Социальная ситуация развития включает в себя предметы, людей и правила взаимодействия их между собой и с предметами. Но объективный, развивающий потенциал среды, его активное понимание и использование человеком для собственного развития редко бывает в соотношениях соответствия, то есть всё происходящее вокруг ребёнок не в состоянии самостоятельно узнать и понять, да и времени на это уйдёт слишком много. Поэтому без помощи взрослого эта деятельность ребёнка малоэффективна.

От чего же зависит уровень развития ребёнка, желание поскорее понять окружающее? От организации, содержания и предметов его деятельности. Основное значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений во взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет развитие познавательной активности детей при помощи бросового материала по принципу: «Исследуем – планируем – творим». В их процессе дети преобразуют бросовый материал с целью исследования, создания необычной поделки. Занимательные игрушки, эксперименты с бросовым материалом побуждают детей к самостоятельному, поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Игры с бросовым материалом оказывают существенное влияние на развитие познавательной деятельности, понимание причинно - следственных связей, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря этим играм у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Целесообразно использовать те материалы, которые непосредственно окружают ребёнка в повседневной жизни. Такой подход позволяет детям в процессе игры определить их цвет, форму, размер, вес и т. д. В этом случае информация усваивается ребёнком на основе межанализаторных связей, что делает его опыт более полным, достоверным и прочным. Известно, что чем больше органов чувств задействовано в познании объекта, тем более правильные и глубокие представления о нём можно сформировать у ребёнка. «Всё видимое - глазу, всё - слышимое уху, всё ощутимое - руке» (Я. А. Коменский). Кроме того, бросовый материал доступен. Поделки с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий.

Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Поисковая деятельность начинается с постановки взрослым и принятия детьми познавательной задачи. Затем выдвигаются предложения, осуществляется первоначальный анализ, исследование предметов, отбираются материалы, составляется план работы и создается алгоритм данной поделки. Завершается познавательная активность созданием игрушки. Познавательные задачи всегда содержат вопрос и обязательно основаны на некоторых данных, уже известных детям. Часть данных ребята должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования имеющихся и известных им способов действия. Незнание должно быть частичным тогда познавательную задачу можно будет решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, и не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает. К самостоятельному формированию выводов детей необходимо побуждать.

Многие ученые высказывают мнение, что развитие ребенка происходит именно в познавательной деятельности, где формируется его познавательная активность, с помощью которой он познает окружающий мир. Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является организация игр из бросовых материалов, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предметах окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление фонда исследовательских умений, что делает незаменимым детскую опытническую деятельность в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста.

Умения и навыки исследователя, полученные при изготовлении игрушек из бросовых материалов, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий и творений. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, проводя простейшие опыты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

Таким образом, использование самодельных игр из разных бросовых материалов в познавательно-практической деятельности эффективно способствует развитию способов познания, психических процессов детей дошкольного возраста.

Порой перед родителями стоит трудная задача в выборе игрушки для своего малыша. При покупке многие обращают внимание на страну изготовителя, состав, некоторые мамочки нюхают игрушки, проверяя их на наличие постороннего неприятного запаха. Сейчас рынок переполнен некачественными игрушками китайского производства, но в погоне за дешевизной многие не задумываются о том, что приобретая такой товар, они могут принести вред здоровью ребенка. Именно поэтому я хочу предложить молодым мамочкам выкроить несколько часов своего свободного времени и сделать безопасную, экологически чистую, а что самое важное, развивающую игрушку для своего ребенка.

Список использованной литературы

1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. Скрипторий, 2006 год.

2. Давыдова Г. Н. Поделки из бросового материала. Цветы. Скрипторий 2008 год.

3. Коноплева Н. П. Вторая жизнь вещей/ Н. П. Коноплева – М, 1994.

4. Кудрявцева В. Волшебный сундучок/ В. Кудрявцева – Томск, 1992.

5. Литвиненко В. М. Семья Самоделкиных/ В. М. Литвиненко, СПб, 1998.

6. Смакова Р. А. Веселые поделки/ Р. А. Смакова – М, 2004.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.