Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений»



«Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений»

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобночитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважение к тому, кто будет читать написанное.

Поступив в школу, ребенок должен научиться не только четко и довольно быстро писать, но и грамотно. Задача формирования каллиграфических умений выступает, как одна из главных проблем в образовании.

По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что у большинства детей, пришедших в первый класс, слабо развиты графомоторные навыки. У детей не сформирован контроль за движением руки во время выполнения практических действий, наблюдается неравномерный нажим на карандаш. Школьники неверно воспроизводят последовательность элементов, неточно передают размер и форму элементов.

Одной из основополагающих деталей в процессе обучения каллиграфии является овладение графическими умениями.

Графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. Одним из главных в освоении этих умений является проведение тренировочных действий и необходимых упражнений по развитию мелкой моторики.

 Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка. Рисование, как и письмо, — сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированны действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.

Развитию мелкой моторики рук помогает:

-Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
-Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
-Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите ребенка заплетать косы.

- Продевание тесьмы в дырочки.

-Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щёткой и т.д.

-Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.

-Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

-Конструирование из бумаги - оригами.

-Штриховка. Учим детей штриховать:

· параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;

· по косым линиям, точками;

· круговыми линиями, полуовалами;

· волнистыми линиями, петлями.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия:

- вести линию сверху вниз и слева направо,

- выполнять линии различной толщины и формы,

- штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

Для развития графического навыка следует использовать:

Ø рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.

Ø копирование и моделирование фигур из деталей.

Развитие целостности восприятия.

«Забывчивый художник» (дети должны дорисовать «забытые» художником части предмета, буквы, цифры)


Развитие зрительно-моторных координаций:

1.Пример выполнения задания "Тропинки - дорожки".

2.Отправимся к жилищам животных по тропинкам-дорожкам.

3.Проведите прямую линию по узкой тропинке, пунктирную линию по извилистой дорожке, волнистую линию по широкой дороге.

4.Прохождение лабиринта (провести дорожку, показать маршрут).

5.Задания по штриховке по контуру, обводка.

Ø штриховки с различным направлением движения руки,

Ø силуэтные штриховки

Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию общеучебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

(заштриховать определённым образом контур буквы, цифры, предмета).

Отработка пространственной ориентации, отработка умения проводить линии в заданном направлении и определенной длины. Инструкция:

Нарисуй квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник. В круге поставьте плюс, в треугольнике точку, в квадрате галочку, в прямоугольнике палочку, в овале снежинку.

Где галочка? (В КВАДРАТЕ)

Где точка? (В ТРЕУГОЛЬНИКЕ)

Где плюс? (В КРУГЕ)

Где снежинка? (В ОВАЛЕ)

Где палочка? (В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ)

Какое же слово будет помогать?

Что оно обозначает?

Вывод: Предлог "В" означает, что один предмет находится внутри другого.

Такой прием, помогает детям наглядно усвоить значение предлога "В", закрепить умение точно передавать форму геометрической фигуры, располагать предмет на тетрадном листе.

Графический диктант (рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для развития пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости) Выполняется на бумаге в клеточку под диктовку взрослого.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.