|
|||
Методические рекомендации
Логопедическая диагностика - важный и ответственный этап в работе учителя-логопеда, так как именно диагностические мероприятия позволяют специалисту выявить тех, учащихся, которым квалифицированная помощь необходима в первую очередь. Благодаря диагностике учитель-логопед будет информирован о том, на кого из обучающихся стоит обратить внимание учителю начальных классов и специалисту в течение учебного года. Кроме проведения диагностики, каждый специалист, в период школьных каникул знакомится с письменными работами учащихся (как рабочими, так и контрольными), посещает уроки, беседует с учителями начальных классов. Все эти меры позволят выявлять проблемы в формировании и усвоении письменной речи у обучающихся начальной ступени образования комплексно, объективно и непрерывно. Каждый специалист, имеющий опыт работы, выбирает наиболее приемлемую диагностику для проведения в общеобразовательной школе с учётом территориальных, возрастных или иных особенностей обучающихся. Методические рекомендации Диагностика письма проводится фронтально два раза в год: в сентябре (1-15); в мае (15-30). В 1-х классах фронтальная диагностика проводится только в конце учебного года. В начале учебного года проводится индивидуальная диагностика устной речи. 1класс В конце учебного года, в первом классе, определяется 1-2 задания: Знание рукописных букв. 3-4 задания: Формирование навыка письма. 5 задание: Навыка языкового анализа. 6-7 задания: Навык слогового анализа слов. 8-10 задания: Навык звукового анализа слов. 9-слова с 1 гласным под ударением, без ударения, согласными (аист, облако, ухо, эхо, иней, ананас, утюг, игра, эскимо, рыбак, дом, тундра, жук, шапка, зонт, сапоги, чум) 10-(коты, сон, лес, овощи, эскимо, портрет, клоун, мяч, огурец, лещ, малица, стол, мотор, сироп, петух. 2.Узнавание букв в усложнённых условиях (зашумлённых, написанных пунктирной линией) 2класс 1-2 задания: Формирование навыка письма. Навык языкового анализа. 3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов. 6-8 задания: Навык звукового анализа слов. (слова см. в заданиях 1 класса) 9-10 задания: Узнавание букв в усложнённых условиях. 3-4 класс 1-2 задания: Навыка письма. 3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов. 6-7 задание: Навык языкового анализа и синтеза. 8-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова см. в заданиях 1 класса) 10 задание: Верификация предложений.
Диктант для 1 класса:(конец уч.года): 1. У Ольги и Юли коньки. Они идут на каток. Вот и парк. 2. У Коли жил щенок. Звали щенка Барсик. Хвост у Барсика пушистый. Коля и Барсик друзья. 3. Вася и Зина друзья. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Малыши катались с горки.
Диктант для 2 класса: 1.Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина. 2.Наступила весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные листочки. На лугах много ранних цветов. Диктант для 3 класса: 1.Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерён. 2.Был тёплый денёк. Дул тёплый весенний ветерок. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. В овраге журчал ручеёк. Слышалась звонкая песня жаворонка. Дети нашли в кустах ёжика. 3. Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно речки было песчаное. Со дна били студёные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами. 4. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зеленый лужок прилетели пчелы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели. Диктант для 4 класса: (начало уч.года) Для диагностики предлагаются диктанты варианта 3 класса.
1класс Фамилия, имя_________________________________________класс 1__ 1.Напиши буквы Б,К,З,Ц,Ч_________________________________________________________ 2. Обведи правильные буквы.
3.Спиши предложение. Лена идёт в школу.____________________________ 4.Напиши под диктовку предложение._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.Сколько слов в предложении? Девочка идёт домой.___________________________________________________________ 6.Сколько слогов в слове? Сок___,школа___,яма___,юбка___,игрушка___,дети__,школьник___ 7.В слове ученица выпиши третий слог_____________________________________________________________ 8.Сколько звуков в слове: дом__, мир___,шуба____,лес__,листок___,сын__ 9.Напиши первую букву слова____________________________________________________________ 10.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________
2класс Фамилия, имя_________________________________________класс 2__ 1.Спиши предложение. Определи, сколько слов в предложении. Пример: Лена идёт домой.(3сл.) День был очень тёплый. Около дома росла высокая берёза.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Напиши под диктовку предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Сколько слогов в слове? Чум___,школа___,яма___,юбка___,игрушка___,школьник___,каникулы___ 4.В слове ученица выпиши третий слог_____________________________________________________________ 5. Составь и запиши слова из слогов: нок, ко, тё___________, ран, ка, даш_____________, ха, му_________, вать, кро____________________ 6.Сколько звуков в слове: дом__, мир___, шуба____, лес____, листок_____ 7.Напиши первую букву слова____________________________________________________________ 8.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________ 9. Напиши буквы, которые спрятались за штриховкой. 10. Обведи правильные буквы.
3-4 классы Фамилия, имя_________________________________________класс 3-4___ 1.Спиши предложения. Мышь-малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Запиши под диктовку:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Раздели слова на слоги: Машина, игра, яма, яблоко, осень, учительница, девочка Выпиши слова, состоящие из двух слогов____________________________________________________________________________________________________________________________ 4.В слове учительница выпиши третий слог ________________________________________________________________ 5.Составь слово из слогов: Га, ду, ра________________, та, пус, ка______________________________, тель, чи, у_______________, иг, ки, руш_____________________________ 6.Посчитай, сколько слов в предложении: Дети идут в школу. (__) Мама купила Пете игрушку.(__) У Натальи новый рюкзак.(__) На ёлке зажглись электрические лампочки.(__) 7. Составь предложение из слов: -Бабушка, шерстяной, вязать, носки.____________________________________________________________________________________________________________________________ -Груша бабушка внучка давать спелая.____________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Запиши первую букву слова_________________________________________________________________ 9.Запиши последнюю букву слова. _________________________________________________________________
10. Исправь ошибку и запиши предложение верно. Над большим деревом была глубокая яма. На яблони висели спелые яблоко. Собака вышла в будку. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература: 1. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. - Методическое пособие. М., Творческий центр «Сфера», 2008 2. Составители Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.- СПб: Детство-Пресс, 2001-238с. 3. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.- Ярославль: Академия развития, 2006-127с. 4. Сорокина.Н.Г. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями.- Москва: Владос, 2013-115с. 5. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: Наглядно-методическое пособие.-СПб.: Детство-Пресс, 2010.-64с. 6. Фотекова Т.А.-Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –Москва: Айрис Пресс, 2007-84с.
|
|||
|