Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пабло Пикассо «Цыгане перед Муска» (1900) - поэтическая дуэль



Пабло Пикассо «Цыгане перед Муска» (1900) - поэтическая дуэль

Стих №1

ЦЫГАНКА

На берегу сидит цыганка,
О чём-то думает она.
Играет в стороне шарманка,
О берег бьётся там волна!

На берегу сидит цыганка,
Она печальна и грустна.
Одета бедно как служанка,
Зато тиха и так скромна!

На берегу сидит цыганка,
Без никого, совсем одна.
Она, быть может, шарлатанка.
Но так смышлённа и умна!

Она искусная гадалка,
Но не богата, а бедна.
И никому её не жалко,
А потому она одна! 

***

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк).

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: цыганка — она — шарманка — волна.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: цыганка — грустна — служанка — скромна .
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная   

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: цыганка — одна — шарлатанка — умна.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная   

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: гадалка — бедна — жалко — одна.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

***

На берегу сидит цыганка
! --! -! -!- (9 слогов)
О чём то думает она
! ! ! !-- -! (8 слогов)
Играет в стороне шарманка
-!- --! -!- (9 слогов)
О берег бьётся там волна
! !- !- ! -! (8 слогов)
На берегу сидит цыганка
! --! -! -!- (9 слогов)
Она печальна и грустна
-! -!- ! -! (8 слогов)
Одета бедно как служанка
-!- !- ! -!- (9 слогов)
Зато тиха и так скромна
!- -! ! ! -! (8 слогов)
На берегу сидит цыганка
! --! -! -!- (9 слогов)
Без никого совсем одна
! --! !- -! (8 слогов)
Она быть может шарлатанка
-! ! !- --!- (9 слогов)
Но так смышлённа и умна
! ! -!- ! -! (8 слогов)
Она искусная гадалка
-! -!-- -!- (9 слогов)
Но не богата а бедна
! ! -!- ! -! (8 слогов)
И никому её не жалко
! --! -! ! !- (9 слогов)
А потому она одна
! !-- -! -! (8 слогов) 

***

на бе/-ре-ГУ/ си-ДИТ/ цы-ГАН/-ка,
о ЧЁМ/ то ДУ/-ма-ет/ о-НА/.
иг-РА/-ет в сто/-ро-НЕ/ шар-МАН/-ка,
о БЕ/-рег БЬЁТ/-ся ТАМ/ вол-НА/

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия.
Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _ !

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.  
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_ _ / _ ! / _ ! / _ ! / _
_ ! / _ ! / _ _ / _ ! /
_ ! / _ _ / _ ! / _ ! / _
_ ! / _ ! / _ ! / _ ! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:
На берегу сидит цыганка,
О чём-то думает она.
Играет в стороне шарманка,
О берег бьётся там волна!

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- сравнение:
Одета бедно как служанка,

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое.)

- эпитет: искусная гадалка; Она, быть может, шарлатанка.
На берегу сидит цыганка,
Она печальна и грустна.
Одета бедно как служанка,
Зато тиха и так скромна!

(Эпитет -определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

- анафора:
На берегу сидит цыганка,
О чём-то думает она.
Играет в стороне шарманка,
О берег бьётся там волна!

На берегу сидит цыганка,
Она печальна и грустна.
Одета бедно как служанка,
Зато тиха и так скромна!

На берегу сидит цыганка,
Без никого, совсем одна.
Она, быть может, шарлатанка.
Но так смышлённа и умна!

(Анафора— единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Это стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Пабло Пикассо.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.