Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ратнер Герман Львович «Старик и золотая рыбка» (1974) - поэтическая дуэль



Ратнер Герман Львович «Старик и золотая рыбка» (1974) - поэтическая дуэль

Стих №1

Как в жизни склонна к избранным удача –
Из тысяч рыб попалась золотая в сети,
И говорящая ещё, наверняка, впридачу,
Да ещё самая волшебная не свете...

И сразу побоку отставлено весло,
И сразу мысль - такое уже было, в сказке,
И радость на душе – с уловом повезло!
И сразу ярче кажутся вокруг все краски.

О, искушение! Коварны твои путы,
Уж золотом в мечтах сверкают небеса,
Уж ноги в сапоги в мечтах обуты,
Уж на лице неописуема в мечтах краса...

А что на деле – рваные штанины,
И черная от каторжных работ рука...
И ты давно из видного мужчины
Уж превратился в сморщенного старика.

Как мало среди нас таких героев,
Которые способны рыбку просто отпустить...
Когда б моральный крепок был каркас устоев,
Тогда б и рыбаком не страшно было быть. 

***

Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк).

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: удача — сети — впридачу — свете.
Клаузулы: женск — женск — женск — женск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная 

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: весло — сказке — повезло — краски.
Клаузулы: мужск — женск — мужск — женск
Рифмовка: аBаB — перекрёстная 

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: путы — небеса — обуты — краса.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: штанины — рука — мужчины — старика.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная   

5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: героев — отпустить — устоев — быть.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: AbAb — перекрёстная 

***

Как в жизни склонна к избранным удача
! !- !- !-- -!- (11 слогов)
Из тысяч рыб попалась золотая в сети
! !- ! -!- --!- !- (13 слогов)
И говорящая ещё наверняка впридачу
! --!-- -! ---! -!- (15 слогов)
Да ещё самая волшебная не свете
! -! !-- -!-- ! !- (13 слогов)
И сразу побоку отставлено весло
! !- !-- -!-- -! (12 слогов)
И сразу мысль такое уже было в сказке
! !- ! -!- !- !- !- (13 слогов)
И радость на душе с уловом повезло
! !- ! -! -!- --! (12 слогов)
И сразу ярче кажутся вокруг все краски
! !- !- !-- !- ! !- (13 слогов)
О искушение Коварны твои путы
! --!-- -!- -! !- (13 слогов)
Уж золотом в мечтах сверкают небеса
! !-- -! -!- --! (12 слогов)
Уж ноги в сапоги в мечтах обуты
! !- --! -! -!- (11 слогов)
Уж на лице неописуема в мечтах краса
! ! -! ---!-- -! -! (14 слогов)
А что на деле рваные штанины
! ! ! !- !-- -!- (11 слогов)
И черная от каторжных работ рука
! !-- ! !-- -! -! (12 слогов)
И ты давно из видного мужчины
! ! -! ! !-- -!- (11 слогов)
Уж превратился в сморщенного старика
! --!- !--- --! (12 слогов)
Как мало среди нас таких героев
! !- -! ! -! -!- (11 слогов)
Которые способны рыбку просто отпустить
-!-- -!- !- !- --! (14 слогов)
Когда б моральный крепок был каркас устоев
-! -!- !- ! -! -!- (13 слогов)
Тогда б и рыбаком не страшно было быть
-! ! --! ! !- !- ! (12 слогов) 

***

как в ЖИЗ/-ни СКЛОН/-на к ИЗ/-бран-ным/ у-ДА/-ча –
из ТЫ/-сяч РЫБ/ по-ПА/-лась зо/-ло-ТА/-я в СЕ/-ти,
и ГО/-во-РЯ/-ща-я/ е-ЩЁ/, на-вер/-ня-КА/, впри-ДА/-чу,
да е/-щё СА/-ма-я/ вол-ШЕБ/-на-я/ не СВЕ/-те...

Стихотворение написано разностопным ямбом с применением безударного пиррихия.
Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _ !

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. 

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.  
Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_ ! / _ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _
_ ! / _ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ ! /_
_ ! / _ ! / _ _ / _ ! / _ _ / _ ! / _ ! /_
_ _ / _ ! / _ _ / _ ! / _ _ / _ ! /_

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия: Из тысяч рыб попалась золотая в сети; Как в жизни склонна к избранным удача
(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:
Как в жизни склонна к избранным удача

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:рваные штанины, черная рука, видный мужчина, сморщенный старик(Эпитет -определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

- анафора:

(лексическая анафора)

И сразу побоку отставлено весло,
И сразу мысль - такое уже было, в сказке,
И радость на душе – с уловом повезло!
И сразуярче кажутся вокруг все краски.

(лексическая анафора)
Ужзолотом в мечтах сверкают небеса,
Уж ноги в сапоги в мечтах обуты,
Уж на лице неописуема в мечтах краса...

А что на деле – рваные штанины,
И черная от каторжных работ рука...
И ты давно из видного мужчины
Уж превратился в сморщенного старика.

(звуковая анафора)

Как мало среди нас таких героев,
Которые способны рыбку просто отпустить...
Когда бморальный крепок был каркас устоев,
Тогда б и рыбаком не страшно было быть.

(Анафора— единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Это стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.)

- риторическое восклицание:
О, искушение! Коварны твои путы

(Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, так называемые фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. )

***

Стихотворение написано с многочисленными сбоями в количестве слогов и сбоем в клаузулах, это даёт общий ритмический сбой при чтении. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины «Старик и золотая рыбка».

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.