|
||||||
Аналитический отчёт. по итогам коррекционно-развивающей работы. за 2019 – 2020 учебный год
Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2019 – 2020 учебный год
Программа коррекционной работы была направлена на реализацию следующих общих целей: 1.Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном образовательном учреждении; 2.Оказание помощи в освоении основной образовательной программы общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка индивидуальной траектории развития). 3. Коррекция недостатков в физическом развитии.
Анализ результатов коррекционно-педагогической работы за 2019-2020 учебный год даёт возможность сделать определённые выводы. В результате анализа данных, полученных в ходе психолого-педагогического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, саморегуляции, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности. У всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям. У отдельных детей отмечались признаки психомоторной возбудимости. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием). Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения. На занятиях по развитию элементарных математических представлений при овладении учебным материалом у большинства детей отмечалась слабость аналитико-синтетической функции мышления, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, механическое воспроизведение последовательности числительных как в прямом, так и обратном порядке, слабые вычислительные навыки, трудности в запоминании зрительного образа цифр и знаков отношений; недоразвитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственных функций, мелкой моторики пальцев рук затрудняло овладение детьми письмом цифр, смешение цифр, их зеркальное написание. Часто допускались ошибки персеверации (вычитание заменяли сложением). Все дети испытывали сложности в овладении пространственно-временными представлениями, зачастую не могли выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением «пространственных» обозначений. Часть детей в процессе работы проявляли осторожность и нерешительность, желание получить подтверждение правильности своих действий и их одобрение. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, а также на занятиях по ознакомлению с художественной литературой практически все дети испытывали трудности в выделении причинно-следственных отношений между предметами и явлениями, в осуществлении целенаправленного последовательного анализа изучаемого конкретного предмета или явления. Эти и многие другие нарушения сочетались со снижением познавательной активности, неравномерностью деятельности, колебаниями внимания и работоспособности. Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей. Занятия фронтального и индивидуального типа организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий. В зависимости от степени овладения тем или иным учебным материалом, элементами учебной деятельности, уровнем повышения познавательной активности доля использования игрового метода обучения варьировалась. Кроме того, коррекционная направленность занятий обеспечивалась максимальным использованием предметно-практической деятельности. Успех коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. С этой целью активно проводится работа дефектолога с родителями, основанная на распространении среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, приобщении их к коррекционно-педагогической работе. С целью привлечения родителей к использованию разнообразных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях домашнего воспитания проводились консультации группового и индивидуального характера, проводилось ознакомление с приёмами взаимодействия с ребёнком, оказание ему действенной помощи в выполнении определённых видов деятельности. Одной из форм работы с родителями явилось оформление уголка дефектолога, в который помещается полезная информация по вопросам адекватного использования разнообразных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях семейного воспитания, педагогические рекомендации по различным направлениям коррекции имеющихся нарушений в психическом развитии детей. В течение учебного года информация в уголке дефектолога обновляется в соответствии с планированием, а также с учётом актуальных потребностей родителей в специальных знаниях. Преемственность в работе с родителями осуществляется также благодаря ведению индивидуальных тетрадей с практическими упражнениями и заданиями игрового характера, направленными на закрепление и совершенствование сформированных у детей навыков и умений. Необходимым компонентом коррекционно-педагогической деятельности является обеспечение взаимосвязи в работе с учителями, специалистами – педагогом-психологом и учителем-логопедом, музыкальным руководителем. Это взаимодействие реализуется в таких сторонах совместной деятельности, как организация изучения детей с ЗПР, тщательный анализ программ по различным разделам обучения и воспитания, адаптация программного материала в соответствии с особенностями детей, учёт их актуального уровня развития, ориентация на зону ближайшего развития, перспективное и календарное планирование, взаимопосещение и анализ занятий, организация досуга и развлечений детей. В ходе текущих наблюдений на занятиях и по результатам психолого-педагогического обследования, проведённого в январе (одна неделя), можно было констатировать наличие положительной динамики как у каждого из детей, так и у группы детей в целом. Следует отметить, что практически все дети имели недостаточный уровень развития пространственно-временной ориентировки, логических форм мышления, графических навыков. Однако присутствовали безусловные продвижения в развитии образной и вербальной памяти, внимания, сенсорно-перцептивной деятельности, наглядных форм мышления. Дети стали более успешно применять свои знания в собственной продуктивной и речевой деятельности. Постепенно дети приобретают умения слушать, выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Акцент на качестве выполнения заданий в ходе занятия способствует формированию у детей чувства ответственности за полученный результат, стремления к улучшению результатов в перспективе. У всех детей можно было наблюдать ориентацию на достижение положительного результата в ходе выполнения заданий различного типа. Присутствовала познавательная активность, устойчивая положительная мотивация к занятиям, как фронтальным, так и индивидуальным. Во втором полугодии коррекционно-развивающая работа строилась с учётом достижений в психическом развитии каждого ребёнка, а также учитывалась необходимость восполнения имеющихся пробелов в развитии детей с задержкой психического развития. Внимание уделялось созданию необходимых условий развития, позволяющих в полной мере реализовать возможности и потенциал каждого ребёнка; использованию специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; формированию предпосылок для полноценного развития школьно-значимых психофизических функций. Была продолжена работа по активизации педагогической позиции родителей по отношению к своим детям. Использовались различные методы и формы работы по оптимизации самосознания родителей, были предложены приёмы индивидуальной педагогической тактики при организации и проведении коррекционной работы родителями в условиях домашнего воспитания. В течение 4 и 5 недель мая проводилось итоговое диагностическое обследование, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей, наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. Повысились показатели самоконтроля и саморегуляции, что выражается в снижении количества ошибок при выполнении вербальных и невербальных заданий, а также в способности детей увидеть допущенные ошибки и исправить их самостоятельно. У школьников появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, несколько повысился уровень выполнения сенсорно – перцептивных операций, дети стали наиболее успешно применять свои знания в речевой, предметно – практической деятельности, осознанно относится к занятиям учебного типа, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире, повысился уровень познавательной активности. Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы. Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей; закрепление приобретённых знаний, умений и навыков; восполнение имеющихся пробелов в развитии. Особое внимание необходимо обратить на развитие произвольной регуляции деятельности, когнитивной сферы в условиях учебной ситуации через игровой компонент. Вместе с тем, желательно достаточное структурирование образовательной среды, соблюдение режимных моментов, а также повышение роли семьи как адаптирующего фактора ребёнка к новым социально значимым условиям на начальном этапе обучения в школе. Коррекционная деятельность образовательного учреждения позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как протекает учебный процесс у ребенка, определить характер трудностей, особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Коррекционная работа позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в развитии обучающегося. Для организации коррекционно-развивающей работы могут быть использованы технологии мультимедиа. Они позволяют интегрированно представить информацию (включение анимационных эффектов, видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок); усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального контроля за ходом деятельности ученика.
Учитель - дефектолог
|
||||||
|