Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспекты составлены по учебнику Фоменковой Е.П. (г. Нижний Новгород)



  Конспекты составлены по учебнику Фоменковой Е.П. (г. Нижний Новгород)

Развитие музыки до XVII века.
Происхождение музыки – 3 точки зрения:
биологическая (подражание природе),трудовая, обрядовая.

Музыка Древнего мира – одноголосная, простая по интонациям, сначала - только вокальная. Первые инструменты: ударные, духовые, струнные.
Страны Древнего Востока – разделение искусства на народное и профессиональное, а профессиональное на культовое (религиозное и светское (вне храма).
Античные (древние) страны – Древняя Греция и Древний Рим. Основа искусства – мифы. В древности музыка не была отделена от других видов искусств.
Средневековье (с V века).
Христианство. Культовая музыка – хорал (церковное песнопение и месса. Светская музыка – искусство трубадуров, труверов, миннезингеров. Основной жанр – канцона (песня).
Возрождение (XIV – XVI вв.)
Культовая музыка – месса. Светская музыка – мадригал. Инструменты: орган, виолы, лютня. Расцвет полифонии. Орландо Лассо.
Музыкальная культура Западной Европы XVII – нач. XVIII вв.
Новые жанры: опера, кантата, оратория, сюита (состоящая из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и дополнительных танцев), кончерто гроссо, сольный концерт (для солирующего инструмента и оркестра). Инструменты: орган, клавесин, струнно-смычковые (старые и новые), духовые. Направления в искусстве: барокко (причудливый, странный); представители: Корелли, Вивальди, Перселл, отчасти Бах и Гендель, рококо (раковинка; представители – Куперен, Рамо), классицизм (образцовый; представитель в XVII вв. Люли, в XVIII в. Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др).

ГЕОРГ ФРИДЕРИХ ГЕНДЕЛЬ 1685 (Галле) – 1759 (Лондон)

 

Великий немецкий композитор, органист, клавесинист. Отец – цирюльник – хирург. Учитель – Цахау, 1698 – 1702 – гимназия, 1702 – 1703 – юридический факультет университета, служба в соборе (органистом) и гимназии (учителем). 1703 – 1706 – Гамбурк, 1706 – 1710 – Италия, 1710 – 1717 – «годы странствий», 1717 – 1759 – Лондон. Жанры: оратория, кантата, опера, кончерто гроссо, органные произведения, сюиты и др. Гендель – художник светский, создатель героического стиля в музыке. Большинство произведений возвышенны, величественны. «Искусство света и радости» - так назвал творчество Генделя Ромен Роллан.



ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ 1685 – 1750 21.03 28.07 Эйзенах

Лейпциг
Гениальный немецкий композитор, органист, клавесинист, педагог. Играл на органе, скрипке, руководил хором, был знатоком акустики и органов. Из семьи потомственных музыкантов (4 его сына тоже стали композиторами). Учился у отца, затем у старшего брата. Окончил гимназию. С 15 лет начал самостоятельную деятельность: певчий в хоре, скрипач, органист. До 1708 г. «странствия» (Люнебург, Веймар, Арнштадт, Мюльгаузен). 1708 – 1717 – Веймарский период. Придворный органист. Создание лучших органных произведений. 1717 – 1723 – Кетенский период. Придворный музыкант. Создание клавирных и оркестровых произведений. 1723 – 1750 – Лейпцигский период. Кантор в церкви св. Фомы. Создание лучших вокально – инструментальных произведений.
Нелегкая судьба: в 10 лет осиротел, ран начал самостоятельную жизнь, медленно, но упорно продвигался по службе, нередко испытывал унижения, в конце жизни ослеп. Был недооценен современниками – известен лишь в Германии и в основном как исполнитель (состязался с Л. Маршанном). Несмотря на это добился довольно высокого положения, хотя истинное значение творчества раскрылось лишь через 100 лет после его смерти.
Стиль Баха гомофонно-полифонический.

Гомофония – многоголосие, в котором один голос (мелодия) главенствует, а остальные имеют подчиненное значение.

Полифония – многоголосие, основанное на равноправии голосов. Контрастная полифония – соединение самостоятельных тем.

Имитационная полифония – повторение темы в разных голосах (имитация – подражание).

Фуга(бег) – полифонический жанр и высшая формаполифонической музыки. Начинается одноголосно с темы (основная музыкальная мысль произведения). Голоса вступают поочередно. 3 раздела: экспозиция, средний раздел, заключительный раздел.

Экспозиция – начальный раздел фуги, в котором тема проводится во всех голосах. Количество проведений темы равно количеству голосов фуги. Тема в начале фуги проводится одноголосно. Ответ – проведение темы в доминантовой тональности. 2 вида: реальный (точный) и тональный (с изменениями).

Противосложение – мелодия, звучащая одновременно с ответом в голосе, начавшем фугу. 2 вида: удержанное (повторенное несколько раз) и неудержанное. Интермедия – эпизод без темы. Схема экспозиции фуги:

Средний раздел – развитие. Методы развития: секвенции, модуляции, полифонические приемы преобразования темы – в увеличении, в уменьшении, в обращении, ракоход, стреттная (сжатая) имитация.

Заключительная часть – проведение темы в основной тональности (хотя бы один раз).Простая фуга – на одну тему. Двойная фуга – на две темы.
Органное творчество.
Орган – любимый инструмент Баха, «король инструментов» (Моцарт) того времени. Жанры: хоралы, малые циклы (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), концерты, трио-сонаты. Хоралы – основа творчества Баха. Хоральные обработки объединены в сборники, самый известный из которых – «органная книжечка» (45 хоралов, № 40 – «Я взываю к Тебе, Господи», фа минор). Характер зависит от текста, в хоралах присутствуют музыкальные символы, музыкально-риторические фигуры («крест», «Вознесение», «Верую» и др.). Тема – монограмма ВАСН (встречается в последнем произведении Баха – хорале «Перед Твоим престолом, Господи, я предстаю»

 

- легенда) – символ «креста»:

Токката и фуга ре минор – самое известное органное произведение Баха. Характер – величественный и трагический (начало символизирует «распятие Христа»):

В фуге волевое начало обуздывает стихийные силы:

 

 

Токката и фуга контрастны, но имеют и общие черты: заключение фуги (кода) перекликается с началом произведения, а тема фуги подготавливается в токкате. Оканчивается произведение в миноре, что было крайне редко в то время

                         Клавирное творчество.
Жанры:сюиты, концерты, прелюдии и фуги, инвенции («Выдумка»). Каприччио и др.

Инвенции(«выдумка») – 15 двухголосных пьес в 15 тональностях.

Первая – До мажор – рождается из плавной и неторопливой темы спокойного характера:

Восьмая инвенция, Фа мажор – бойкая, веселая, упругая:

 



Баховское клавирное творчество отличает новая трактовка инструмента. Он превращается в концертный.
                   «Хорошо темперированный клавир» (ХТК)
Цикл из 2х томов (1й 1722г., 2й - 1744г.) по 24 прелюдии и фуги в каждом. Впервые Бах применил все 24 тональности и расположил их по хроматическому принципу (до мажор, до минор, До диез мажор, до диез минор, Ре мажор и т.д.). Доказал преимущества темперированного строя. «ХТК» - «музыкальная Библия», содержит религиозные образы, хоралы, символы.
Прелюдия и фуга До мажор из 1 тома- Благовещение. Прелюдия -возвышенный покой, лютневая фактура, ясные гармонии. Тема фуги - хорал «Что Господь делает, то во благо»,
Прелюдия и фуга до минор из 1 тома«Пламенеющая вера». Прелюдия напоминает токкату:

Фуга – 3х голосная, тема с танцевальным ритмом:


ее заключение - импровизационного склада.
Прелюдия и фуга ми бемоль минор из 1 тома- трагическое произведение, - «Снятие с креста». Прелюдия в ритме сарабанды. Тема фуги песенная.

Вывод по творчеству. В проведениях Баха раскрываются вечные темы: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть. Большинство сочинений - религиозно-философские. Преобладают трагические настроения (Месса си минор, «Страсти по Матфею»), но есть и радость, веселье (1 и 3 части Итальянского концерта, «Шутка», «Кофейная кантата»).
Баховское творчество сложнее и глубже, чем произведения его современников, отсюда недооценка его при жизни. Но это же - залог вечности его творений.

                            КЛАССИЦИЗМ
Ведущее направление в музыке 2-ой половины XVII — начала XIX вв. Особенности:вера в разум, сдержанность в выражении чувств, логичность, совершенство форм. Жанры:опера, симфония, соната, квартет,концерт. Представители:Глюк, сыновья Баха, Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.
К.В. Глюк(1714 -1787) - реформатор оперы. «Орфей и Эвридика» (1762г.) -античный сюжет, возвышенные идеи.
Симфония— ведущий жанр эпохи классицизма, сформировавшийся в творчестве Гайдна.
Строение сонатно-симфонического цикла:
1 часть - быстрая; сонатная форма.
2 часть - медленная; трехчастная форма или вариации (реже — сонатная).
3 часть - менуэт (у Бетховена - скерцо); сложная трехчастная форма.
4 часть - быстрая - рондо-соната или, реже, - рондо.

ЙОЗЕФ ГАЙДН 1732 (д. Рорау) - 1809(Вена)
В еликий австрийский композитор. Основоположник венского классицизма. Создатель классической симфонии (более 100), сонаты (более 60), квартета (более 80); автор 14 месс, 4 ораторий, ок. 20 опер, ок. 30 концертов для разных инструментов, множества песен, танцев, маршей, серенад, дивертисментов и других произведений.
Отец Гайдна был каретником, мать кухаркой. Семья трудолюбивая, дружная, очень музыкальная. С 5 до 8 лет воспитывался у родственника - школьного учителя, с 8 до 17 был певчим капеллы собора св. Стефана в Вене. 1749-1761 годы - самые трудные в жизни Гайдна (случайные заработки, нищета). С 1761 года служба у князей Эстерхази. В 90-е годы Гайдн стал свободным художником: совершил 2 поездки в Лондон (создал 12 Лондонских симфоний). В конце жизни композитор завоевал европейскую славу (его произведения исполнялись в крупнейших городах, в том числе в Петербурге и Москве).
Симфония № 103 Ми бемоль мажор.
Гайдна называют «отцом симфонии». Сочинял их с 1759 по 1795 годы. Лучшие - 12 Лондонских симфоний (№№ 93 - 104).
Симфония № 103 - классический образец жанра. Название «С тремоло литавр» (не авторское ) вызвано началом произведения.
1 частьоткрывается медленным вступлением -тремоло литавр, затем приглушенное звучание темы у низких струнных:

Основной раздел- быстрый в сонатной форме: темы танцевального склада. Тема главной партии:

Тема побочной партии проходит в экспозиции в тональности Си-бемоль мажор:

а в репризе - в главной тональности, Ми-бемоль мажоре.
2 часть- двойные вариации (на две темы), первая тема - народная хорватская песня (до минор):
вторая тема - ее мажорный вариант:

3 часть- менуэт: не придворный танец, а близкий к народному:

Форма сложная трехчастная: АВА. Средний раздел (трио) более плавный:

4 часть- быстрая, жизнерадостная. Форма рондо-соната. Рефрен начинается с «золотого хода валторн»:

Сонатная форма. 3 раздела: экспозиция, разработка, реприза. Примечание: иногда перед экспозицией бывает вступление, после репризы -кода. Экспозиция. ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ  ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ

тема связующая тема заключительная
Примечание: ГП и ПП Должны быть обязательно. а Св. ч. и 3. ч. могут отсутствовать
Разработка.
Развивает материал экспозиции. Приемы развития: тональная неустойчивость (модуляции), секвенции, варьирование, вычленение коротких мотивов из тем, введение новых тем, смена регистров, полифонические приемы развития.
Реприза.
Темы экспозиции проводятся в основной тональности.
Примечание: иногда встречается сонатная форма без разработки (чаще в медленных частях и оперных увертюрах).

Соната Ре мажор.
Одна из самых известных сонат Гайдна. Содержит черты, характерные для классической сонаты: оптимистична, 3-хчастна (быстро-медленно-быстро), 1 часть в сонатной форме, финал в форме рондо: АВАСА (А - рефрен, В и С - эпизоды),

1 часть- в экспозиции присутствуют все разделы (т.ГП, Св.ч., т.ПП, З.ч.), они самостоятельны, но не контрастны (жизнерадостные, танцевальные)


Тональный план классичен: т.ГП - Ре мажор, т.ПП и З.ч. - Ля мажор. В разработке применяются различные приемы развития, появляется минор. В репризе все темы проходят в Ре мажоре.
2 часть- медленная, в ре миноре. Характер строгий, суровый, сдержанный:

Фактура аккордовая, 2х частное строение. Заканчивается 2-я часть на доминате, затем без перерыва вступает 3-я часть.
3 часть- быстрая, жизнерадостная. Рефрен (круг) характером напоминает 1 часть:
а первый эпизод (В) близок 2 части (тональность, фактура, гармония). Последнее проведение рефрена варьировано.

Соната ми минор.
Единственная соната Гайдна, где в первой части ярко выраженный лирический характер сочетается с очень быстрым темпом. Тема главной партии складывается из двух элементов. В басу звучат ходы по тоническому минорному трезвучию, а в верху – трепетные мотивы-ответы:


Тема побочной партии в Соль мажоре – светлая, мечтательная:

В разработке (тема Г.П.) преобладают отклонения в минорные тональности. В репризе темы звучат в миноре.
2 часть – медленная, в Соль мажоре – инструментальная ария, проникнутая светлым созерцательным характером:

3 часть – рондо, рефрен которого носит воодушевленный характер:

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ1756(3альцбург) - 1791(Вена)
Гениальный австрийский композитор, пианист, органист, дирижер, скрипач, педагог. Представитель венского классицизма. Обращался ко всем существовавшим в то время жанрам. Творческое наследие огромно, большая часть произведений - шедевры.
Имя Моцарта окружено легендами (о детстве, о необыкновенной быстроте работы над произведениями, о последних днях жизни). В них - доля правды: очень раннее развитие (начал сочинять с 5 лет, из 35 лет жизни - 30 занимает творческий путь). Причины: гениальная одаренность, великолепный педагог (отец - Леопольд Моцарт) и многочисленные поездки с 1762 года, которые принесли много музыкальных впечатлений, но они же вызвали переутомление, ослабили здоровье и привели к ранней смерти.
Основные периоды творчества:
1)ранний - до 70-х годов — концерты в Мюнхене, Париже, Лондоне, Гааге и др. (клавесинист, органист, скрипач, дирижер), в концертах участвовала и сестра Наннерль (Мария Анна Моцарт). Создание произведений во всех жанрах (5 лет -первые пьесы для клавесина, 8 лет - симфонии, 10 - вариации, 11 - произведения для сцены): 1769 - назначение придворным капельмейстером (без жалования).
2) 70-е годы: 3 поездки в Италию (награждение папским орденом «Золотой шпоры», избрание в члены Болонской академии, постановка опер в Милане). 1772 -придворный капельмейстер (с жалованием), концерты в Вене, Мюнхене. 1777 -увольнение со службы, посещение Мангейма. 1778-79 - Париж, неудачная попытка устройства на службу, смерь матери, возвращение в Зальцбург на службу к архиепископу, создание большого количества произведений (лучшие - симфония № 25, сонаты № 8, 11, концерты № 9, 10, опера «Мнимая садовница»).
3) Венский период. 80е годы. Вершина творчества. Моцарт - свободный художник. Лучшие произведения: симфонии № 39-41, концерты №№ 23, 24, оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», Реквием.

ОПЕРА «СВАДЬБА ФИГАРО»
Создана в 1786г. по запрещенной в Вене комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Либретто (текст оперы) да Понте. В произведении сочетаются традиции оперы-buffa (комической) и seria (серьезной). Традиции:запутанный сюжет со счастливым концом, победа слуги в конфликте с господином, номерная структура. Новаторство:соединение комического и серьезного, создание индивидуальных характеров (у каждого героя свои интонации), зависимость расположения номеров от сюжета, а не от традиций, повышение роли ансамблей.
Герои и голоса.
Граф Альмавива -баритон
Графиня -сопрано
Фигаро, слуга графа -бас или баритон
Сюзанна, горничная Графини, невеста Фигаро -сопрано
Керубино, паж -сопрано или меццо-сопрано
Марселина, экономка, мать Фигаро -меццо-сопрано
Доктор Бартоло, отец Фигаро -бас
Базилио, учитель музыки -тенор

Дон Курцио,судья -тенор
Антонио, садовник, дядя Сюзанны -бас
Барбарина, его дочь -сопрано

 

Увертюра- сонатная форма без разработки. Не на темах оперы, но ясно передает ее настроение: веселую суету:






Каватина Фигаро (1д.) - 3-хчастная форма. 1 и 3 разделы - ритм менуэта («портрет» Графа):

2-й раздел - четкий маршевый ритм:

Ария Керубино (1д.) - волнение, трепетность. Керубино - символ юности, любви к жизни:

Ария Фигаро (1 д.)- рондо: маршевость, фанфарность. «Портрет» Фигаро -мужественного, смелого, умного и насмешливого:

Ария Сюзанны (4д.) - прежние черты и новое - серьезные переживания:


2 и 4 действия оканчиваются финалами- ансамблями, в которые последовательно вводятся все герои.
СИМФОНИЯ № 40, соль минор
Моцартом написано более 50 симфоний, но последняя известна под № 41 («Юпитер»), т.к. некоторые ранние произведения были обнаружены позднее. Симфония № 40 (1788) - самая необычная симфония XVIII века: ее темы - лирико-драматического характера, финал трагический. Предвосхищает романтический стиль (раскрывает переживания личности), но все же истинно классическая, т.к.:
1) состоит из 4 частей (1-быстрая, 2-медленная, 3- менуэт, 4 - быстрая),
2) в 1,2,4 частях сонатная форма,
3) тональные соотношения традиционны,
4) состав оркестра парный.
1 часть- экспозиция начинается с т.ГП взволнованного характера: напоминает арию ламенто (гомофонная фактура, вокальный склад мелодии, нисходящие м.2 и восходящие м.6):

Св. ч. - развитие интонаций т.ГП и новая, более решительная тема. т.ПП -Си-бемоль мажор, нежная, грациозная:

З.ч. - на интонациях т.ГП, полифоническая.
Разработка - трагический характер. Модуляции в далекие тональности. Вычленение мотивов из т.ГП и полифоническое их развитие.
Реприза - все темы в соль миноре, трагичнее, чем в экспозиции.

2 часть- Ми-бемоль мажор. Сонатная форма. т.ГП (основная тональность, полифоническое изложение) и т.ПП (Си-бемоль мажор, гомофонная фактура) -индивидуальны, но не контрастны: лирические, задумчивые. Тема главной партии:

3 часть- менуэт, но необычного драматического характера:

Форма сложная трехчастная, 2й раздел - трио (Соль мажор, светлый характер, перекличка разных фупп инструментов. Зй раздел - реприза da саро (точная).
4 часть- сонатная форма. Характер близок 1 части, а т.ГП напоминает Третью часть – она драматична, стремительна, из 2-х элементов:

Тема ПП - Си-бемоль мажор, лирическая, более спокойная:

Разработка короткая, но активная. Реприза и кода минорные, трагичные, что необычно для классической симфонии.

СОНАТА № 11, Ля мажор.
Моцарт - первый в истории музыки пианист-виртуоз (лишь в раннем возрасте выступал как клавесинист). Фортепиано - его любимый инструмент. Жанры: сонаты (19), концерты (27), фантазии (3), вариации, рондо, танцы и другие пьесы.
Соната Ля мажор(№ 11) написана в 1778г. в Париже. Состоит из трех частей, как и большинство сонат того времени, но имеет ряд особенностей:
1) все части в Ля мажоре,
2) 1ч. анданте, 2 ч. темп немного быстрее, 3 часть - аллегретто,
3) отсутствует сонатная форма.
1 часть- вариации. Тема песенно-танцевального склада, светлая, лиричная:


Размер 6/8. Форма простая двухчастная репризная. Вариации строгие (фигурационные, орнаментальные: меняется мелодия, фактура, ритм, но сохраняется тональность, форма, опорные точки мелодии). 1 вар. - усложняется мелодия; 2 вар. — появляются триоли; 3 вар. - минор, движение ровными длительностями:

4 вар. - перекличка регистров; 5 вар. напоминает арию, 6 вар. аллегро, размер 4/4, жизнерадостная.
2 часть— менуэт. Сложная 3х-частная форма. Спокойный характер:

Трио (2й раздел) напоминает 4-ю вариацию из 1й части.
3 часть- знаменитое «рондо в турецком стиле». Форма сложная Зх-частная с припевом (рефреном, который придает части черты рондо):
В                   А             С                 А                   В              А         КОДА
основная-  припев-       трио-  припев- реприза- припев  

тема          рефрен      (сред.ч.)     рефрен 1й темы      рефрен
ля минор Ля мажор фа-диез Ля мажор ля минор .Ля мажор Ля мажор
Основная тема финала (В):
Тема трио(С):

Тема припева(А):

Реквием.
Заупокойная месса, ре минор. Текст латинский. Исполнительский состав: 4 солиста (сопрано, меццо-сопрано или альт, тенор, бас), хор, оркестр (струнные, фаготы, бассетгорны - разновидность кларнета, их обычно заменяют валторнами, трубы. тромбоны. литавры). орган. Написан по заказу графа Вальзегга, который хотел выдать это произведение за свое. Работа над Реквиемом прервана смертью, заканчивал произведение его ученик Зюсмайер. Реквием - самое трагическое произведение Моцарта. Состоит из 12-ти частей.

1 часть- два раздела: 1й - «Вечный покой», скорбь, медленный темп; 2й -двойная фуга, в которой первая тема - символ «креста», а вторая - вращательное движение («Чаша страданий»)

3 часть«Труба предвечного», ансамбль солистов, соло тромбона.

7 часть- Лакримоза («Слезный день»). мольба, ариозные интонации, секунды - мотивы вздоха у скрипок. Эта часть - последнее, что создал в своей жизни Моцарт.

Вывод по творчеству. Основное направление в творчестве Моцарта -классицизм(гармоничность, обращение к жанрам симфонии, сонаты, квартета. концерта: совершенство форм), но в ранних произведениях - черты рококо (изящество, мелизмы). в поздних - предвосхищение романтизма(повышение внимания к чувствам, неразрешимость проблем - например, симфония № 40).
В своих произведениях Моцарт раскрывал жизнь со всеми ее контрастами, но при этом музыка его всегда прекрасна и гармонична.Она соединяет в себе пылкость юности, сдержанность зрелости и мудрую умиротворенность старости.
Истоки творчества Моцарта разнообразны: ранний классицизм (например, музыка сыновей Баха), итальянская опера, венская бытовая музыка, творчество Гайдна, Генделя и Баха. Эти традиции он претворил индивидуально, отбирая то, что было близко ему самому. «Мастер познается в ограничении», - эта мысль Гёте определяет творчество Моцарта: не разрушая традиций, а лишь по-новому прочитывая их, он стал великим новатором. Музыка Моцарта вызывала восхищение во все времена. Она - совершенство, она - высшее проявление человеческого духа, она - вдохновение и красота.


ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН 1770 (Бонн) - 1827 (Вена)

В еликий немецкий композитор, пианист, дирижер, с творчеством Бетховена музыка вступила в новую фазу своего развития. Младший современник Гайдна и Моцарта, он воспитывался в другой обстановке, чем они — под влиянием идей Великой Французской революции (1789). Его творчество отразило героику и трагизм этой эпохи.
Жизнь композитора сложилась трагически: уже в молодости он почувствовал первые признаки ухудшения слуха, что привело к полной глухоте. Лишь огромная сила воли и любовь к искусству помогли Бетховену победить тяжелую судьбу.
Бетховен родился в семье придворного музыканта, однако условий для раннего развития гениальной одаренности (как у Моцарта) не было. Причины: трудный характер отца, ранняя смерть матери, тяжелое материальное положение. Систематические занятия музыкой начались только в 10 лет, учитель - Нефе. В 12 лет издано первое сочинение Бетховена - «Девять вариаций на тему марша Дресслера». В 14 лет он был назначен придворным органистом. В 1787 году произошла встреча с Моцартом, в 1790 - с Гайдном, у которого Бетховен начал заниматься после переезда в Вену в 1782г.
Первые годы в Вене — самые счастливые в жизни композитора: успешные концертные выступления, педагогическая деятельность, создание множества прекрасных произведений (в том числе - 1-я симфония, 1-15 сонат, 1-3 фортепианных концертов и др.) 1802 год - трагический для композитора: первые признаки глухоты, продолжительное лечение не дало результатов, в письме к братьям («Гейлигенштадтское завещание») он писал о желании умереть.
С 1802г. по 1812г. созданы наиболее известные сочинения: 2-8 симфонии, 16-23 сонаты, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано.
Последние годы жизни композитора были очень тяжелыми: одиночество, болезни, нищета. Однако, в это время им написаны подлинные шедевры: последние сонаты (24-32), квартеты (12-16), Торжественная месса, 9-я симфония.

Симфония № 5, до минор, 1808 год
Симфония - главный жанр в творчестве Бетховена, раскрывает наиболее важные вопросы человеческой жизни. Бетховен - создатель симфонии-драмы(новая разновидность жанра) - №№ 3, 5, 9. Но им написаны и произведения иного характера (симфония № 6 «Пасторальная»).
Симфония № 5 - героико-драматического характера, о борьбе личности с судьбой о могуществе человеческой воли.

1 часть- сонатная форма. Экспозиция начинается «мотивом судьбы» (по определению автора), который встречается (изменяясь) во всех частях. Тема ГП - драматическая, активная - «мотив судьбы и его развитие:
Последний этап ГП выполняет роль Св.ч.. Перед ПП - короткая связка-фанфара валторн. Тема ПП - Ми-бемоль мажор, лирическая, но сопровождается ритмом судьбы:

ЗП - Ми-бемоль мажор: новая героическая тема, объединяюшая черты т.ГП и т.ПП. Разработка сжатая, энергичная, в основном развивает т.ГП. Репризасодержит изменения: начинается с кульминации, в т.ГП - горестный речитатив гобоя, т.ПП и т.ЗП в До мажоре. Кода - как бы вторая разработка.
2 частъЛя бемоль мажор. Двойные вариации. 1 тема - лирико-философская, плавная, без украшений, у низких струнных:

2 тема - поначалу напоминает 1, но после модуляции в До мажор приобретает героические черты. Темы развиваются последовательно, но появляется «мотив судьбы», 1 тема приобретает героические черты 2й темы.
3 часть- до минор. Сложная 3-хчастная форма. Скерцо вместо менуэта) Первый раздел содержит 2 темы: 1- диалогическая:
2 - грозная, маршевая, с ритмом судьбы:

Трио - До мажор, фугато. Реприза - зловещее, приглушенное звучание, пиццикато струнных. Финал вступает без перерыва, длительно подготавливается: выдерживается тихая звучность у низких струнных, ритм судьбы, затем - стремительное крещендо.
Форма 4 части- сонатная, тональность До мажор. Состав оркестра усилен (тромбоны, флейта пикколо, контрфагот). Все темы (т.ГП, Св.ч., т.ПП, т.ЗП) связаны с музыкой Французской революции (ритм марша, интонации песен и гимнов).
Тема главной партии:
Ритм судьбы из грозного преобразуется в победный. Разработка - развивается т.ПП, становится все более торжественной. Но неожиданно вторгается 2-я тема («судьбы» из 3-й части - как напоминание о былом (реминисценция). Реприза - все темы в До мажоре. Кода - вывод и кульминация произведения: победа воли и человеческого разума. Тема судьбы становится темой триумфального шествия.
Увертюра «Эгмонт» 1810г.
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» написана по заказу венского театра. Содержание: героическая борьба нидерландского народа против испанского ига: Эгмонт – полководец, возглавивший восстание и казненный по приказу герцога Альбы в 1568г. Лучший из созданных Бетховеном эпизодов трагедии - увертюра, которая кратко передает смысл произведения Гёте. Форма сонатная со вступлением и кодой. Вступление медленное, противопоставляет грозную сарабанду

и печальную тему с нисходящими интонациями:
Тональность фа минор.
Основной раздел: т.ГП - героико-драматический вариант второй темы вступления:

т.ПП - Ля-бемоль мажор, сарабанда:

разработка - борьба контрастных сил; реприза - продолжение развития, драматичнее экспозиции; перед кодой - театральный прием (изображение казни Эгмонта - 1 развязка — трагическая); кода Фа мажор, 2 развязка — оптимистическая: подвиг героя принес победу его народу.

Соната № 8, «Патетическая»,до минор, 1799г.
Бетховен — выдающийся пианист. Для фортепиано им написано множество произведений в разных жанрах (вариации, концерты, танцы, небольшие пьесы -например, «Багатели»), но основное место принадлежит 32м сонатам. Соната № 8 -одна из самых известных. Название «Патетическая» (страстная) - авторское. Произведение вызвало споры из-за новизны содержания (идея борьбы личности с судьбой, конфликтность) и стиля (яркие контрасты тем, применение оркестровых приемов в фортепианной музыке).
1 часть открывается медленным вступлением.

Оно театрально (напоминает оперную увертюру), основано на контрасте грозных аккордов форте и более легкого звучания пиано в среднем регистре с пунктирным ритмом. Основной раздел –быстрый, в сонатной форме. т.ГП - бурная, гневно-протестующая:

вырастает из вступления, в басах - тремоло (оркестровый прием). 1я тема ПП ми-бемоль минор, на интонациях мольбы, жалобы:
2я тема ПП - Ми-бемоль мажор, порывистая, энергичная.
т.ЗП - Ми-бемоль мажор, активная, взволнованная. Разработка драматична. Начинается темой вступления, затем развивается т.ГП. В репризе все темы звучат в до миноре, более трагично. Кода начинается измененной темой вступления без начальных грозных аккордов, безысходно, скорбно. Но окончание волевое, целеустремленное (т.ГП).
2 часть— медленная, лирико-философского характера. Ля-бемоль мажор. Рондо - АВАСА. Рефрен - мелодия в низком (виолончельном) регистре, без мелизмов (ново для того времени), по характеру размеренная:

Первый эпизод печального характера. Второй - взволнованный, с триольным ритмом, который сохраняется в последнем проведении рефрена.
3 часть- быстрая, рондо-соната. Драматический порыв, вызов судьбе. Основная тема интонационно напоминает 1 тему ПП из 1 части:


Схема финала:
ЭКСПОЗИЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕПРИЗА
т. ГПСв.ч. т.ПП. З.ч.т. ГПЭПИЗОДт. ГПСв.ч. т.П.П. З.ч.т. ГП
рефрен 1 эпизод рефренвместо разработки рефрен 1 эпизод рефрен
А                      В             А                С                       А                  В       А
до минор Ми-бемоль до минор Ля-бемоль мажор до минор до минор до минор мажор

Соната№ 14,до-диез минор, 1801 год.
Название «Лунная» принадлежит поэту Рельштабу и навеяно настроением первой части. Бетховенское обозначение - «соната-фантазия» 1 часть- адажио: напоминает музыку Баха (прелюдийная фактура. хоральная мелодия), подготавливает романтический ноктюрн (возвышенный лирический характер, задумчивость. созерцательность, мелодия вокального склада и арпеджированное сопровождение); содержит также черты траурного марша (скорбная сосредоточенность, пунктирный ритм, повторение одного звука). Форма очень сложная (сочетает признаки трехчастной, сонатной, рондообразной), так как воплощает содержание, отличающееся большой глубиной. 2 часть- аллегретто. Ре бемоль мажор. Сложная Зх-частная форма. Напоминает менуэт. Мечтательный характер. «Цветок между двумя пропастями» (Лист). 3 часть- быстрая, трагически-страстная. выражает отчаяние и надежду. Кульминация сонаты. Огромный контраст с 1 частью, хотя главные темы (I и 3 частей) основаны на сходных фигурациях. Сонатная форма. Произведение удивительно едино, так как:
I) строится по принципу ускорения темпа;
2) части исполняются без перерыва;
3) применяются одноименные тональности;
4) есть сходство в темах 1 части и финала.
Соната № 23,фа минор, 1804-1806.
Героико-драматическое произведение. Название «Аппассионата» (страстная) - не авторское, но верно отражает содержание. Р.Роллан назвал ее «Пламенный поток в гранитном русле». Действительно, в ней бурная эмоциональность соединяется со строгой логикой формы. По глубине идей и масштабности близка симфонии. Создана незадолго до симфонии № 5 и во многом ее подготавливает.

1 часть- сонатная форма. т.ГП - тревожная, конфликтная, но в то же время волевая. Состоит из нескольких элементов, один из которых - «ритм судьбы» (встретится в 5 симфонии). т.ПП - вариант т.ГП, гимнический характер. Разработка сложная, как в симфонии. В репризе продолжается развитие тем. Кода - как бы вторая разработка.

2 часть— вариации на хоральную тему возвышенно-философского характера.

3 часть— вступает без перерыва. Связана со 2-й частью диссонирующим аккордом (как бы тревожным сигналом). Сонатная форма. Все темы волевого характера. Смысловой вывод: человек никогда не достигает полного покоя, но борьба с судьбой - смысл его жизни.

Вывод. Творчество Бетховена - вершинав развитии музыкального классицизма.Оно воплощает веру в человеческий разум и волю (симфония № 5. соната № 23), отражает важнейшие идеи эпохи Просвещения(Ода Шиллера «К радости» введена в финал симфонии № 9). Бетховена привлекали героические сюжеты:борьба за независимость («Эгмонт»), борьба с тиранией (опера «Фиделио»). Его герои - личности сильные, сохраняющие верность долгу наперекор судьбе.
Творческое наследие Бетховена огромно и основное место в нем принадлежит жанрам, сформированным в эпоху классицизма: 9 симфоний, 32 фортепианные сонат



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.