|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемственность через познавательное развитие в доу»
Доклад к педсовету «Преемственность через познавательное развитие в доу»
Подготовила: воспитатель Шабаева Ф.Ф.
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения. Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС в ДО введен с 1 января 2014 года) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности - умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества. В настоящее время ФГОС соответствуют комплексные программы: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В.Васильевой / Под ред. Н.Е. Вераксы , 2014 год., Парциальные программы: «Экологическое воспитание в детском саду» автор С.Н.Николаева, «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н.Н.Авдеева. Для осуществления преемственных связей необходимо: 1.Укрепление здоровья детей; - обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку; -организация двигательной активности детей. 2. Формирование положительной мотивации: - проведение занятий в форме - игры. 3. Формирование предпосылок учебной деятельности; - восприятие инструкций; - планирование деятельности; - умение выполнять задание до конца; - способность выполнять задание в течение определённого времени. 4. Развитие познавательных функций: -речь; - внимание; - память; - восприятие; - воображение; - мышление. 5. Организация разнообразных форм занятий: - наблюдение; - работа парами; - работа по подгруппам; 6. Активизация любознательности и инициативности детей: - умение задавать вопросы; - высказывание собственных суждений; - умение делать простые практические выводы. 7. Организация сотрудничества детей и педагогов. 8. Создание развивающей среды. Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения. Перед воспитателем детского сада на уровне дошкольного образования, а далее и учителем начальной школы на уровне начального общего образования стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс. Преемственность между всеми уровнями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед. В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность: - всестороннее воспитание и развитие; - формирование психологической готовности к обучению в 1 классе; - формирование учебной мотивации. Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Проблемы преемственности: 1.Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу; 2.«Скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; 3.Обучение на предшествующем уровне часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня; 4.Неготовность педагогических кадров к решению проблемы. Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов: В школе нами был разработан план по преемственности между ДО и НО Цель: Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
План работы ШМО воспитателей и учителей начальных классов Тема: Обновление содержания начального и дошкольного образования в контексте ФГОС Цель: Организовать педагогическое общение учителей начальных классов и воспитателей по обновлению содержания начального и дошкольного образования в контексте ФГОС. Задачи: • совершенствование педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей; • выявление, обобщение и распространение педагогического опыта; • организация работы по преемственности между детским садом и начальной школой; • формирование творческого потенциала личности воспитателя и учителя через активное участие в работе ШМО, мероприятиях различного уровня и трансляции педагогического опыта. 2.Проведение мероприятий, таких как: Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет два уровня развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Литература 1.Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008. 2.Ресурсы Интернет. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-с.27. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|