Занятие 6
Занятие 6
Задание 1.
Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока - сорока Кашку варила, Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаются мизинец),
Этому дала(безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой пальцы).
Задание 2.
Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).
На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты:
· использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;
· увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
Задание 3.
Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а - а - а», «у у - у») и прячутся за ширму.
Вопросы и инструкции:
Угадай, кто поздоровался? Покажи.
Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).
Усложнение:
· «Чудесный мешочек».
Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания. Вопросы и инструкции:Покажи, кто позвал?
Кто поздоровался так: «А - а - а»?
· «Кто ушел?»
На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).
Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания). Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.
Занятие 7
| Задание 1.
Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.
Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:
|
|
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот мальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - Вовочка.
Задание 2.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Задание 2.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.
Игра «Удочка». На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удочки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает «поймать на удочку» мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (можно использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать малыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет «поймана», ребенок называет ее, используя звукоподражание.
| Занятие 8
| Задание 1.
| Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.
Взрослый произносит слова:
Поехали - поехали,
Поехали - поехали,
С орехами, с орехами,
К зайчику за мячиком,
За мячиком твоим,
Круглым и большим,
Вот каким! (показ руками)
К дедушке за репкой,
Желтой, большой,
Вот какой!
| (Взрослый разводит руки ребенка в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).
Задание 2.
Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.
Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопровождается стихотворным текстом:
Бабочка летала,
Над Вовочкой порхала.
Вова не боится –
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.
Задание 3.
Два колокольчика находятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.
Цель: учить ребенка определять направление звука.
Варианты.
· «Где же, где же колокольчик?»
Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными действиями:
- Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку).
- Нет-нет, нет-нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).
- Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки).
- Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой).
· Использование погремушек, звуковых коробочек.
| Занятие 9
| Задание 1.
Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!»
На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг-понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).
|
|
Задание 2.
Цель: учить ребенка произвольному выдоху.
Игра «Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: «Наберу много воздуха и подую на чай!»
Задание 3.
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Игра «Разноцветная коробочка». В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрослый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки «такой же». Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: «Ты достал не такой шарик», - вынимает шар нужного цвета и говорит: «Достань такой же».
|
Занятие 10
|
Задание 1.
Цель: формировать представление о схеме тела.
Вова хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Вова топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)
Ручками захлопали:
Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Ножками затопали:
Топ - топ - топ! (топает ножками)
Задание 2.
Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).
Ребенку демонстрируется звучание барабана, дается звукоподражание: «Бом - бом». Далее взрослый показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, побуждая малыша к одновременному с движением проговариванию звукоподражания.
По просьбе взрослого ребенок выбирает барабан из ряда звучащих предметов (игрушки находятся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со звукоподражанием.
Задание 3.
Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Игра «Разноцветная коробочка» (описание см. в занятии №9).
Аналогичные задания проводятся с кубиками, счетными палочками, цветными карточками, мелкими игрушками, мелким материалом (мозаикой, пуговицами).
|
Занятие 11
| Задание 1.
Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).
Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых широких бокала (в одном находится крупа, во втором - вода. Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждый бокал и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрый (сухой) бокал, не опуская в него пальцы (дается инструкция:«Покажи мокрый (сухой) бокал»).
Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе со взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста.
Задание 2.
Взрослый читает сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка!
Умой мое личико,
Умой глазки,
Умой ротик,
Умой носик,
Умой ушки! (совершает воображаемые действия - «умывается»)
При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.
Задание 3.
Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).
· Игрушки убираются за ширму и ребенок не видит, а только слышит звучание предметов. Если возникают трудности осмысления задания, можно сделать его более доступным, положив перед ребенком парную игрушку-барабан. Услышав звучание барабана за ширмой, малыш начинает стучать по лежащему перед ним инструменту.
· «Играет - не играет» (ребенку предлагается определить, звучит ли барабан среди других инструментов за ширмой.Правильным ответом является имитационное движение, согласованное со звукоподражанием).
Задание 4.
Цель: формировать длительный произвольный выдох.
Игра «Кораблики»: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
|
|