Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника. Общественные науки



2. Техника

«Наряду с сетью научно-исследовательских институтов и учреждений Наркомпроса, одной из основных целей которых было изучение естественных производительных сил страны, в 1917-1925 гг. сложилась система институтов и организаций НТО ВСНХ, перед которыми ставилась задача непосредственного научного обслуживания промышленности».

Уже в 1918 г. в Москве начала работать Центральная научно-техническая лаборатория, создателем и организатором которой был Л. Я. Карпов. Она проводила различные исследования по заданию ведомств и предприятий - проверяла сплавы, горючие смеси, суррогаты, испытывала материалы на прочность и т. п. Такой же комплексный характер носила Научно-техническая лаборатория в Петрограде.

Учреждения и институты НТО возникали в прямой зависимости от нужд того или иного производства. Так, острый топливный кризис вызвал к жизни в 1918 г. специальные лаборатории по изучению свойств топлива.

Потребность в новых сплавах и разработке методов использования сырья привела к созданию в 1918 г. Института исследования твердого вещества, а необходимость поднятия сельскохозяйственного производства к организации в 1919 г. специального Института по удобрениям. Конкретные задачи в области развития транспорта и химической промышленности вызвали в 1918-1919 гг. появление таких институтов, как Центральный аэрогидродинамический институт - ЦАГИ, Институт прикладной химии и др.

Таким образом, при НТО ВСНХ начал складываться комплекс учреждений, обслуживающих основные отрасли промышленности.

В начале 20-х годов были созданы такие институты, как Институт механической обработки полезных ископаемых, Научный химико-фармацевтический институт, Государственный экспериментальный электротехнический институт и др.

К концу 1923 г. НТО координировал работу 14 крупных институтов и специализированных лабораторий, а в 1926 г. - 33.

С развитием промышленности и увеличением научных задач, которые она ставила, происходило не только количественное, но и качественное изменение научных учреждений. Так, организованные в 1918 г. в Москве и Петрограде научно-технические лаборатории эволюционировали в крупные исследовательские институты.

В 1922 г. Центральная научно-техническая лаборатория в Москве была преобразована в Химический институт им. Л. Я. Карпова.

Институты и учреждения НТО ВСНХ, организованные в 1918-1925 гг., создали прочную научную основу социалистического народного хозяйства.

Теоретические работы А. И. Берга по радиофизике способствовали решению проблемы радиофикации страны. Выдающийся радиотехник А. Л. Минц создал ламповую радиостанцию (1922), поступившую на вооружение войск связи (1923). В октябре 1924 г. начались регулярные передачи созданной им Сокольнической радиостанции, в 1925 г. был организован первый радиорепортаж с Красной площади (с похорон М. В. Фрунзе), проводились первые опыты передачи по радио концертов и спектаклей.

К 1927 г. была разработана система телевидения (Л. С. Термен, А. П. Константинов и др.). В 1923 г. по проекту коллектива, возглавляемого А. Н. Туполевым (с октября 1922 - руководитель Комиссии ЦАГИ по металлическим самолетам), был построен легкий спортивный самолет АНТ 1, положивший начало серии самолетов различных модификаций. В мае 1924 г. был испытан в полете АНТ 2 - первый советский цельнометаллический самолет. В ноябре 1924 г. в туполевском КБ были начаты проектирование и постройка самолета ТБ 1.

Конструкция оказалась столь удачной, что самолет пошел в серию и стал прототипом всех последующих многомоторных бомбардировщиков моноплановой схемы.

В 1930 г. завершено строительство первого гидросамолета АНТ 22. В 1928 г. создан учебный двухместный самолет У 2 (с 1944 г. - По 2) конструкции Н. Н. Поликарпова, выпускавшийся до 1959 г.

К. Э. Циолковский в конце 1920-х годов приобрел мировую известность как глава нового научного направления - ракетодинамики.

Ф. А. Цандер разработал и в 1930 г. построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе.

Советские ученые и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидравлических электростанций. Осуществление научных и технических разработок позволило выполнить рассчитанный в 1920 г. на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 г.

К 1935 г. он оказался перевыполненным в 2,5 раза.

3. Общественные науки

Непременным условием успешного развития науки в соответствии с новыми задачами являлась ее перестройка на марксистских основах. Поэтому одним из важнейших и неотложных направлений в области организации науки было создание сети марксистских учреждений по общественным наукам.

Летом 1918 г. была учреждена Социалистическая академия общественных наук. Мысль о такой Академии возникла среди ученых-коммунистов, группировавшихся вокруг комиссии по разработке Советской конституции, в числе которых были М. Н. Покровский, М. А. Рейснер и др.

25 июля 1918 г. СНК РСФСР одобрил идею создания САОН. Проект постановления СНК «О Социалистической академии общественных наук» был сформулирован В. И. Лениным. По мысли В. И. Ленина, она должна была стать научно-просветительной организацией, имею щей основной задачей разработку, а также пропаганду марксизма и консолидацию марксистских научных сил.

С самого начала СAOH представляла собой исследовательское учреждение нового типа. Она совмещала исследование самых кардинальных теоретических проблем с конкретной разработкой практических задач, вызванных проблемами государственного строительства.

САОН по заданию партии и правительства разрабатывала основы Советской конституции, принимала участие в подготовке университетской реформы, создании факультетов общественных наук и новых университетов, изучала вопросы социалистической перестройки деревни, организации труда, культурного строительства.

Развитие Социалистической академии, изменение направления ее деятельности и организационной структуры определялось развитием Советского государства, изменением задач, стоящих перед партией.

В первый год существования она вела в основном организационную, учебно-просветительную и пропагандистскую работу. В 1918 г. она организовывала курсы лекций по социально-экономическим и политическим дисциплинам, группировавшиеся вокруг нее ученые выступали с докладами в рабочих районах.

Ее влияние на учащуюся молодежь было огромно.

Увеличение объема работ Социалистической академии в связи с ростом хозяйственных и политических задач, стоявших перед Советским государством, вызвало создание специальных научных секций. В 1921-1922 гг. возникли секции Советского строительства, Теории государства и права, Экономики, Теории и истории рабочего движения и др.

Процесс консолидации коммунистических научных сил вызвал к жизни марксистские научные общества статистиков, историков и др. Они становились центрами, вокруг которых шло непрерывное объединение передовых научных сил.

В 1924 г. Социалистическая академия была переименована в Коммунистическую.

В 1925 г. она представляла собой целый комплекс учреждений, в который входило три института (Советского строительства, Мирового хозяйства и мировой политики, Изучения высшей нервной деятельности), семь секций, два научных общества, издательство, редакции журналов.

Комакадемия объединяла вокруг себя исследовательские подразделения наркоматов и других государственных органов, осуществляла планирование и методическое руководство их научно-исследовательской деятельностью.

Коммунистическая академия была первой в системе гуманитарных марксистских учреждений, созданных в послереволюционные годы.

Особенно выросла сеть учреждений, изучающих социально-экономические и политические проблемы, в начале 20-х годов.

В январе 1921 г. ЦК РКП (б) принял решение об организации Института К. Маркса и Ф. Энгельса, который должен был исследовать историю зарождения и развития марксизма, а также изучать и обобщать опыт международного рабочего движения.

В сентябре 1921 г. постановлением СНК была организована Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б).

В 1923 г. по инициативе московских коммунистов был создан Институт В. И. Ленина, на который возлагалось собирание и издание рукописей В. И. Ленина, а также изучение, разработка и пропаганда ленинизма.

Большую роль в развитии общественных наук сыграла основанная в начале 20-х годов Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). Она объединяла и координировала работу гуманитарных учреждений, главным образом тех, которые возникали при факультетах общественных наук университетов и при

Подводя итоги, можно отметить следующее.

За два десятилетия советской власти в стране было создано большое количество научных институтов, открыты школы, вузы, начата и успешно проведена борьба с неграмотностью населения, которое к началу XX века было практически повально безграмотным.

В 1918-1920 было создано около 50 научно-исследовательских институтов, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт (ГОИ), Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера.

В 1922/23 учебном году в СССР насчитывалось 248 вузов (216,7 тыс. студентов).

В 1931/32 учебному году, количество вузов в СССР достигло 701 (405,9 тыс. студентов).

С постановлением ЦК ВКП (б) от ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском „Краткого курса истории ВКП(б)“», началось формирование единой системы философско-политического образования.

До Великой Отечественной войны были разработаны и утверждены программы по диалектическому и историческому материализму, заново созданы философские факультеты, во многих институтах организованы кафедры диалектического и исторического материализма.

В 1934 году была опубликована монография советского химика Н. Н. Семёнова «Химическая кинетика и цепные реакции».

В 1924 году А. Ф. Иоффе открыл явление повышения прочности кристаллов при сглаживании их поверхности, получившее название эффекта Иоффе.

В 1928 году советские учёные Л. И. Мандельштам и Г. С. Ландсберг открыли явление комбинационного рассеяния света на кристаллах.

В 1934 году было обнаружено явление, получившее название «Эффекта Вавилова - Черенкова». Теоретическое объяснение явления было дано советскими учёными И.Е. Таммом и И.М. Франком в 1937 году. За открытие и истолкование этого явления Черенков, Тамм и Франк в 1958 году были удостоены Нобелевской премии по физике.

В 1934 году советский физик П. Л. Капица впервые в мире создал гелиевый ожижитель.

В 1937 году в СССР был создан первый в Европе циклотрон.

В 1938 году П. Л. Капица открыл явление сверхтекучести гелия.

Таким образом, научная деятельность в СССР в первые десятилетия советской власти, хоть и не была лишена некоторых перекосов, но была необычайно бурной и плодотворной.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.