|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации. составления и написания конспекта физкультурного занятия. Этапы подготовки к составлению и написанию конспекта физкультурного занятияМетодические рекомендации составления и написания конспекта физкультурного занятия
Цель настоящих рекомендаций, оказать методическую помощь обучающимся в составлении и написании конспекта физкультурного занятия. В данных рекомендациях представлены: · Этапы подготовки к составлению и написанию конспекта физкультурного занятия · Требования к оформлению и содержанию конспекта физкультурного занятия Этапы подготовки к составлению и написанию конспекта физкультурного занятия 1. Этап Перед написанием конспекта занятия необходимо проконсультироваться с воспитателем своей возрастной группы, в которой будете проведено физкультурное занятие: · необходимо определить задачи, содержание и основные приемы обучения; · выяснить уровень физической подготовленности детей, их особенности; · подготовить оборудование для занятия. 2. Этап · Проанализировать требования к двигательным навыкам детей по Программе «От рождения до школы» наиболее актуальных на конкретный промежуток времени. · Содержание занятия должно разрабатываться с учетом требований программы по данному разделу, уровня сформированности двигательных умений и навыков детей и освоенности основных движений. Результатом данного этапа работы над конспектом должно быть: · определение объема двигательного содержания физкультурного занятия; · определение методов и приемов обучения физическим упражнениям. 3. Этап После того, как отобран весь материал (задачи, двигательное содержание) составляется конспект физкультурного занятия по следующей структуре: программные задачи, подготовка воспитателя, ход занятия. Программные задачи: · Оздоровительные задачи: · задачи укрепления здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма, повышение работоспособности и закаливание организма, формирование правильной осанки, формирование сводов стопы) · Образовательные задачи: · задачи формирования двигательных умений и навыков (учить детей ходить, соблюдая заданный темп, совершенствовать навык бега, закреплять умение выполнять движения согласованно, учить прыгать в длину с места, отрабатывая энергичный толчок двумя ногами и т.д) · задачи развития физических качеств (развивать ловкость при выполнении упражнений с мячами, развивать силу при выполнении упражнений с набивными мячами) · задачи, касающиеся создания у детей представления о своем организме (учить детей правильно делать вдох и выдох при беге) · Воспитательные задачи: · задачи всестороннего гармоничного развития ребенка (учить выполнять посильные трудовые поручения, закреплять навыки сбора и раздачи спортивного инвентаря, учить действовать в соответствии с правилами игры, воспитывать чувство сопереживания) Из приведенных примерных записей оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выбираются только те, которые могут быть решены на конкретном физкультурном занятии. Подготовка воспитателя: · подбор необходимого оборудование, спортивного инвентаря, пособия, зрительных ориентиров, музыкального сопровождения в соответствии с содержанием физкультурного занятия Пример записи: Пособия: обручи диаметр 50 см, в количестве 15шт.; гимнастическая скамья, шириной 20см – 2 шт.; кубики высотой 15см, 2синих, 2 красных, бубен. · выбор места проведения физкультурного занятия: спортивный зал, музыкальный зал, групповая комната, площадка на улице (одежда детей: согласно месту проведения и времени года (на улице - облегченная, в помещении - футболка, шорты, носки) · расположение спортивного инвентаря и оборудования в помещении или на площадке, где будет проводиться физкультурное занятие, выбор способа организации детей для выполнения основных видов движений (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, поточно-круговой, посменный) Фронтальный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в младших группах, на начальных этапах обучения) Групповой способ организации детей на физкультурном занятии (используется в старших и подготовительных к школе группах, на 2 и 3 этапах обучения) Индивидуальный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в любых группах, если выполняемое движение сопряжено с необходимостью страховки действий ребенка со стороны педагога). Например, метание в цель, лазание по лестнице, прыжки с разбега, упражнения в равновесии. Поточный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в любых группах, если выполняемые движение знакомы и освоены детьми) Далее пишется ход физкультурного занятия. Структурные части физкультурного занятия: вводная часть, основная, заключительная. Особенность написания конспекта физкультурного занятия заключаются в том, что он записывается в виде таблицы. Конспект состоит из следующих граф:
Вводная частьфизкультурного занятия включает в себя: построение, перестроение, упражнения в различных видах ходьбы и бега, упражнений на восстановления дыхания, раздачи оборудования для выполнения ОРУ с предметами (если это предусмотрено), перестроения для выполнения комплекса ОРУ В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: вводная часть. В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды физических упражнений в вводной части: построение и перестроение, ходьба, бег, в сочетании друг с другом.
В графе №3 «Дозировка» указывается длительность выполнения различных видов ходьбы и бега в секундах и в минутах. В графе №4 «Темп». Необходимо указывать Темп выполнения для упражнений в ходьбе, беге (высокий, средний, медленный (низкий)). В графе №5 «Дыхание». Дыхание для ходьбы, бега, носит произвольный характер. В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Надо давать четкие, краткие организационно-методические указания, распоряжения, команды; продумать ритмическое сопровождение (счет, аудио запись, музыкальное сопровождение); не допускать длительных бесцельных движений. Примерная запись вводной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Основная частьфизкультурного занятия состоит из: комплекса ОРУ, основных движений, подвижной игры высокой подвижности. В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: основная часть. В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды физических упражнений в основной части: Комплекс ОРУ. Запись осуществляется согласно принятым нормам в методике физического воспитания. Схема записи общеразвивающих упражнений: 1.Название упражнений И.п. - (запись исходного положения) 1 - 2 - запись выполнения У 3 - упражнения 4 – и.п. В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторов ОРУ: Младшая группа 5-6 повторений Средняя группа 4-6 повторений Старшая группа 6-8 повторений Подготовительная группа 8-10 повторений В графе №4 «Темп». Необходимо указывать темп выполнения ОРУ (высокий - если упражнение знакомо детям и выполнение его не вызывает затруднений, например, «наклоны головы»; средний - если упражнение знакомо детям, но его выполнение сложно по структуре, например, упражнения, выполняемые на 8 и более счетов; низкий (произвольный) - если упражнение носит силовой характер, например «Поднятие туловища») В графе №5 «Дыхание» указываются «Вдох», «Выдох». Ряд ОРУ требуют фиксированного вдоха и выдоха, например, наклоны, повороты, приседания, как правило, в исходном положении дети делают вдох, а выдох должен совпадать с моментом выполнения упражнения. Упражнения силового характера, например, прыжки на месте или упражнения с исходным положением лежа не требуют фиксированного дыхания, поэтому оно произвольное. В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Необходимо предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе). Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОРУ.
• Основные движения В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды, основных движений, указывая полное название конкретных упражнений из основных движений. Например, Ходьба по гимнастической скамье шириной 15см, прыжки из обруча в обруч, разложенные на расстоянии 20см. В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений основных видов движения, зависящие от возраста детей, новизны и сложности упражнений и колеблется от 2-3 до 5-6 упражнений. Кроме того, в ряде упражнений: метание, прыжки, дополнительно указывается расстояние до цели или длина прыжка и др. параметры. В графе №4 «Темп». Для всех видов основных движений темп будет произвольный. В графе №5 «Дыхание». Дыхание для основных видов движения носит произвольный характер. В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Непосредственно под перечнем основных движений располагаете графическое изображение способов организации детей при их проведении. Продумать методы обучения. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание к выполнению движений. Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Основные движения.
Схема размещения детей и инвентаря на площадке Подвижная игра. В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» Записывается название подвижной игры и правила игры. Например, «Мы веселые ребята». Дети хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови! После слова (лови) дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений подвижной игры. В графе №4 «Темп». Записывается темп выполнения подвижной игры - высокий. В графе №5 «Дыхание». Дыхание для подвижной игры носит произвольный характер. В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: детям сообщается название игры, выбирается водящий (в зависимости от возраста эту роль выполняет либо воспитатель, либо ребенок), напоминаются правила игры и размещение детей на площадке. Необходимо объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Подвижная игра.
Заключительная частьфизкультурного занятия в основном состоит из ходьбы с замедлением темпа или игры малой подвижности, либо упражнений на релаксацию (расслабление). В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: заключительная часть. В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» пишется название конкретных упражнений, из которых состоит данная часть занятия: либо ходьба с замедлением темпа, либо игра малой подвижности, либо упражнения на релаксацию (расслабление), подведение итогов занятия. В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений данного упражнения. В графе №4 «Темп». Записывается темп выполнения упражнений (низкий, средний, высокий) В графе №5 «Дыхание». Дыхание для ходьбы носит произвольный характер. В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; надо постепенно восстанавливать дыхание; привлекать детей к подведению итогов занятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|