Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методические рекомендации. составления и написания конспекта физкультурного занятия. Этапы подготовки к составлению и написанию конспекта физкультурного занятия



Методические рекомендации

составления и написания конспекта физкультурного занятия

 

Цель настоящих рекомендаций, оказать методическую помощь обучающимся в составлении и написании конспекта физкультурного занятия.

В данных рекомендациях представлены:

· Этапы подготовки к составлению и написанию конспекта физкультурного занятия

· Требования к оформлению и содержанию конспекта физкультурного занятия

Этапы подготовки к составлению и написанию конспекта физкультурного занятия

1. Этап

Перед написанием конспекта занятия необходимо проконсультироваться с воспитателем своей возрастной группы, в которой будете проведено физкультурное занятие:

· необходимо определить задачи, содержание и основные приемы обучения;

· выяснить уровень физической подготовленности детей, их особенности;

· подготовить оборудование для занятия.

2. Этап

· Проанализировать требования к двигательным навыкам детей по Программе «От рождения до школы» наиболее актуальных на конкретный промежуток времени.

· Содержание занятия должно разрабатываться с учетом требований программы по данному разделу, уровня сформированности двигательных умений и навыков детей и освоенности основных движений.

Результатом данного этапа работы над конспектом должно быть:

· определение объема двигательного содержания физкультурного занятия;

· определение методов и приемов обучения физическим упражнениям.

3. Этап

После того, как отобран весь материал (задачи, двигательное содержание) составляется конспект физкультурного занятия по следующей структуре: программные задачи, подготовка воспитателя, ход занятия.

Программные задачи:

· Оздоровительные задачи:

· задачи укрепления здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма, повышение работоспособности и закаливание организма, формирование правильной осанки, формирование сводов стопы)

· Образовательные задачи:

· задачи формирования двигательных умений и навыков (учить детей ходить, соблюдая заданный темп, совершенствовать навык бега, закреплять умение выполнять движения согласованно, учить прыгать в длину с места, отрабатывая энергичный толчок двумя ногами и т.д)

· задачи развития физических качеств (развивать ловкость при выполнении упражнений с мячами, развивать силу при выполнении упражнений с набивными мячами)

· задачи, касающиеся создания у детей представления о своем организме (учить детей правильно делать вдох и выдох при беге)

· Воспитательные задачи:

· задачи всестороннего гармоничного развития ребенка (учить выполнять посильные трудовые поручения, закреплять навыки сбора и раздачи спортивного инвентаря, учить действовать в соответствии с правилами игры, воспитывать чувство сопереживания)

Из приведенных примерных записей оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выбираются только те, которые могут быть решены на конкретном физкультурном занятии.

     Подготовка воспитателя:

· подбор необходимого оборудование, спортивного инвентаря, пособия, зрительных ориентиров, музыкального сопровождения в соответствии с содержанием физкультурного занятия

    Пример записи:

Пособия: обручи диаметр 50 см, в количестве 15шт.; гимнастическая скамья, шириной 20см – 2 шт.; кубики высотой 15см, 2синих, 2 красных, бубен.

· выбор места проведения физкультурного занятия: спортивный зал, музыкальный зал, групповая комната, площадка на улице (одежда детей: согласно месту проведения и времени года (на улице - облегченная, в помещении - футболка, шорты, носки)

· расположение спортивного инвентаря и оборудования в помещении или на площадке, где будет проводиться физкультурное занятие, выбор способа организации детей для выполнения основных видов движений (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, поточно-круговой, посменный)

Фронтальный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в младших группах, на начальных этапах обучения)

Групповой способ организации детей на физкультурном занятии (используется в старших и подготовительных к школе группах, на 2 и 3 этапах обучения)

Индивидуальный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в любых группах, если выполняемое движение сопряжено с необходимостью страховки действий ребенка со стороны педагога). Например, метание в цель, лазание по лестнице, прыжки с разбега, упражнения в равновесии.

Поточный способ организации детей на физкультурном занятии (используется в любых группах, если выполняемые движение знакомы и освоены детьми)

Далее пишется ход физкультурного занятия.

Структурные части физкультурного занятия: вводная часть, основная, заключительная.

Особенность написания конспекта физкультурного занятия заключаются в том, что он записывается в виде таблицы.

Конспект состоит из следующих граф:

Части занятия Двигательное содержание физкультурного занятия Дозировка Темп Дыхание Организационно методические указания

Вводная частьфизкультурного занятия включает в себя: построение, перестроение, упражнения в различных видах ходьбы и бега, упражнений на восстановления дыхания, раздачи оборудования для выполнения ОРУ с предметами (если это предусмотрено), перестроения для выполнения комплекса ОРУ

В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: вводная часть.

В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды физических упражнений в вводной части: построение и перестроение, ходьба, бег, в сочетании друг с другом.

Дозировка различных видов ходьбы и бега в вводной части физкультурного занятия Возрастная группа

Разные виды ходьбы или бега

Непрерывный бег в медленном темпе Рекомендовано Программой От рождения до школы
Младшая группа 5-10 секунд каждое 2Х 1 Б 30-40 секунд – ранний возраст  50-60 секунд
Средняя группа 10-15 секунд каждое 2Х 1-2 Б 1-1,5 минуты
Старшая группа. Подготовительная группа 15-20 секунд каждое 4-5 ХиБ 1,5-2 минуты 2-3 минуты

 

В графе №3 «Дозировка» указывается длительность выполнения различных видов ходьбы и бега в секундах и в минутах.

В графе №4 «Темп». Необходимо указывать Темп выполнения для упражнений в ходьбе, беге (высокий, средний, медленный (низкий)).

В графе №5 «Дыхание». Дыхание для ходьбы, бега, носит произвольный характер.

В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Надо давать четкие, краткие организационно-методические указания, распоряжения, команды; продумать ритмическое сопровождение (счет, аудио запись, музыкальное сопровождение); не допускать длительных бесцельных движений.

Примерная запись вводной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Части занятия Двигательное содержание физкультурного занятия Дози ровка Темп Дыхание Организационно методические указания
Вводная часть Построение в 10сек Средний Произвольное Ребята, построились в
  шеренгу по одному       одну шеренгу.
          Подровняли носки, выпрямили спины.
  Перестроение из 5сек Средний Произвольное Ровняйсь! Смирно!
  шеренги по одному в колону по одному       Напра-во! Шагом марш!
  Обычная ходьба в 15сек Медленный Произвольное Смотрим вперед, не
  чередовании с       опережаем никого, идем
  ходьбой на 10сек     строго в срою.
носках, 10сек     Обычная ходьба. Теперь на носках
на внешней 10сек     руки на пояс.
стороне стопы        
    Бег обычный, бег с высоким подниманием  бедра Бег обычный Ходьба с Восстановлением  дыхания     15сек 15сек     15сек   15сек     Медленный   средний       Произвольное Обычная ходьба.  Посмотрите на меня,  Все молодцы, спину держим ровно! Обычная ходьба.  А теперь как медведи пойдем, руки в стороны, и на внешней стороне стопы, не спешим, идем медленно. Очень хорошо! Обычная ходьба. *** Приготовились к бегу. Побежали Дышим с закрытым ртом Приготовились к бегу с заданием Бег, высоко поднимая ногу, носок вниз, Бежим легко. Хорошо, бег обычный Приготовились к ходьбе Ходьба, поднять руки вверх, вдох Носом. Руки вниз – выдох через рот
  Перестроение для 30сек Средний Произвольное Через центр зала в колонну по 3, шагом марш! На
  выполнения ОРУ       месте стой раз, два! Кругом! На вытянутые руки вперед, разомкнись!

Основная частьфизкультурного занятия состоит из: комплекса ОРУ, основных движений, подвижной игры высокой подвижности.

В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: основная часть.

В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды физических упражнений в основной части:

Комплекс ОРУ. Запись осуществляется согласно принятым нормам в методике физического воспитания. Схема записи общеразвивающих упражнений:

1.Название упражнений И.п. - (запись исходного положения)

1 -

2 - запись выполнения У

3 - упражнения

4 – и.п.

В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторов ОРУ:

Младшая группа 5-6 повторений

Средняя группа 4-6 повторений

Старшая группа 6-8 повторений

Подготовительная группа 8-10 повторений

В графе №4 «Темп». Необходимо указывать темп выполнения ОРУ (высокий - если упражнение знакомо детям и выполнение его не вызывает затруднений, например, «наклоны головы»; средний - если упражнение знакомо детям, но его выполнение сложно по структуре, например, упражнения, выполняемые на 8 и более счетов; низкий (произвольный) - если упражнение носит силовой характер, например «Поднятие туловища»)

В графе №5 «Дыхание» указываются «Вдох», «Выдох». Ряд ОРУ требуют фиксированного вдоха и выдоха, например, наклоны, повороты, приседания, как правило, в исходном положении дети делают вдох, а выдох должен совпадать с моментом выполнения упражнения. Упражнения силового характера, например, прыжки на месте или упражнения с исходным положением лежа не требуют фиксированного дыхания, поэтому оно произвольное.

В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Необходимо предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого, их разнообразную подачу (по показу воспитателя, ребенка, по названию), различное ритмическое сопровождение (счет, слово, музыка, выполнение в свободном темпе).

Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОРУ.

Части занятия Двигательное содержание физкультурного занятия Дози ровка Темп Дыхание Организационно методические указания
Основная часть Комплекс ОРУ ** *    
  1. «Наклоны головы»        
  И.п. - ноги на ширине плеч,        
  руки на поясе Медленный    
  1 - наклон вправо повтор   выдох  
2 - И.п. ений   вдох  
3 - наклон влево     выдох  
4 - И.п.     вдох  

Основные движения

В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» фиксируются все виды, основных движений, указывая полное название конкретных упражнений из основных движений. Например, Ходьба по гимнастической скамье шириной 15см, прыжки из обруча в обруч, разложенные на расстоянии 20см.

В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений основных видов движения, зависящие от возраста детей, новизны и сложности упражнений и колеблется от 2-3 до 5-6 упражнений. Кроме того, в ряде упражнений: метание, прыжки, дополнительно указывается расстояние до цели или длина прыжка и др. параметры.

В графе №4 «Темп». Для всех видов основных движений темп будет произвольный.

В графе №5 «Дыхание». Дыхание для основных видов движения носит произвольный характер.

В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, распоряжения, команды, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Непосредственно под перечнем основных движений располагаете графическое изображение способов организации детей при их проведении. Продумать методы обучения. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание к выполнению движений.

Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Основные движения.

Части занятия Двигательное содержание физкультурного занятия Дози ровка Темп Дыхание Организационно методические указания
Основные виды движений: Ходьба по гимнастической  скамье шириной 15 см повтора Средний произвольное Сейчас посмотрим все упражнения,  которые будем выполнять на занятии. Ходьбу по скамье, прыжки из обруча в обруч, ползание между предметами нам покажет Светлана. Встаем на скамью, руки в стороны, смотрим вперед, доходим до конца скамьи и аккуратно сходим  с нее, затем прыгаем из обруча в обруч,  сильно отталкиваясь и делая взмах руками,  потом ползем между предметами на средних четвереньках аккуратно, стараясь не задеть их. Метание покажет Саша.  Теперь одна группа идет выполнять  метание, вторая группа выполняет упражнения на скамье, прыжки А теперь все друг за другом, по моей команде. Молодцы, все старались! Костя, собери, пожалуйста, обручи, Настя, Катя, Юля уберите кегли на свое место. Помните, где они лежат?
  Прыжки из обруча в обруч, разложенные на расстоянии  20см   Средний роизвольное  
  Ползание с опорой на руки Между предметами расставленными на расстоянии 50 см   Средний роизвольное  
          Способ организации поточно-круговой
  Метание способом снизу в горизонтальную цель поочередно правой и левой рукой     По 3 броска каждой рукой Средний роизвольное Метание в цель (корзину). Все построились в 3 колонны. Теперь вспомним, как мы учились метать в горизонтальную цель. (Имитация метания) Принять исходное положение, глазами нашли цель, прицелились,  замахнулись и бросили мешочек, сначала правой рукой, потом левой.  По моей команде «Бросаем правой!»  вы делаете бросок правой рукой, поднимите все правую руку!  Вот молодцы, все правильно подняли! По моей команде «Взять мешочек!» Потом команда «Бросаем левой!»  вы все бросаете мешочек левой рукой, прицеливаетесь, стараясь попасть в цель. Слушаем команду!
          Способ организации  посменный
          Все основные движения:  способ организации групповой

 Схема размещения детей и инвентаря на площадке

Подвижная игра.

В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» Записывается название подвижной игры и правила игры. Например, «Мы веселые ребята». Дети хором произносят: Мы, веселые ребята, Любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови! После слова (лови) дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным.

В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений подвижной игры.

В графе №4 «Темп». Записывается темп выполнения подвижной игры - высокий.

В графе №5 «Дыхание». Дыхание для подвижной игры носит произвольный характер.

В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: детям сообщается название игры, выбирается водящий (в зависимости от возраста эту роль выполняет либо воспитатель, либо ребенок), напоминаются правила игры и размещение детей на площадке. Необходимо объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших выделить правила); распределить роли (на каждом занятии по-разному); использовать всю возможную площадь; добиваться соблюдения правил, качественного творческого выполнения движений; регулировать нагрузку

Примерная запись основной части физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Подвижная игра.

Части занятия Двигательное содержание физкультурного занятия Дози ровка Темп Дыхание Организационно методические указания
Основная часть «Мы веселые ребята»   Высокий   Игра называется
Подвижная игра Дети хором произносят     Произвольное на «Мы веселые ребята!»
  Мы, веселые: ребята Любим бегать, и скакать Ну, попробуй нас догнать.  Раз, два, три - лови! После слова (лови) дети  перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем  убегающий пересечет черту, считается пойманным. 3 раза     давайте все вспомним  слова: Мы, веселые ребята…. Катюша, напомни нам, пожалуйста правила игры.  Все вспомнили? Теперь выбираем  водящего, с помощью волшебной стрелочки. Мы все за чертой, и говорим  слова.  Я смотрю, чтоб все Выполняли правила. Все двигаются точно по сигналу! Никто не  начинает движение раньше. (водящий выбирается каждый раз новый).

Заключительная частьфизкультурного занятия в основном состоит из ходьбы с замедлением темпа или игры малой подвижности, либо упражнений на релаксацию (расслабление).

В графе №1 «Части занятия» последовательно выписываются структурные единицы занятия: заключительная часть.

В графе №2 «Двигательное содержание физкультурного занятия» пишется название конкретных упражнений, из которых состоит данная часть занятия: либо ходьба с замедлением темпа, либо игра малой подвижности, либо упражнения на релаксацию (расслабление), подведение итогов занятия.

В графе №3 «Дозировка» указывается количество повторений данного упражнения.

В графе №4 «Темп». Записывается темп выполнения упражнений (низкий, средний, высокий)

В графе №5 «Дыхание». Дыхание для ходьбы носит произвольный характер.

В графе № 6 «Организационно методические указания» запись ведется прямой речью: указания, объяснение упражнений, словесные сигналы, индивидуальные обращения к детям, оценка поведения и качество выполнения упражнений, подведение итогов. Не допускать резкой остановки после бега и других нагрузочных упражнений; надо постепенно восстанавливать дыхание; привлекать детей к подведению итогов занятия

 

Части занятия Двигательное содержание физкультурного занятия Дози ровка Темп Дыхание Организационно методические указания
Заключи тельная часть Игра на внимание  «Найди и промолчи» Спрятанную игрушку,  надо найти  внимательно  осматривая помещение,  после того, как игрушка найдена,  надо тихо сказать о месте ее нахождения воспитателю 4-5 повторов средний произвольное Посмотрите! Что у меня в руках? Веселый Петрушка,  правильно. Он любит прятаться. Поиграем с ним в прятки?  Вы отвернетесь, и закроете глаза, только по-честному, не подсматривать. Петрушка спрячется. Вы будете его  искать в зале Когда его найдете, вы тихонько мне на ушко скажете, где он спрятан. Все готовы?  Отвернулись, закрыли глаза. Очень хорошо! Все внимательные! Теперь строимся в круг.  И вспомним, что мы сегодня делали на занятии. Давайте закроем глаза, подумаем, а по моему сигналу: «Открыли глаза!»  вы откроете и скажите, что делали! Ходили по скамье, прыгали, метали в цель, бегали, играли в игры. Все старались! Где в жизни могут пригодиться те движения, которые мы выполняли на занятии?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.