Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6: Предмет эстетики. Сущность эстетического. 



Тема 6: Предмет эстетики. Сущность эстетического. 

Основные виды эстетической деятельности.

План:

 1. Эстетика как наука, «философия прекрасного». Предмет эстетики.

            2. Сущность эстетического. Основные исследовательские позиции.   Соотношение «эстетическое»-«художественное».

              3. Виды эстетической деятельности.  

Эстетика - философская наука, рожденная в недрах философии и изучающая наиболее общие законы развития искусства и разнообразия чувственно-эмоционального отношения человека к миру. Будучи «философией красоты», эстетика использует философские категории («бытие» - «сознание», «форма» - «содержание», «пространство» - «время», «причина» - «следствие» и т.п.).

Эстетика тесно связана с этикой, а именно, с проблемами нравственности и морали: этой духовной арматурой человеческихвзаимоотношений. Этическое и эстетическое начала в культуре тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Любой поступок, мотив обладает одновременно и эстетическим и этическим значением. Ключевое слово этики: добро и взаимность (золотое правело нравственности), а эстетики: красота и духовное просветление. Катарсис, как особое психологическое состояние, является точкой пересечения этического и эстетического в культуре.

Не случайно, у  древних слово добро и красота были принципиально неразделимы (греч. «калокагатия» означает неразделимость красоты и добра, «прекрасно-доброе»: «прекрасно то, что хорошо для человека»; в конфуцианстве Древнего Китая для обозначения прекрасного использовались два иероглифа: «мэй»-прекрасная форма, и «шань»-высокоморальное содержание). Доброта, взаимность, взаимоуважение в межчеловеческих отношениях влекут за собой красоту их оформления. Таким образом, в уже в представлениях древних культур предполагалось, что человек умеющий создавать и ценить красоту не может быть жестоким (позже у А.С.Пушкина в трагедии «Моцарт и Сальери» это окончательно оформляется еще в одну классическую формулу: «Гений и злодейство- две вещи несовместные»).

Итак, прекрасно то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека. Нравственное не может быть морально - добрым, если внутренне не связано с прекрасным. «Красота спасет мир»: подлинная красота, в отличии от мнимой, выявляется только через ее отношение к добру».

      Как любая гуманитарная наука, эстетика рассматривает очеловеченный мир культуры, но под специфическим своим углом зрения.

      Согласно Юрию Бореву: «Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей в их созерцании, восприятии, оценке и созидании». Это наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека (в первую очередь, в искусстве: так, А.Герцен назвал искусство «эстетической школой нравственности»). Эстетическое характеризует способность человека воспринимать красоту. Словарь дает нам перевод с греч. слова «эстетика» (aistheticos - «ощущение», «чувство», «чувственное восприятие»).

        Итак, эстетику нередко определяют как «науку о прекрасном». Это так и не так. Безусловно в эстетике «режиссирует» образ прекрасного, но она обращается и к противоположным категориям. Красоту, как и добро в этике, нельзя понять без сопоставления со своим антиподом («безобразное»). Возвышенное не понять вне низменного, трагическое вне комического. Такова суровая диалектика познания в человеческой жизни. 

Эстетическое начало в культуре, как и этическое, отражает главную особенность человека: постоянное духовное бодрствование, непрерывность усилий по собственному самоусмотрению (вечная духовная незавершенность, неудовлетворенность собой, способность подниматься до «божественного» состояния и упасть почти до «звериного»). Как и в этике, самодостаточность, самодовольство атрофирует человеческие чувства, умение замечать и создавать красоту. Опасность «притерпеться», привыкнуть к убожеству жизни. Когда мы произносим «как это красиво! («возвышенно!», «смешно!», «безобразно!».., - это означает, что мы находимся в поле естественных эстетических человеческих переживаний. Однако, «смотрят все, видят немногие».  

     Эта наука, - говорится в упомянувшем учебнике, - «изучает природу и многообразие эстетического в действительности и в искусстве; принципы отражения эстетического в отношении человека к миру; выявляет сущность и закономерности художественной культуры и искусства; формирует систему эстетических взглядов общества». Эстетика стремится понять, что такое «законы красоты» и, следовательно, по-своему приближается к загадке творческой сущности человека, природе человеческой универсальности сознания.

Законы красоты заложены самым великим Творцом – Художником – ПРИРОДОЙ (красота звездного неба, пейзажа, животных, растений). В них уже сокрыты общие универсальные критерии и одновременно бесконечное многообразие решений. Человек стал «духовным двойником» природы. Под законами красоты уже древние увидели прежде всего: гармонию (у греков это: «согласное несогласного»), ритм, симметрию, соразмерность, завершенность ( и «пропорциональность»). Так, Аристотель понимал под красотой: «порядок, соразмерность, определенность».

    В слове «эстетика» заключена созерцательная способность человека. Мы созерцаем (воспринимаем) определенные явления и в нашей душе возникают определенные переживания – эстетические переживания. Эстетическое переживание рождает светлые, возвышенные, положительные эмоции, это переживание чистой радости.

    Эстетика формирует «культуру чувств человека», культуру вкуса, культуру восприятия и оценки явлений действительности. Эстетическое – сугубо человеческое измерение. Доброе является значимым для всякого живого существа вообще. Доброе, приятное, ласковое воспринимают и животные (говорят: даже растения!). Но красоту – только люди.

    Эстетика как наука формируется в эпоху Просвещения. Философ А.Баумгартен (1755г.) ввел в употребление сам термин. До этого эстетическая проблематика еще не вычленялась в чистом виде. С этого же момента предметом эстетики объявляется человеческая чувственность во всей полноте ее жизненных проявлений, тайна чувственного познания, переживания и восприятия мира (но с учетом того, что сказал художник Франсиско Гойя: «Сон разума родит чудовищ»). С другой стороны, понятие «эстетическое» сейчас не локализовано границами сугубо чувственного познания. Как часто бывает со словами-понятиями, слово «эстетический» зажило особенной исторической жизнью, помимо своего прямого значения.        

Эстетика тесно связана не только с философией и этикой, но и искусствознанием, психологией, социологией, историей, литературоведением и другими гуманитарными науками.

    Через эстетику человек также способен формировать систему взглядов на мир, систему ценностей, воспитывать в себе умение видеть и понимать красоту, ее законы. Не секрет, что эстетически развитое сознание глубже воспринимает произведения искусства, способствует подлинному проникновению в сущность образной мысли автора.

    Эстетическое наслаждение, переживание – самое свободное, незаинтересованное, оно свободно от всякой корысти (в отличие от морального поступка), становится частью творческой игры человека. Бескорыстие – единственное качество духовности. И.Кант видел в эстетическом переживании «игру интеллектуальных познавательных сил человека». Согласно философу, - «этическое отношение человека зиждется на воле, долге, а эстетическое – на свободе». Шиллер, в свою очередь. сказал: «Красота – облик свободы».

    Эстетическое наслаждение неотделимо от игры воображения, способствует творческому достраиванию по отношению к объекту восприятия: в этом проявляется особенность образного мышления человека – стремление к целостной завершенности и интерпретативности образа.

    Эстетическая сторона – важный компонент любой личности, самости: талантливые, незаурядные люди (ученые, философы, церковнослужители…) всегда отличаются и глубоким эстетическим чувством.

    Эстетическое начало вездесуще: пронизывает все виды формы человеческой жизнедеятельности, а не только художественное творчество. Здесь и предметно-практический труд: любая вещь «желает быть» не только удобной, долговечной, но и красивой. Одно, следовательно, предполагает за собой – другое, содержание диктует целесообразную и эстетически привлекательную форму (об этом задумываются и авиаконструктор, и устроитель шоссейных дорог, и повар: по-существу, люди всех профессий).

    Эстетическое начало.т.о., в большей или меньшей мере, пронизывает хозяйственную, политическую, религиозную, спортивную и др. сферы бытия. Подобно этому, и изначальное стремление в домашнем быту к уюту, покою, гармонии с собой и домочадцами, безопасности, красоте – было необходимым проявлением эстетического культурного начала.

Следовательно, эстетическое чувство универсально: оно укоренено в любой творческой деятельности. Эстетическое чувство, при этом, это всегда и оценка.

    Исторически, в течение эпох и столетий, оформлялись разные позиции в понимании сущности эстетического: так, т.н. «природники» видели источник прекрасного в природе, «общественники» - в социальной жизни.

    Существенно противостоят друг другу: идеалистическая позиция, когда эстетическое богатство мира понималось как порождение Абсолютного Духа, Бога, или личной субъективности (Платон, средневековыя христианская патристика, Г.Гегель), и материалистическая: она,в свою очередь, настаивает на объективном существовании эстетического богатства мира, отыскивает в материи (природе) источники и причины эстетического. 

Оппозиция двух художественных методов в искусстве: реализм – модернизм: выявила проблему поиска новой красоты, самостоятельного творческого создания иных законов красоты, аналогов которым или нет в природе, или они не лежат на поверхности.

    Эстетическое в широком смысле –это совершенное. Совершенство предполагает полноту бытия объекта, бытия природного, социального, духовного.

    Эстетическое имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно; осваивается и преобразуется в практике, с другой – оно объективированный результат этой практики.

    Эстетическим является и объект, и само переживание. В результате «столкновения» в процессе духовно – практического освоения мира объективного состояния и субъекта социальной жизни, природы (материи) и идеального (духовного) и возникает соответственно новое состояние – эстетическое.

    Слух, зрение, называемые «вольнонаемными» чувствами человека, в союзе с познанием, интересом, порождают эстетическое состояние. Таким образом, эстетическое – это своеобразная «вторая природа», возникшая как органический сплав объективного и субъективного.

    Эстетическое в действительности не есть нечто застывшее и неизменное, оно изменяется и совершенствуется в процессе исторического развития природы и общества.

Что же является предметом эстетики?

1) Изучение объективно – эстетического, понимаемого как природно-социальное, предметное основание эстетического сознания и эстетической потребности.

2) Изучение творчески-преобразующей практики субъекта, выраженной через эстетическую деятельность и сознание, через систему категорий.

3) Изучение наиболее общих, универсальных закономерностей художественного творчества и искусства.

 

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Эстетическая деятельность – специфическая особенность личности и человечества в целом: способность творчески пересоздавать действительность, мир по законам красоты. Эстетическая деятельность имеет общечеловеческое измерение. Эстетические категории, наряду с этическими, имеют всеобщий, универсальный, непреходящий характер.

Так, красоту пейзажа, архитектурного сооружения и т.п. оценят в любой этнонациональной культуре, хотя эстетические критерии могут существенно различаться.    Эстетические чувства не знают власти времени, углубляются, меняются в деталях, но не в сущности.

Эстетическая деятельность была продолжена трудовой деятельностью человека и существует как ее часть.

       Эстетическая деятельность это:

1) аспект общественной практики;

2) атрибут (существенная особенность) любой социальной деятельности, которая создает совершенную веешь, отточенную мысль и т.п.;

3) отдельный вид деятельности, существующий автономно.

    Таким образом, эстетическая деятельность внутренне неоднородна. Существует, например, эстетическая организация быта, эстетическая организация производства, садово–парковая культура, флористика.

    Эстетическая деятельность соотносится со всеми видами человеческой деятельности, однако степень ее присутствия зависит от характера ориентации, нацеливания личности на пересоздание мира по законам красоты; от способности, готовности личности к такому пересозданию (степень развитости в человеке эстетических знаний и умений); от условий, при которых осуществляется эта деятельность.

    Виды эстетической деятельности соотносятся с наличием целей и характером создаваемого предмета.

    Результат эстетической деятельности – мир предметов, окружающая среда, пересоздаваемые по законам красоты, сама человеческая субъективность, непрерывно обогащающаяся и совершенствующаяся.

    СООТНОШЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В рассмотрении данного вопроса существуют разные подходы:

1) Их отождествление (но, в этом случае весь мир артефактов может подпасть под определение «произведений искусства»?);

2) Это - параллельно существующие, автономные области;

3) Эстетическая деятельность шире художественной.

Необходимо учитывать, что художественная деятельность не исчерпывается только эстетическим содержанием (здесь и этическое, и философское и др.), Художественные явления не существуют вне эстетической природы, но зато целый ряд эстетических явлений не имеет художественного, (личностно-творческого, уникального) характера (физическая внешность человека, красота фауны и флоры и т. п. ). Художественное, следовательно, является прилагательным от слова «искусство».

Эстетическая деятельность пронизывает разные (едва ли не все) сферы человеческой деятельности, приближая мир культурных артефактов к совершенству, к идеалам красоты.

ДИЗАЙН.

Существует понятие «техническая эстетика», 19в.

Дизайн – проектная художественная творческая деятельность, направленная на разработку элементов предметно-пространственной среды человеческой жизнедеятельности, которые изготовлены индустриально, с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами.

Цель дизайна– создание гармоничной среды существования а рамках жилищной, производственной и социокультурной сфер жизни.

В качестве объектов дизайна выступают промышленные изделия (быттехника, мебель, посуда, одежда…). Существует дизайн промышленных изделий, дизайн среды, графический дизайн, дизайн социокультурной сферы.

Дизайнер – это художник-конструктор, использующий выразительные возможности ритма, рисунка, звуков, цвета, соотношения света и тени, пропорций и т.п.

Смысл деятельности дизайнера пролегает по оси гармонизации двух деятельностных полюсов: красоты (искусство) и пользы (техника), целесообразности.

    Предметный дизайн должен быть функциональным, удобным, безопасным и эстетически выразительным, Дизайн ведет непрерывный поиск совершенных форм (таково нахождение идеи «обтекаемой» конструкции). В 1851г.в Англии (Лондон, Хрустальный дворец) состоялась первая всемирная промышленная выставка, продемонстрировавшая образцы новой эстетико-технической деятельности человека.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.