Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ІІ. Идея.



ІІ. Идея.

III. Форма:

1) стиль текста;

2) тип текста;

3) композиция;

4) лексические средства выразительности;

5) стилистические фигуры речи;

6) синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных

или простых предложений и др.)

Теперь попробуем проанализировать текст, согласно составленному нами плану. «Согласно плану» не значит строго в такой последовательности. План нужен для того, чтобы ни о чём не забыть при анализе.

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам , это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет». Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации.

( Е.Винокуров.)

Темаэтого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.

Идея –«чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть «обнажённой совестью нации», чутко воспринимающей потребности и боль своего народа».

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор(Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая(Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту…

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта…

Есенин –певец любви…

Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

сравнение:В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину,душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам;Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;

цитация:недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет»;

риторический вопрос:Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?

лексические повторы:Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывалправду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

антитеза:Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;

синонимы:Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;

развёрнутая метафора:Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

метафора (обычная):взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся иэпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.