Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство образования Республики Коми



 

Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс профессионального модуля

 

 

 

 

   

лекции (конспекты лекций)

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик

Паскар Т.В.

 

высшая

 

 

 

 

 

 

 

ПЦК преподавателей

дирижерско-хоровых дисциплин, вокала и концертмейстеров

 

 

                           

 

 

Общие данные

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность

 

Музыкальное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл

ПМ.00

 

Профессиональные модули

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональный модуль

ПМ 03.

 

Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МДК, раздел

МДК 03.01 Хоровой класс и управление хором

Раздел 3. Формирование хоровой исполнительской культуры. 

 

 

Тема 3.1

Основы хоровой культуры. Специфика голосообразования в пении и речи.

 

 

Лекция №1 - 2 часа

Основные признаки академического хорового пения.

 

 

 

Кол-во часов на тему

 

 

 

лекций

практические

СРС

 

 

 

 

                           

Чтобы рассмотреть признаки академического хорового пения, необходимо знать, что мы называем  академическим пением.

 Существует, так называемый, эталон певческого тона в академической вокальной культуре. Причём, этот эталон представляется максимально объективным, что обусловлено единством строения голосового аппарата всех индивидуумов, универсальностью музыкального языка и универсальностью человеческих эмоций. Критериями являются широта звуковысотного диапазона, звучность и богатство тембра.

Но наличие эталона певческого тона не исчерпывает качественные требования, которые обеспечивают совершенство вокального исполнения. Вводится также эталон эстетической традиции европейской академической вокальной культуры, который может быть выражен в виде «Правил пения».

Эталоном певческого тона выступает суммарное слуховое представление о певческом тоне, сформированном на базе многократного прослушивания высококвалифицированных вокалистов, а эталоном эстетической традиции - сумма признаков, отличающих эстетику академического пения как вокальной речи от других видов голосового музицирования и от процесса звучной речи. Процесс работы с этими эталонами в профессиональном становлении основан на подражании. Соответствие исполнения этим эталонам, задающим направление совершенствования вокального мастерства отдельных исполнителей, позволяет сохранять и развивать вокальную культуру академического пения, а через неё - и массовую культуру. Благодаря этому, академическое вокальное искусство остаётся главным конструирующим и упорядочивающим всю певческую культуру фактором.

Академическое пение требует от человека как длительной технологической подготовки, так и психологического развития, что воспитывает и развивает его эмоциональный мир, и

музыкальную культуру.

Многие считают, что любая группа людей, поющих песню, представляет собой хор. Это неверно. Такое исполнение можно назвать бытовым или массовым пением.  

Академическое хоровое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых и имеет свои признаки.

1. Округлый прикрытый звук, так называемая академическая манера пения.

2. На концертах такие хоры выступают под управлением дирижёра, строго придерживаясь авторской партитуры.

3. Репертуар состоит из произведений русской и западной классики, советских композиторов и народных песен, обработанных для хоров этого типа.

В практике академического пения существуют две формы исполнения: пение с сопровождением и без сопровождения (a capella). Принято считать пение a capella высшей формой хорового исполнительства. И это справедливо, Действительно, такое пение требует от хора большой культуры, технического мастерства. Самостоятельно, без помощи музыкального сопровождения хор должен выразить содержание исполняемого произведения. Но было бы неправильно судить о мастерстве и художественной зрелости хорового коллектива только на основании того, какой процент в его репертуаре составляют произведения без сопровождения. Конечно, аккомпанемент значительно облегчает исполнение хорового произведения. Оно помогает хору чисто интонировать, выдерживать правильный темп, ритм и т.д. Но главное значение аккомпанемента заключается в том, что он является одним из средств музыкальной выразительности.

Для того, чтобы создать хор, необходимо укомплектовать его певцами-ансамблистами. Было бы ошибочно думать, что для пения в хоре, нужен голос и слух. Наличие голоса и слуха есть только одно из непременных условий для участия в хоре. Однако этого мало. Для того, чтобы составить оркестр, нужны не только те или иные инструменты и музыканты, в полной мере владеющие искусством игры на них. Всякому понятно, что надо предварительно учиться, дабы овладеть техникой игры на избранном инструменте. То же самое и в хоре: певец должен не только иметь голос и слух, он должен еще владеть так называемой вокальной исполнительской техникой.

Под вокальной исполнительской техникой следует понимать следующее: умение свободно распоряжаться своими голосовыми данными, умение прикрывать звук, хорошую дикцию, иметь развитое чувство ансамбля, владеть точностью исполнения ритма и т.д. Такое понимание исполнительской техники убеждает в необходимости серьезной работы певца-ансамблиста. Руководитель хора, поставивший перед собой задачу научить певцов правильно петь, должен постоянно стремиться к совершенствованию всех необходимых для хора качеств. Навыки, обеспечивающие хору хороший ансамбль, строй, дикцию, нюансы, называются вокально-хоровой техникой.

Хорошая вокально-хоровая техника обеспечит хору достаточно высокий уровень исполнения хорового произведения. Даже тогда, когда певцы хора хорошо поняли, прочувствовали и полюбили то или иное произведение, хор не сумеет выразительно его исполнить при отсутствии или при плохом качестве любого из слагаемых вокально-хоровой техники.

Понимание произведения и любовь к нему певцов хора является, конечно, важным условием для хорового исполнения, но они не заменят тех навыков, которые необходимы для выявления художественного замысла произведения. Поэтому хор должен регулярно работать над развитием и совершенствованием вокально-хоровой техники.

  Основные технические и исполнительские требования, которые в процессе работы следует предъявлять коллективу, аналогичны требованиям, предъявляемым певцу-солисту. Техника звукообразования одинакова как для солиста, так и для певца хора или вокального ансамбля. Однако хоровое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встаёт проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умения слышать не только себя, но и соседа, петь по дирижёрскому жесту, сливаться своим голосом с общим звучанием хоровой партии по высоте, динамике, тембру и т.д. В первую очередь перед хормейстером встаёт задача выработки единого звучания. Работая над динамикой, необходимо добиваться, чтобы каждый певец ограничивал себя в проявлении динамических возможностей своего голоса, умел подчинять силу звучания своего голоса задачам общехорового звучания и характером исполняемого произведения, не выделяясь из общего звучания. С другой стороны – формирование гласных и согласных, как основа пения, должны формироваться однотипно в целях создания хорошего унисона. В противном случае возникает так называемая «пестрота» звучания. При неправильном звукообразовании практически невозможно добиться чистого строя или свободного, ненапряжённого звучания голосов на всём диапазоне.

 Таким образом, единство действий всех певцов хора, направленных на решение вокально-технических и художественно-исполнительских задач, является непременным и специфическим условием коллективного исполнения. Достижение культуры певческого звука требует от хорового дирижёра знаний теоретических основ вокальной работы в хоре, а так же её практических приёмов.

Познакомимся с некоторыми хоровыми коллективами, исполнение которых является образцом вокально-хорового мастерства, а звучание является эталоном академического исполнения.

Академическая капелла Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко.
Вот уже несколько столетий первый русский государственный хор не перестает удивлять всех своим пением.
"...Нигде в мире нельзя было услышать подобное, - читаем мы в публикациях 18 века, - поражались стройности пения в особенности приезжие иностранцы. И даже папский нунций нашел, что наши придворные певчие поют лучше, чем папские певчие в Сикстинской Капелле".
"...Не только никогда не слыхал ничего, подобного исполнению Капеллы. Но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла - восьмое чудо в мире" - в начале 20 века восторгается греческий дирижер Д. Митропулос. И вот что пишут в конце 20 века: "...Хор совершенен! При таком количестве солистов, казалось бы, невозможно достичь единого хорового звука. Дирижер Владислав Чернушенко соединяет всех в одно целое и создает прекрасное пение. Иногда вы слышите звуки величественного органа, а потом совершенный ансамбль из струнных инструментов. В хоре есть бас, который звучит просто как контрабас, от которого ваш живот начинает вибрировать вместе с ним, а альт - это настоящий альт со всеми присущими ему глубокими тонами".

Певческая Капелла Санкт-Петербурга ведет свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор Государевых Певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году хор переименовался в Придворный хор, а в 1703 году принимает участие в торжествах по случаю закладки Императором Петром I новой российской столицы. С тех пор хор обретает свой Певческий Дом в Санкт-Петербурге.
Последние два десятилетия в жизни Певческой Капеллы ознаменованы новым подъемом исполнительской и концертной жизни. В 1974 году Художественным руководителем и главным дирижером Капеллы становится В.А.Чернушенко. Являясь воспитанником Капеллы, он вернулся в родной дом высококлассным профессионалом для того, чтобы своим талантом, страстным творческим горением поднять хор Капеллы по "лестнице времени" на новый виток.
В репертуар возвращен ценнейший пласт отечественной культуры - творения русской духовной музыки. Вновь зазвучали хоровые сочинения Березовского, Бортнянского, Архангельского, Чеснокова, "Литургия" и "Страстная седмица" Гречанинова, "Всенощное бдение" Рахманинова. Впервые за два столетия были исполнены песнопения ХV-ХVII веков. Красоту и богатство русской певческой культуры демонстрируют партесные концерты ХVII-ХVIII веков, канты петровской эпохи, хоровые обработки русской народной песни. С восстановлением деятельности симфонического оркестра Капеллы в 1991 году, на афишах города все чаще стали появляться названия крупных произведений, как Реквием, Большая месса Моцарта, Магнификат, Месса си минор Баха, Симфония N 9, Месса До мажор Бетховена, Реквием Верди, Кантаты "Москва" Чайковского и "Иоанн Дамаскин" Танеева, концертное исполнение опер Рахманинова "Алеко", Слонимского "Виринея". Восстановлены после забвения Музыка на коронацию Наполеона в 1804 году - "Торжественная месса" Паизиелло, Историческое представление "Начальное управление Олега", либретто которого написала Екатерина II на музыку В. Пашкевича, Д. Сарти, К. Коноббио ( авт. редакция В. А. Чернушенко).
Высокий уровень исполнительского мастерства, многообразный репертуар привлекают внимание слушателей разных стран мира, что позволяет коллективу с большим успехом гастролировать и выступать в лучших залах Европы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.