|
|||
Лекция №3Лекция №3 Тема: Медико-тактическая характеристика техногенных катастроф Техногенные катастрофыобусловлены внезапным выходом из строя машин, механизмов, оборудования, агрегатов, систем и т.д. во время их эксплуатации. Сопровождаются нарушениями производственного процесса, взрывами, пожарами, радиоактивным, химическим, биологическим загрязнением территорий, массовым поражением (гибелью) людей и окружающей среды. Техногенные катастрофы могут быть следствием проявления внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, несоблюдения технологии процесса, требований безопасности при эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов и т.д. Наиболее распространенными причинами техногенных катастроф являются нарушения технологического процесса производства и правил техники безопасности. Катастрофы на железнодорожном транспорте Значительные по масштабам катастрофы на железнодорожном транспорте могут возникать по таким причинам:
Более 40% железнодорожных аварий и катастроф происходит по вине путейских рабочих. Железнодорожные катастрофы могут произойти как на самой территории железнодорожной станции, так и вне ее границ. На сравнительно небольшой площади территории станции, где сосредоточенное большое количество грузов, может находиться много людей (в поездах, на платформах, в помещениях вокзала). Как правило, к станциям прилегает жилая застройка с высокой плотностью помещений. По характеру повреждений превалируют механические травмы (до 90%). Во время катастроф с пожаром подвижного состава поезда в 20% случаев наблюдаются термические и комбинированные (ожог + травма) повреждения. Комбинированные повреждения могут возникать также во время катастроф поездов, которые перевозят химические и РВ. Значительная часть сочетанных и множественных травм с синдромом длительного сдавления. В экстренной медпомощи нуждаются до 20% пострадавших. Эффективность медико-санитарного обеспечения во время ликвидации последствий железнодорожных катастроф в значительной мере определяется своевременностью информации об этом событии, а также степенью готовности передвижных медицинских формирований и технических средств к работе на месте события (аварии, катастрофы). Дорожно- транспортные катастрофы За последние годы на автомобильных дорогах количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) существенно возросло. Каждые 10 мин происходит ДТП. Каждые 55 мин гибнет один человек. Ежедневно на автомобильных дорогах гибнет два ребенка. Большинство пострадавших в случае ДТП гибнет вследствие несвоевременного получения экстренной медпомощи, хотя в некоторых случаях травмы по их тяжести не являются смертельными. По данным ВООЗ, 20% из числа погибших могли быть спасены, если бы медпомощь им была предоставлена на месте события. Из-за отсутствия надлежащей связи на дорогах, если ДТП произошло далеко от населенного пункта, предоставление медпомощи в большинстве случаев задерживается. Среди травм наиболее часто встречаются: - черепно-мозговые; - грудной клетки и живота; - переломы длинных трубчатых костей конечностей; - значительные раны мягких тканей. Раны обычно рваные, как правило, глубокие, часто загрязненные грунтом. Палочка возбудителя столбняка обнаруживается в 33% ран. Травмы среди детей составляют 8-14%, чаще осложняются шоком. Смертность среди лиц, которые получило травму, возрастает на 0,5% в случае наименьшего промедления с хирургическим вмешательством. Автомобильная авария Водитель должен застыть за рулем, стараясь при этом "смягчить" предстоящее столкновение. Пассажир должен обхватить голову руками, упасть на бок, распростершись на сиденье - это позволит избежать травм от удара о твердые предметы. Пассажиры, которые находятся на заднем сиденье, должны постараться упасть на пол. Мотоциклист должен быть обязательно в каске даже при езде на маленькое расстояние, при столкновении он должен постараться сгруппироваться, чтобы защитить жизненно важные органы, при падении - расслабиться, не напрягая мускулы, но стараться смягчить удар о землю. Железнодорожная катастрофа Меры предосторожности: - по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии); - громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму; - не загромождайте на ночь двери в купе (в темноте будет трудно выбраться наружу); - запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги (на всякий случай, если понадобится в темноте срочно покинуть вагон); - на ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас; - спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препятствием. В случае железнодорожной катастрофы: 1. Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При переворачивании вагона, крепко держась руками, упритесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой. 2. После того как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Если нет опасности пожара, не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники. Выходите из вагона по одному, пропуская вперед детей и женщин. Берите с собой только одежду, документы и деньги, оставляйте вещи в вагоне, установив охрану из одного-двух пассажиров. 3. Если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, опустив фрамуги или выбив ногой (металлическим предметом) стекла, предварительно очистив рамы от осколков. Детей и пострадавших вытаскивайте на руках. Постарайтесь немедленно сообщить по ближайшему телефону или через посыльных о катастрофе на станцию, вызвать "Скорую помощь" и аварийно-спасательные службы. При обрыве проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30 - 50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.
Катастрофы на речном и морском транспорте Катастрофы могут произойти в акватории порта ли во время хода судов по реке или морю. Возможны взрывы, пожары, истечение химических веществ, столкновение судов между собой или с другими препятствиями (например, с опорами моста), посадка судна на мель и т.п.. План действий на судне при бедствии: · объявление тревоги для экипажа и пассажиров; · оценка положения и принятие мероприятий по защите людей; · подготовка спасательных средств, средств пожаротушения и механизмов защиты судна от попадания внутрь воды. Любая катастрофа на воде характеризуется изолированностью людей, в том числе и потерпевших, относительной ограниченностью спасательных средств и сил экстренной медпомощи, возможностью возникновения паники. В случае организации экстренной медпомощи первостепенное значение приобретает предоставление само- и взаимопомощи. Авиационные катастрофы Основными причинами, которые определяют состояние аварийности во время авиационных перевозок, являются: существенное снижение характеристик надежности воздушных судов, их старение, ухудшение качества технического обслуживания, ремонта авиатехники, возрастание числа нарушений специалистами установленных правил выполнение безопасности полетов. Одним из важнейших критериев авиационных аварий - критерий выживания. По этому критерию они разделенные на три группы: - фатальные — возможность выживания исключена; - без человеческих жертв — все пассажиры и экипаж остаются живыми; - с возможностью выживания — определенное количество людей остаются живыми. В соответствии со статистикой ежегодно из 1500 погибших, 900 гибнут при условиях «без возможности выживания», другие 600 — есть возможность выжить. Из названных 600 лиц - 330 гибнут в результате первого удара, а 270 — в результате удушья дымом или токсичными газами, от огня и в процессе эвакуации. Среди общего количества повреждений механические составляют 40%, шок — 10%, черепно-мозговые травмы — 40-60%, комбинированные и сочетанные травмы — 10-20%, Около 50% потерпевших имеют тяжелые травмы. Аварийная посадка самолета В случае авиакатастрофы: 1. Наклонитесь в кресле вперед, обхватите голову обеими руками; быстро снимите с себя все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижмите к себе детей. Выполняйте все указания командира корабля и экипажа, не вставайте с кресла до полной остановки самолета, пресекайте любым способом возникновение паники в салоне и нарушение центровки самолета. 2. После прекращения движения самолета немедленно, соблюдая очередность, покидайте его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы. Помогая раненым и детям, удалитесь от самолета как можно дальше и ложитесь на землю, прикрыв голову руками, чтобы не пострадать от осколков при взрыве горючего. 3. Окажите первую помощь раненым. В безлюдной местности с помощью других пассажиров соорудите из подручных материалов навесы для детей и раненых; отыщите источник воды и отправьте несколько человек за помощью. Особенности работы медсестры в экстремальных условиях В условиях чрезвычайных ситуаций, применение и четкая работа врачебно-сестринских бригад (ВСБ), значительно влияет на эффективность оказания своевременной неотложной медицинской помощи массовому количеству пострадавших. Бригады формируются объектами здравоохранения в соответствии с планом-заданием комитета (управления) по здравоохранению, из числа штатных сотрудников. Главным врачам целесообразно перед подписанием приказа о создании ВСБ, подбирать персонал, руководствуясь принципами слаженности, коллективизма и совместимости создаваемого формирования. Слаженность определяется:
В условиях чрезвычайных ситуаций, как никогда необходим коллектив единомышленников, хорошо знающих сильные и слабые стороны друг друга. Каждый из членов бригады должен быть готов прийти на помощь коллеге, подстраховать его в необходимых случаях. Высокая профессиональная квалификация специалистов, не подкрепленная подобным пониманием, может быть в некоторых случаях не подспорьем, а помехой в интенсивной работе. Поэтому при формировании врачебно-сестринских бригад должны учитываться личные качества и психологическая совместимость сотрудников. Превентивное психологическое тестирование выявляет высокую степень готовности, чувство ответственности, коммуникабельность, способность принимать ответственные решения в экстремальных условиях. При ЧС принятие решений, как правило, осуществляется в условиях жесточайшего дефицита времени, поэтому тактика должна быть единообразной и определяться общими принципами на этапах медицинской эвакуации. Дискуссии по поводу избрания тактики оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему в условиях ЧС недопустимы, даже при наличии у персонала бригады собственных научных взглядов и подходов, уместных и даже необходимых в повседневной лечебной практике. Полемика и дискуссии дезорганизуют работу, приводят к неоправданной потере времени "золотого часа", угнетают пострадавших. Подробный разбор ошибок и клинических ситуаций возможен, когда необходимая помощь всем пораженным уже оказана. Особое внимание обращается на состояние здоровья персонала бригады. От этого фактора зависит, выносливость, устойчивость к напряженной работе в течение длительного времени, быстрота восстановления физических и психологических сил для дальнейшего проведения неотложных мероприятий. Безусловно, возрастная планка не должна быть абсолютизирована, ибо в ряде случаев недостаток физической формы может компенсироваться большим профессиональным опытом работы, однако этот фактор нужно учитывать по мере необходимости. В период возникновения чрезвычайной ситуации врачебно-сестринская бригада должна работать в тесном контакте с местной администрацией, которая должна обеспечить наиболее оптимальные условия работы:
Кроме того, администрация должна оперативно выделить госпитальную базу и резервные койки, которые в любой момент готовы принять пострадавших. При этом руководитель прибывшего формирования обязан сразу же поставить эти вопросы перед администрацией и настоять на их выполнении. При этом, как правило, к работе в зоне ЧС активно привлекаются работники местных ЛПУ, зачастую недостаточно знакомые со спецификой работы при ЧС и катастрофах. Руководителю прибывшего формирования необходимо взять под контроль соответствующие действия администрации и осуществлять общее руководство по принципу единоначалия, одновременно проявляя корректность и в то же время настойчивость. Опытный руководитель всегда сможет на месте определить, кто из местных сотрудников может быть использован с наибольшей отдачей и на каком конкретном участке. Из повседневной практики выявляется необходимость ограждения работников врачебно-сестринских формирований от непосредственных контактов с местным населением, чтобы избежать помех в работе, а иногда и прямой агрессии по отношению к медицинскому работнику. Оградить медицинских работников от лишних контактов, призваны силы правопорядка. Акцентируется внимание на психических нарушениях, которые в зависимости от вида и масштаба катастрофы охватывают до 80% населения, и может быть разнообразным: от невротических реакций до реактивных психозов, от истерических неврозов до явных признаков нарушения адаптивного поведения. Нельзя игнорировать также проявления национализма, религиозные и национальные местные особенности. Необходимо подчеркнуть недопустимость различий в обращении с точки зрения расы, политических взглядов, вероисповедания, философских убеждений, национальности, социального или имущественного положения или какими-либо другими соображениями. С другой стороны, особое внимание должно быть уделено наиболее уязвимым категориям: детям, инвалидам, старикам, беременным. В случае необходимости возможно предоставление дополнительной одежды тем, кто не переносит холод. В целом выше означенный принцип должно применять, сообразуясь со здравым смыслом. Особую сторону в деятельности медицинского персонала представляет собой общение с пострадавшими, находящимися, как правило, в состоянии сильнейшего психологического стресса, что может выражаться в тяжелейшей депрессии. Затрудняется сбор анамнеза, осмотр, проведение лечебно-диагностических действий. Группу пораженных с выраженными признаками дезадаптации необходимо отделить сразу же, но и у остальных пострадавших необходимо учитывать повышенную психическую лабильность. В условиях ЧС возможен самый широкий спектр повреждений, с которыми врачу, находящемуся в очаге поражения приходилось сталкиваться довольно редко, а возможно и никогда. Важно проявлять разумную решительность, не выказывая ни малейшей растерянности, сохранять самообладание, внешнее спокойствие. В условиях экстремальных обстоятельств необходимо уважать волю пострадавшего, который, как и в обычное время, должен дать согласие на проведение операции, лечебной или диагностической манипуляции, если конечно он находится в адекватном физическом и психическом состоянии. Однако если пострадавший находится в бессознательном состоянии, а его жизни угрожает реальная опасность, врач вправе принять самостоятельное решение, взяв на себя всю полноту ответственности. Следует соблюдать также принципы сохранения врачебной тайны, не разглашая без необходимости посторонним лицам ту или иную информацию о пораженных. В процессе оказания экстренной помощи ведется специальная регистрационная документация, поскольку в условиях ЧС это иногда единственная возможность получить информацию о пострадавших их родственниками и узнать достоверно, живы их близкие или погибли. Это касается и установления личности умерших. В любом случае в каждом медицинском формировании, работающем на месте катастрофы, должны быть достаточно подробные сведения о прошедших через этап медицинской эвакуации пострадавших. В экстремальных условиях, врач остается один на один с ситуацией, где нет времени на длительное обдумывание, где часто не с кем посоветоваться, и, тем не менее, приходится принимать быстрое и окончательное решение. Становится очевидным, как многократно возрастает ответственность врача за возможную ошибку, одновременно повышается психологическая нагрузка. В данном случае многое зависит от квалификации и самообладания врача. Часто для оказания необходимого объема помощи не хватает медицинского инструментария, медикаментов, перевязочных средств. В этих случаях персонал должен найти замещающие варианты, комбинации лекарственных препаратов, использование подручных средств, словом проявить находчивость и смекалку, поскольку в условиях ЧС под предлогом недостатка инструментария операцию отменить невозможно. Важно соблюдать принцип разумной достаточности, который заключается в том, что нельзя выходить за рамки того объема медицинской помощи, который определен для данной бригады. Даже самый квалифицированный хирург должен выполнить объем первой медицинской и доврачебной помощи, а не пытаться, к примеру, провести остеосинтез или пластику сосудов, хотя и профессионально владеет этими методами в обычных условиях. Это чревато неоправданной потерей времени, снижением качества выполняемых мероприятий, поскольку для этого нет соответствующих условий и оснащения. Задерживается оказание помощи по жизненным показаниям другим пострадавшим, повышается расход медикаментов, утомление медицинского персонала. Это жестокая действительность при одновременном и массовом появлении пострадавших в условиях катастроф. Оказывая в полном объеме помощь одному пациенту, можно потерять десятки жизней других пострадавших, нуждающихся в первоочередных мероприятиях. Еще один важный вопрос - принятие решения о бесперспективности дальнейшего лечения пострадавших со значительными нарушениями витальных функций, при повреждениях не совместимых с жизнью. В обычных условиях весь персонал клиники борется за каждую жизнь до конца, иногда вопреки очевидной бесперспективности интенсивной терапии. При этом иногда случаются исключения, и отдельным пациентам все же удается сохранить жизнь. Во имя этих редких случаев и проводится в полном объеме весь комплекс реанимационных мероприятий, оправдан огромный расход медикаментов, инфузионно-трансфузионных средств и усилий персонала. При катастрофах имеет место совершенно иной подход. При тяжелых повреждениях приоритет отдается тем пораженным, кто имеет более реальный шанс на спасение и выживание. Каждое решение, принимаемое в процессе медицинской сортировки, определяет судьбу, а порой и жизнь пострадавшего. Так, задержка эвакуации при не остановленном внутреннем кровотечении резко ухудшает прогноз. Отказ от ревизии кровоостанавливающего жгута перед дальнейшей длительной транспортировкой приводит к необратимой ишемии конечностей, развитию турникетного шока. И как следствие - к ампутации конечности. Еще более проблемным, в этическом аспекте, является отнесение пострадавшего к категории безнадежных (агонизирующих), что фактически обрекает его на смерть при отказе от дальнейшего активного лечения. Здесь еще раз на первый план выходит степень ответственности врача, принимающего окончательное решение. Медицинские сестры в условиях ЧС в полной мере разделяют с врачами трудности полевой работы, ответственность за жизнь пострадавших. На их плечи ложится и дополнительная нагрузка. Они оперативно готовят укладки, инструменты, осуществляют подготовку операционной и перевязочной к работе, ведут медицинскую документацию. Все это должно быть выполнено четко и профессионально, несмотря на физическую усталость, напряженный режим работы, непривычность ситуации. Помимо этого медсестры успевают еще подбодрить пострадавших, обустроить временное жилье, приготовить пищу и найти добрые слова, как для пациентов, так и для измотанных коллег. Таким образом, работа медицинского персонала в условиях чрезвычайных ситуаций имеет свои медицинские, организационные, правовые, этические, психологические особенности, знание которых может обеспечить эффективность работы и спасти максимальное количество жизней.
10. ПОИСК И ЭВАКУАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ Своевременный розыск пострадавших в очаге поражения способствует быстрейшему оказанию им первой медицинской помощи, что имеет большое значение для спасения их жизней: - чем быстрее оказана первая медицинская помощь при кровотечении, тем меньше угроза жизни раненого от потери крови; - ранняя иммобилизация переломов и введение обезболивающих средств уменьшает опасность возникновения шока; - быстрое наложение асептической повязки на рану предохраняет от вторичной инфекции, а также заражения раны; - своевременное покидание очага поражения предохраняет их от вто-ричных ранений и от опасности быть раздавленными действующей техни-кой. Существуют различные способы розыска и сбора пострадавших в оча-ге ЧС. Выбор способа зависит от обстановки, характера местности, метеоро-логических условий и других факторов. Основными видами розыска и сбора пострадавших в современных ус-ловиях является розыск и сбор"по направлениям", когда подразделения сбо-ра и эвакуации следуют за первыми группами спасателей и выносят(выво-дят) пострадавших к санитарному транспорту или к оси его движения; и по "площадям", применяемый обычно при больших очагах поражения и масси-рованными способами его ликвидации. Важным элементом, обеспечиваю-щим быстрый розыск раненых, является наблюдение за очагом поражения. Там, где местность хорошо просматривается, это не представляет собой осо-бых трудностей. На закрытой и пересеченной местности наблюдение за оча-гом поражения и рядом следующими товарищами является обязанностью всего личного состава спасательных бригад и требует соответствующей ор-ганизации. Вот почему следует знать отличительные признаки падения тя-жело травмированного(иногда смертельно) от падения легко раненого чело-века. Тяжело травмированный падает как"подкошенный" и нередко выпус-кает из рук предметы, которые он нес, или медленно опускается на землю. Легко раненый человек при падении: - никогда не выпускает из рук свою ношу; - падает лицом вниз, головой по ходу движения; - немедленно отползает от места падения и, как правило, прячется. Существуют и другие способы розыска и сбора пострадавших. Способ "санитарных грабель" или"цепью" применяется обычно на пересеченной местности, при отсутствии инженерных сооружений, большого числа строе-ний, вне явной угрозы для поисковиков. Участвующие в розыске движутся цепью, находясь друг от друга на расстоянии прямой видимости. Для всех устанавливаются единые сигналы, которые могут подаваться голосом, свистками, ударами о какой-либо пред-мет, а также определенными движениями рук(о чем договариваются заранее или определяется старшим). На сильно пересеченной местности, покрытой густой растительно-стью, следует"прочесывать" район"санитарными граблями" дважды по перпендикулярным одно к другому направлениям. Способ розыска пострадавших поисковыми группами применяется в очагах, в населенных пунктах и при преодолении высокой плотности застро-ек районов с широко развитой системой инженерных сооружений. Поиско-вая группа может разбиваться на звенья по2-3 человека в звене. Каждое та-кое звено получает задание на осмотр определенных зданий, подвалов, со-оружений и т.п. Звенья должны иметь средства оказания первой медицин-ской помощи, оснащение для извлечения раненых из-под завалов, разрушен-ных сооружений, из подвалов, ям их переноски. Розыск пострадавших методом патрулирования применяется, как пра-вило, при форсировании водных преград. "Берег реки, с которого осуществ-ляется переправа, делится на участки, на каждом из которых патрулируют (по2-3 человека) санитары или специально выделяемые спасатели. При розыске пострадавших ночью: - следует заблаговременно изучить местность и наметить ясно види-мые ориентиры; - соблюдать полную тишину, чтобы воспользоваться возможностью услышать зов или стоны раненого; - предусмотреть использование световых сигналов, подаваемых элек-трическими карманными фонарями, флюоресцирующими знаками и пр. для связи между участками розыска и обозначения мест нахождения раненых; - провести заблаговременно инструктаж и тренировку участников ро-зыска, сбора и оказания первой медицинской помощи раненым в ночных ус-ловиях; При розыске раненых на участках местности, зараженных РВ, 0В (СДЯВ) или бактериальными средствами необходимо: - осуществлять розыск и оказывать первую медицинскую помощь в индивидуальных средствах защиты; - проводить частичную специальную обработку раненых и поражен-ных, не снимая с них средств защиты; - осуществлять мероприятия по предупреждению повторного их зара-жения0В(СДЯВ), РВ и бактериальными средствами; - работу по розыску, сбору и оказанию первой медицинской помощи на зараженной местности организовывать и осуществлять с учетом радиаци-онной, химической и эпидемиологической обстановки. Розыск пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, а также их вынос или вывод с очага поражения в ряде случаев должны осуще-ствляться в ходе боевых действий. В этих случаях большое значение приоб-ретает знание способов приближения к пострадавшим. Такими способами являются: - переползание по-пластунски; - переползание на получетвереньках; - переползание на боку; - передвижение пригнувшись; - передвижение короткими перебежками от одного укрытия к другому. В реальных условиях, как правило, эти способы сочетаются. Большое значение для сохранения жизни пострадавшего приобретает оттаскивание его в ближайшее укрытие, где он мог бы избежать вторичных поражений, а также попадания под гусеницы или колеса движущейся техники. Выбор способа оттаскивания зависит от характера ранения, расстояния на которое надлежит оттащить раненого, особенностей местности и обста-новки. Существуют следующие способы оттаскивания: - оттаскивание пострадавшего на боку; (Рис. 67а.) - оттаскивание пострадавшего на спине; (Рис. 67б.) - оттаскивание пострадавшего за ремень; - оттаскивание пострадавшего на шинели, пальто или плащ-палатки с помощью веревки; (Рис. 67в.) - оттаскивание пострадавшего на лыжах, импровизированных волоку-шах, сделанных из жести, фанеры и т.п. Рис. 67. Способы оттаскивания раненых. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ИЗ-ПОД ЗАВАЛОВ, ИЗ ЯМ, ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СООРУЖЕНИЙ. При извлечении пострадавших из-под завалов, из ям и сооружений ис-пользуется шанцевый инструмент: саперные лопаты большие и малые, топоры, ломы, кирки-мотыги, пилы, веревки и всевозможные подручные средства. Работы по извлечению раненых из-под завалов, из ям и сооружений долж-ны производиться быстро с соблюдением необходимых мер предосторожности ввиду большой вероятности новых обвалов и, как следствие, возникновения вторичных травм. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО ИЗ ТЕХНИКИ. Для извлечения раненых из техники требуются усилия не менее двух-трех человек. Один из них спускается в машину, оказывает при необходимо-сти там первую медицинскую помощь и накладывает на раненого санитар-ные лямки, при помощи которых раненый извлекается из техники. Медицинская эвакуация Под медицинской эвакуацией понимают вынос(вывоз) пораженных (больных) из очага, района(зоны) чрезвычайной ситуации и транспортиров-ку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания по-раженным(больным) необходимой медицинской помощи. Для выноса и транспортировки пораженных и больных применяют различные способы, приспособления и транспортные средства. Перечислим основные из них. Санитарные носилки - стандартное складное приспособление для пе-реноски пораженных и больных в положении лежа, перевозки на транспорт-ных средствах, а также для использования в качестве временной койки на этапах эвакуации. Однако основное назначение носилок- это переноска по-раженных. Стандартные носилки состоят из двух металлических или дере-вянных брусьев с рукоятками на концах, двух шарнирных стальных распо-рок, четырех ножек и съемного брезентового полотнища с подголовником. Размеры носилок: длина- 221 см, ширина- 55 см, высота-16,4 см, длина полот-нища- 182 см, масса- 9,5-10 кг. Для удобства транспортировки и хранения в свернутом виде носилки снабжены брезентовыми ремнями. Для приведения в рабочее положение носилки разворачивают. Для этого расстегивают ремни, раздвигают брусья, нажимают на распорки, выпрямляя их до отказа- до защелкивания замков. Подголовник заполняют мягким материа-лом- сеном, травой или одеждой. Для свертывания носилок нужно открыть за-щелки замков, потянув распорки на себя, сблизить брусья, свернуть полотнище и застегнуть ремни. Носилками оснащают санитарные дружины. Каждому звену дружины, со-стоящему из4 человек, положены одни носилки. Переноска пораженного- ответственная работа носилочного звена сани-тарной дружины, требует умения укладывать пострадавшего на носилки, пере-носить его и снимать с носилок так, чтобы не причинить ему излишних страда-ний Скорость движения носилочного звена по ровной местности без пораженно- го составляет4 км/ч, а с пораженным на носилках- в среднем2 км/ч. Это требу-ет значительного физического напряжения. Для облегчения работы носильщиков применяют носилочные лямки(Рис. 68.), представляющие собой брезентовый ремень длиной360 см и шириной6,5 см с металлической пряжкой на конце. На расстоянии100 см от пряжки нашита брезентовая накладка, позволяющая применять лямку в виде«восьмерки». Лям-ка может использоваться также в виде«кольца» или«петли». Масса лямки со-ставляет0,5 - 0,6 кг. Рис. 68. Носилочная лямка Чтобы сделать«восьмерку», конец лямки пропускают через накладку и закрепляют в пряжке. «Восьмерку» следует подгонять к росту носильщика. Для этого ее петли надевают на большие пальцы рук и разводят руки в стороны в го-ризонтальном направлении. При этом правильно подогнанная лямка, сложенная «восьмеркой», должна соответствовать длине вытянутых в стороны рук на уров-не плеч. Носилочная лямка в виде«восьмерки» может использоваться с целью об-легчения переноски носилок с пораженным. Для этого петли«восьмерки» наде-вают через плечи так, чтобы перекрестие оказалось между лопаток носильщика. При этом петли«восьмерки» оказываются по бокам носильщика и соответству-ют длине опущенных вниз рук. В петли пропускают рукоятки носилок и под-держивают их руками(Рис. 69.). Рис. 69. Лямка, сложенная«восьмеркой», при использовании с носил-ками Складывание лямки«кольцом» применяется для переноски пораженного од-ним носильщиком. Для образования«кольца» нужно свободный конец лямки за-крепить в пряжке и подогнать«кольцо» под рост носильщика. «Кольцо» считается правильно подогнанным, если длина петли, образованной лямкой, равна длине вы-тянутой в сторону руки и вытянутой в противоположную сторону, но согнутой в локте другой. Лямка, сложенная«петлей», используется при извлечении пораженных из труднодоступных мест. «Петлю» делают так же, как и«кольцо». Различие состоит только в том, что«петля» делается меньшего размера, чтобы ее можно было надеть на плечо носильщика Свободный конец лямки прикрепляется к пораженному(Рис. 70. а, б.). Рис. 70. Использование лямки, сложенной«петлей». Носилочная лямка, сложенная«восьмеркой», может использоваться для пе-реноски пораженных одним или двумя носильщиками. В петли«восьмерки» встав-ляют ноги пораженного и усаживают его на перекрестие лямки. Носильщик наде-вает свободные стороны петель себе на плечи и принимает пораженного на спину. Последний руками должен держаться за плечи носильщика(Рис. 71. а, б.). При од-ном носильщике«восьмерка» не применяется для переноски пораженных с пере-ломами конечностей, позвоночника и таза. Рис. 71. Применение лямки, сложенной«восьмеркой», одним носильщиком Для переноски пораженного с помощью«восьмерки» двое носильщи-ков становятся рядом и надевают по одной петле так, чтобы перекрестие лямки находилось между ними, а петли были у одного носильщика на левом, у другого- на правом плече. Пораженного сажают на перекрестие лямки и поддерживают за плечи(Рис. 72.). Рис. 72. Переноска пораженного на лямке, сложенной«восьмеркой», двумя носильщиками Для переноски пораженного на лямке, сложенной«кольцом», нужно одну сторону«кольца» подвести лежащему на боку пострадавшему под яго-дицы, а противоположную заложить за спину на уровне нижних углов лопа-ток, боковые стороны вывести вперед, чтобы образовались две петли(Рис. 73.). Носильщик ложится возле пораженного, повернувшись к нему спиной, просовывает свои руки в петли«кольца» лямки и надевает их себе на плечи, свободным концом лямки связывает петли у себя на груди, после этого мед-ленно встает на четвереньки, взваливая пораженного себе на спину, затем на одно колено и во весь рост. Переноска пострадавшего на«кольце» удобна тем, что у носильщика остаются незанятыми руки, и он может держаться за поручни лестницы и другие предметы во время движения. Для оттаскивания пострадавшего с помощью«петли» его укладывают на какое-либо полотнище(покрывало, одеяло, простыню и др.) по диагона-ли. Боковые углы полотнища связывают над ним, а к головному углу привя-зывают конец носилочной лямки, сложенной в виде«петли» Носильщик на-девает«петлю» лямки на плечо и оттаскивает пострадавшего через трудно-проходимое место. При отсутствии полотнища можно использовать пальто или плащ, тогда конец лямки или веревки пропускают через вывернутые ру-кава и завязывают узлом, действуя дальше таким же образом. Носилочная лямка в виде«петли» или«восьмерки» может использо-ваться для извлечения пораженных из погребов и других сооружений. Более удобен подъем или спуск пораженного с помощью«восьмерки». При этом пораженного усаживают на перекрестие«восьмерки», а петли ее связывают на спине веревко
|
|||
|