|
|||
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Конспект лекции «Homo pictor или возникновение человека из воображения» К.Вульф.
Становление человека следует понимать как многомерный морфогенез, складывающийся из взаимодействия экологических, генетических, мозговых, социальных и культурных факторов, в ходе которого возникает в том числе и воображение, играющее принципиальную роль в последующем развитии человека. С помощью посмертных изображений сообщество создавало изображения умерших, благодаря которым отсутствующий был вновь в сообществе, в виде изображения. Образ указывает на отсутствующего и делает его видимым в изображении. Образ находит свой смысл в том, что отображается то, что отсутствует, то есть может присутствовать только в виде образа. Умерший – всегда отсутствующий, смерть – невыносимое отсутствие, которое заполняют с помощью образа, чтобы её перенести. Образ даёт проявиться тому, чего нет в образе, но только в образе и может проявиться. Это видение В и видение КАК возможно только с помощью фантазии, позволяющей миру проявиться. Без воображения не было бы воспоминаний, ни проекций будущего. Воображение позволяет изобретать и творить. Три вида образов: · образ как магическое присутствие, · образ как миметическая репрезентация, · образ как техническая стимуляция. 1. Сакральные, культовые изображения, являющие магическое присутствие богов. Культовый образ, в котором совпадают бог и образ и присутствие бога воплощается в тельце и символизируется им. 2. У Платона образы становятся репрезентацией чего-либо, чем они сами не являются. Речь идёт о творящем образы и иллюзии мимезисе, для которого различие между моделью и отражением несущественно. Процессы художественного творчества направлены на развитие и оформление внутреннего образа, стоящего перед глазами поэта или живописца. Замысел реализуется в образе, который возникает как вымысел. 3. Образы – это специфическая форма абстракции; их плоскость трансформирует пространство. Электронный характер телеобразов делает возможным их вездесущность и ускорение. Возникает мир видимости и очарования, освобождающийся от «действительности». Всё становится игрой образов, в которой всё возможно, где теряются этические вопросы, неизбежен произвол и необязательность. Эти миры оказывают обратное воздействие на жизнь. Всё сложнее различить жизнь, искусство, фантазию и действительность. Внутренние образы. Человеческое воображение ведёт к трансформации внешнего мира в образы и переводу их в человеческое сознание. Этот направленный на мир процесс стимулируется желанием развернуть перед собой мир и одновременно присвоить его в форме образов восприятия и воспоминания. В большинстве внутренних образов происходит наложение индивидуальных и коллективных образов воображаемого и образов внешнего мира. Образы как регуляторы поведения. Имеет место характерный для человека хиатус между раздражением и реакцией, а так же унаследованные внутренние образы. Образы – ориентиры. Социальные, публичные образы становятся сетевыми, коллективными, распространяясь создают новые транснациональные формы сознания. Образы – желания. Важны для направленности человеческих действий и мечтаний. Фантазмы воли. Проекции энергии действия. Образы – воспоминания. Они привязаны к пространству и времени, связаны с радостью, болью, с победами. Синхронизируют прошлое и настоящее. Миметические образы. У Платона сводится к сознательному использованию достойных подражания образов для воспитания. У Аристотеля, которому важно научить человека противостоять нежелательному путём контролируемого столкновения с ним. Архетипические образы. Каждая культура развивает великие направляющие и решающие судьбу людей образы, оказывающие влияние на мечтания и действия людей. Взгляд на образы – взгляд образов. Взгляд может быть невзыскательным, благополучным, нетерпимым, злым. Он тесно связан с историей субъекта и субъективности, а так же с историей знания. В нём сказывается отношение к миру, к другим людям и отношение к себе. Как мир, так и образы, созданные человеком смотрят на нас. В отношении образов искусства «Взгляд уже в образе до того, как он образа коснулся». В миметической актуализации человек подвергает себя амбивалентности мира и образов. Обзор. Воображение позволяет преображение, создание различий и изобретение нового.
Марсель Мосс. Общества. Обмен. Личность. Техники тела. Понятие техники тела. Каждое общество обладает своими, присущими только ему привычками. Имеется ввиду не «метафизические привычки и таинственную ≪память». Эти ≪привычки≫ варьируются не просто в зависимости от индивидов и их подражательных действий, но главным образом в зависимости от различий в обществах, воспитании, престиже, обычаях и модах. Необходимо видеть техники и деятельность коллективного практического разума там, где обычно видят лишь душу и её способности к повторению. Невозможно иметь ясное представление обо всех фактах, если не базироваться на тройственном подходе вместо одностороннего, будь он механико-физическим, вроде анатомо-физиологическим или напротив, психологическим или социологическим. Необходима тройственная точка зрения. Во всех этих элементах искусства использования человеческого тела доминировали факты воспитания. Понятие воспитания могло быть добавлено к понятию подражания. Индивид заимствует ряд движений из акта, совершаемого перед ним или вместе с ним другими. Именно в этом понятии престижа личности, совершающей акт упорядоченный, дозволенный, одобренный, престижа по отношению к индивиду подражающему, содержится весь социальный элемент. В последующем подражательном акте содержатся весь психологический и биологический элементы. Связь между магическими действиями и техниками охоты слишком очевидна и распространена, чтобы надо было специально доказывать её существование. Технический, физический, религиозно магический акты для агента слиты воедино. Мы, и я в том числе, заблуждались многие годы, думая, что техника существует только тогда, когда есть инструмент. Надо было вернуться к понятиям древних, к платоновским мыслям о технике, где Платон говорил о технике музыки и особенно танца; надо было расширить это понятие Называю техникой традиционный действенный акт. Необходимо, чтобы он был традиционным и действенным. Не существует ни техники, ни ее передачи, если нет традиции. Вот чем человек прежде всего отличается от животного: передачей своих техник и особенно — их передачей посредством слов Тело есть первый и наиболее естественный инструмент человека или технический объект, техническое средство. Техники тела расположились в систему, которая охватывается фундаментальным понятиям психологов: понятием символической жизни духа, представлением о деятельности сознания как системы символических конструкций.
Принципы классификации техник тела.
1.Разделение техник между полами. Здесь имеют место два вида обучения, ибо есть общество мужчин и общество женщин. Тем не менее, я думаю, что здесь также можно обнаружить явления биологические и психологические. 2. Изменчивость техник тела в зависимости от возраста. Явления, которые мы связываем с наследственностью и которые на самом деле относятся к физиологической, психологической и социальной сферам. 3. Классификация техник тела по эффективности. По производительности и по результатам дрессировки. Методы, применяемые к животным, люди добровольно применяют к себе и своим детям. 4. Передача формы техник. Чтобы выяснить, почему человек не делает такой-то жест и делает другой, недостаточно ни физиологии, ни психологии двигательной асимметрии у человека; надо знать традиции, принуждающие к этому.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИК ТЕЛА
1.Техники родов и акушерства. Одни техники родов относятся к самой матери, другие — к ее помощницам, они связаны с извлечением ребенка, перевязыванием и обрезанием пуповины, уходом за матерью и ребенком. 2. Техники периода детства. Выращивание и вскармливание ребенка. Отношения двух взаимосвязанных существ: матери и ребенка. Ребенок: сосание, ношение. 3. Техники юности. Подлинно выдающееся событие в воспитании тела — это инициация. По тому, как воспитываются наши сыновья и дочери, мы представляем себе, что везде они усваивают те же самые манеры и позы, подвергаются такой же тренировке. 4. Техники взрослого возраста. 1 ) Техники сна. Очень простое различие между обществами состоит в том, что в одних для сна нет ничего, кроме ≪матушки -земли≫, а другие пользуются специальным инструментом. 2) Бодрствование: техники отдыха. Человечество можно разделить на сидящее на корточках и сидящее на каком-нибудь приспособлении. У нас бывает активный, как правило, эстетический отдых. 3) Техники движения. Отдых, по определению, — это отсутствие движения, движение — отсутствие отдыха. Движения всего тела: ползание, топтание, ходьба. Бег, танец, прыжок, подъём, спуск, плавание, силовые движения. 4) Техники ухода за телом. Чистка, умывание, намыливание. Уход за ртом. Техника кашля и отхаркивания. Гигиена естественных потребностей. 5) Техника насыщения. 6) Техника воспроизводства. Сексуальные техники и мораль в данном случае тесно взаимосвязаны.
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ Во всяком обществе все знают, должны уметь и усвоить, что надо делать в любых условиях Заблуждение может стать принципом Случаи изобретения, создания принципов редки. Факты адаптации — явление индивидуально-психологическое. Но обычно ими управляет воспитание или, по крайней мере, обстоятельства совместной жизни, общения. С другой стороны, в психологии имеется два больших первоочередных вопроса: об индивидуальной способности, технической ориентации и о типических чертах, биотипологии. Эти вопросы могут пересекаться с тем кратким изысканием, которое мы сейчас провели. В последнее время значительный прогресс психологии был достигнут, по моему мнению, не в области изучения отдельных так называемых психических способностей, но в психотехнике и в анализе психических ≪целостностей≫. Здесь этнолог сталкивается с важными вопросами психических возможностей той или иной расы и той или иной биологии определенного народа. Это фундаментальные вопросы. Я думаю, что и здесь, что бы нам ни казалось, мы имеем дело с явлениями биолого-социологическими. Я считаю, что основное обучение всем этим техникам состоит в том, чтобы адаптировать тело к его применению. благодаря обществу происходит вмешательство сознания. Воздействие общества осуществляется отнюдь не благодаря бессознательному. Именно благодаря обществу движения носят уверенный характер, сознание доминирует над эмоцией и бессознательным.
|
|||
|