Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ



 

Конспект лекции «Homo pictor или возникновение человека из воображения» К.Вульф.

 

Становление человека следует понимать как многомерный морфогенез, складывающийся из взаимодействия экологических, генетических, мозговых, социальных и культурных факторов, в ходе которого возникает в том числе и воображение, играющее принципиальную роль в последующем развитии человека.

С помощью посмертных изображений сообщество создавало изображения умерших, благодаря которым отсутствующий был вновь в сообществе, в виде изображения.

Образ указывает на отсутствующего и делает его видимым в изображении. Образ находит свой смысл в том, что отображается то, что отсутствует, то есть может присутствовать только в виде образа.

Умерший – всегда отсутствующий, смерть – невыносимое отсутствие, которое заполняют с помощью образа, чтобы её перенести.

Образ даёт проявиться тому, чего нет в образе, но только в образе и может проявиться.

Это видение В и видение КАК возможно только с помощью фантазии, позволяющей миру проявиться.

Без воображения не было бы воспоминаний, ни проекций будущего. Воображение позволяет изобретать и творить.

Три вида образов:

· образ как магическое присутствие,

· образ как миметическая репрезентация,

· образ как техническая стимуляция.

1. Сакральные, культовые изображения, являющие магическое присутствие богов. Культовый образ, в котором совпадают бог и образ и присутствие бога воплощается в тельце и символизируется им.

2. У Платона образы становятся репрезентацией чего-либо, чем они сами не являются. Речь идёт о творящем образы и иллюзии мимезисе, для которого различие между моделью и отражением несущественно. Процессы художественного творчества направлены на развитие и оформление внутреннего образа, стоящего перед глазами поэта или живописца. Замысел реализуется  в образе, который возникает как вымысел.

3. Образы – это специфическая форма абстракции; их плоскость трансформирует пространство. Электронный характер телеобразов делает возможным их вездесущность и ускорение. Возникает мир видимости и очарования, освобождающийся от «действительности». Всё становится игрой образов, в которой всё возможно, где теряются этические вопросы, неизбежен произвол и необязательность. Эти миры оказывают обратное воздействие на жизнь. Всё сложнее различить жизнь, искусство, фантазию и действительность.

Внутренние образы. Человеческое воображение ведёт к трансформации внешнего мира в образы и переводу их в человеческое сознание. Этот направленный на мир процесс стимулируется желанием развернуть перед собой мир и одновременно присвоить его в форме образов восприятия и воспоминания. В большинстве внутренних образов происходит наложение индивидуальных и коллективных образов воображаемого и образов внешнего мира.

Образы как регуляторы поведения. Имеет место характерный для человека хиатус между раздражением и реакцией, а так же унаследованные внутренние образы.

Образы – ориентиры. Социальные, публичные образы становятся сетевыми, коллективными, распространяясь создают новые транснациональные формы сознания.

Образы – желания. Важны  для направленности человеческих действий и мечтаний.

Фантазмы воли. Проекции энергии действия.

Образы – воспоминания. Они привязаны к пространству и времени, связаны с радостью, болью, с победами. Синхронизируют прошлое и настоящее.

Миметические образы. У Платона сводится к сознательному использованию достойных подражания образов для воспитания. У Аристотеля, которому важно научить человека противостоять нежелательному путём контролируемого столкновения с ним.

Архетипические образы.  Каждая культура развивает великие направляющие и решающие судьбу людей образы, оказывающие влияние на мечтания и действия людей.

Взгляд на образы – взгляд образов.  Взгляд может быть невзыскательным, благополучным, нетерпимым, злым. Он тесно связан с историей субъекта и субъективности, а так же с историей знания. В нём сказывается отношение к миру, к другим людям и отношение к себе. Как мир, так и образы,  созданные человеком смотрят на нас. В отношении образов искусства «Взгляд уже в образе до того, как он образа коснулся». В миметической актуализации человек подвергает себя амбивалентности мира и образов.

Обзор. Воображение позволяет преображение, создание различий и изобретение нового.

 

Марсель Мосс. Общества. Обмен. Личность.

Техники тела.

Понятие техники тела.

Каждое общество обладает своими, присущими только ему привычками. Имеется ввиду не «метафизические привычки и таинственную ≪память». Эти  ≪привычки≫ варьируются не просто в зависимости от индивидов и их подражательных действий, но главным образом в зависимости от различий в обществах, воспитании, престиже, обычаях и модах. Необходимо видеть техники и деятельность коллективного практического разума там, где обычно видят лишь душу и её способности к повторению.

Невозможно иметь ясное представление обо всех фактах, если не базироваться на тройственном подходе вместо одностороннего, будь он механико-физическим, вроде анатомо-физиологическим или напротив, психологическим или социологическим. Необходима тройственная точка зрения.

Во всех этих элементах искусства использования человеческого тела доминировали факты воспитания. Понятие воспитания могло быть добавлено к понятию подражания. Индивид заимствует ряд движений из акта, совершаемого перед ним или вместе с ним другими.

Именно в этом понятии престижа личности, совершающей акт упорядоченный, дозволенный, одобренный, престижа по отношению к индивиду подражающему, содержится весь социальный элемент. В последующем подражательном акте содержатся весь психологический и биологический элементы.

Связь между магическими действиями и техниками охоты слишком очевидна и распространена, чтобы надо было специально доказывать её существование. Технический, физический, религиозно магический акты для агента слиты воедино.

Мы, и я в том числе, заблуждались многие годы, думая, что техника существует только тогда, когда есть инструмент. Надо было вернуться к понятиям древних, к платоновским мыслям о технике, где Платон говорил о технике музыки и особенно танца; надо было расширить это понятие

Называю техникой традиционный действенный акт. Необходимо, чтобы он был традиционным и действенным. Не существует ни техники, ни ее передачи, если нет традиции. Вот чем человек прежде всего отличается от животного: передачей своих техник и особенно — их передачей посредством слов

Тело есть первый и наиболее естественный инструмент человека или технический объект, техническое средство.

Техники тела расположились в систему, которая охватывается фундаментальным понятиям психологов: понятием символической жизни духа, представлением о деятельности сознания как системы символических конструкций.

 

Принципы классификации техник тела.

 

1.Разделение техник между полами. Здесь имеют место два вида обучения, ибо есть общество мужчин и общество женщин. Тем не менее, я думаю, что здесь также можно обнаружить явления биологические и психологические.

2. Изменчивость техник тела в зависимости от возраста. Явления, которые мы связываем с наследственностью и которые на самом деле относятся к физиологической, психологической и социальной сферам.

3. Классификация техник тела по эффективности. По производительности и по результатам дрессировки. Методы, применяемые к животным, люди добровольно применяют к себе и своим детям.

4. Передача формы техник. Чтобы выяснить, почему человек  не делает такой-то жест и делает другой, недостаточно ни физиологии, ни психологии двигательной асимметрии у человека; надо знать традиции, принуждающие к этому.

 

 

 БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИК ТЕЛА

 

1.Техники родов и акушерства. Одни техники родов относятся к самой матери, другие — к ее помощницам, они связаны с извлечением ребенка, перевязыванием и обрезанием пуповины, уходом за матерью и ребенком.

2. Техники периода детства. Выращивание и вскармливание ребенка. Отношения двух взаимосвязанных существ: матери и ребенка. Ребенок: сосание, ношение.

3. Техники юности. Подлинно выдающееся событие в воспитании тела — это инициация. По тому, как воспитываются наши сыновья и дочери, мы представляем себе, что везде они усваивают те же самые

манеры и позы, подвергаются такой же тренировке.

4. Техники взрослого возраста.

1 ) Техники сна. Очень простое различие между обществами состоит в том, что в одних для сна нет ничего, кроме ≪матушки -земли≫, а другие пользуются специальным инструментом.

2) Бодрствование: техники отдыха. Человечество можно разделить на сидящее на корточках и сидящее на каком-нибудь приспособлении. У нас бывает активный, как правило, эстетический отдых.

3) Техники движения. Отдых, по определению, — это отсутствие движения, движение — отсутствие отдыха. Движения всего тела: ползание, топтание, ходьба. Бег, танец, прыжок, подъём, спуск, плавание, силовые движения.

4) Техники ухода за телом. Чистка, умывание, намыливание. Уход за ртом. Техника кашля и отхаркивания. Гигиена естественных потребностей.

5) Техника насыщения.

6) Техника воспроизводства. Сексуальные техники и мораль в данном случае тесно взаимосвязаны.

 

 

ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

Во всяком обществе все знают, должны уметь и усвоить, что надо делать в любых условиях Заблуждение может стать принципом

 Случаи изобретения, создания принципов редки. Факты адаптации — явление индивидуально-психологическое. Но обычно ими управляет воспитание или, по крайней мере, обстоятельства совместной жизни, общения.

С другой стороны, в психологии имеется два больших первоочередных вопроса: об индивидуальной способности, технической ориентации и о типических чертах, биотипологии. Эти вопросы могут пересекаться с тем кратким изысканием, которое мы сейчас провели. В последнее время значительный прогресс психологии был достигнут, по моему мнению, не в области изучения отдельных так называемых психических способностей, но в психотехнике и в анализе психических

≪целостностей≫.

 Здесь этнолог сталкивается с важными вопросами психических возможностей той или иной расы и той или иной биологии определенного народа. Это фундаментальные вопросы. Я думаю, что и здесь,

что бы нам ни казалось, мы имеем дело с явлениями биолого-социологическими. Я считаю, что основное обучение всем этим техникам состоит в том, чтобы адаптировать тело к его применению.

благодаря обществу происходит вмешательство сознания.

Воздействие общества осуществляется отнюдь не благодаря бессознательному. Именно благодаря обществу движения носят уверенный характер, сознание доминирует над эмоцией и бессознательным.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.