Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Римская классика



 

История изучения мозга от Древнего Египта до начала XX века

· Блог компании Medgadgets,

· Мозг

Первые упоминания о наблюдениях за человеческим мозгом, а точнее за изменением поведения человека под влиянием мака, оксфордский справочник по психиатрии на 26 стр. относит к шумерским записям 4 000 года до н. э. Археологи же говорят, что примерно к этому же времени, может, тысячей лет позже, относятся первые операции на мозге, известные нам как трепанация.

Насколько такие хирургические вмешательства были успешны, сейчас сказать сложно, однако именно с этого времени, как считается, и берет свое начало изучение человеческого мозга, психология, неврология. Внутри, как обычно, много фамилий, дат, ссылок на основные открытия и картинок человеческого мозга: Европа и Восток, от Папируса Эдвина Смита до осознанных сновидений.

Древняя Китайская медицина связана с полумифическим именем — Шень Нун, который кроме того, что определил на долгое время лечение травами, а по легенде и сам по несколько раз на дню «тестировал» их и самоотравлялся, еще и предупредил развитие акупунктуры, или иглоукалывания, которое и по сей день распространено в Китае. Датируется изобретение рефлексотерапии приблизительно 2 700 годом до нашей эры, а сегодня это — нематериальное наследие ЮНЕСКО.

Противоречив Древний Египет. И это неудивительно в стране, где медицина и наука очень тесно сосуществовала с религией. С одной стороны — отношение к мозгу было достаточно «прохладным», и после смерти его вытаскивали и откровенно говоря выбрасывали. Так как «центральным» органом считалось сердце, на что есть указания и в "Древнеегипетской Книге Мертвых". Сердце — ключ к загробной жизни после процедур взвешивания на весах добра и зла.

С другой стороны широко известен "Папирус Эдвина Смита", названный по имени коллекционера, выкупившего бумагу в 1862 году. Записан был предположительно ок. 1 700 — 1 600 до н. э. На данный момент — это один из главных текстов древней медицинской литературы, в котором достаточное количество информации посвящено черепно-мозговым травмам, внутричерепным пульсациям, вперемежку, разумеется с традиционными заклинаниями против чумы и т. п.

Всего в бумаге, устные источники которой датируются чуть не 3 000 — 2 500 г. до н. э. приведены 48 «историй», большая часть которых касается неврологии, в том числе открытых травм головы и мозга. Первые описания черепных швов, мозговых оболочек и спинномозговых жидкостей пришли с этим документом. Авторство приписывается основателю Древнеегипетской медицины Имхотепу, личности весьма разносторонней, который служил при фараоне Джосере зодчим, а потом — подался в медицину.


Иероглиф «Мозг», ок. 1 700 до н. э.

Параллельно с этим, ок. 2 000 года до н. э., полагают ученые, в Южной Америке продолжают практиковать трепанацию черепа как профилактику головных болей и психических заболеваний, эпилепсии. При этом значительное количество «вскрытых» черепов указывает на систематическое использование этой «технологии».

В качестве хирургического инструмента использовались бронзовые «клинья» с острыми краями, предположительно, вулканической породы. Однако!

Некоторые историки и археологи предпочитают связывать эти доисторические дырки в головах большей частью с религией, так как первые упоминания об эпилепсии относятся к куда более позднему времени и немного иной культуре. Древняя Индийская медицина, начало которой положено в Атхарваведе, подарила миру ок. 6 века до н. э. Sushruta Samhita — одну из главных книг Аюрведы, где заложены основы хирургии.

Одна из частей — Уттара — посвящена малой хирургии, так называемой «шалакье», или хирургии «выше плеч», где приводятся описания и примеры офтальмологических заболеваний, в том числе сосудистых, а также говорится об удалении катаракты. Наряд с этим текстом, второй по значимости трактат о медицине того периода — Charaka Samhita описывает психические отклонения людей, рассматривает эпилепсию, ее симптомы и методы лечения. Книги Аюрведы.

Похожей точки зрения о том, что эпилепсия — болезнь, а не божественное наказание, придерживался Гиппократ. Древнегреческому медику отводится значительная роль в медицинской науке, в частности науке о мозге, и именно ему приписывается идея о том, что в мозге зарождается ум, интеллект. Однако веком ранее такую же мысль мог высказать Алкмеон, философ, который нигде не упоминается, однако, как практикующий врач. Несмотря на это, ему приписывают открытие, что мозг, а не сердце — ключевой орган для человека, определяющий его жизнь и судьбу.

Иные философы и теоретики, впрочем, достаточно великие также высказывали гипотезы относительно человеческого мозга, и Платон считал, что мозг место зарождения всех психических процессов, а Аристотель, увлеченный наукой о сне, отводил эту роль душе и сердцу. Так или иначе без серьезной практики изучение мозга было невозможно. Ключевой легендарной фигурой Древней Греции стал Эрасиаст — практикующий медик, анатом, который описал не только отделы мозга и функции мозжечка, но и оставил на тот момент единственное подробное описание кровеносной системы человека.

Эрасиаст работает в паре с «Отцом анатомии» Герофилом, который четко дифференцировал мозг и мозжечок, предположив функции каждого. По мнению Герофила, именно в мозжечке происходит «зарождение» интеллекта.


Герофил

Ученые на пару анатомируют трупы, оставляя нам подробные отчеты о структуре мозга и сердца, а также подробное описание кровеносной системы. На дворе 335 — 280 года до нашей эры, и это последние крупные открытия, касающиеся мозга человека, на тот период.


Мозжечок — красный

Римская классика

Приблизительно 177-м годом датируется работа о мозге выдающегося римского хирурга Галена. В круг его исследований попадали физиология, фармакология, неврология, хирургия, а многие из открытий подтверждались и во времена Возрождения, и в наши дни.

Ему принадлежит теория о том, что так как мозжечок более твердый относительно мозга, то он отвечает за мышцы, а сам мозг — так как более мягкий — за чувства. Он отводил мозгу место «одной из трех душ», а его происхождение видел в сперме, так как субстанция была холодная и влажная.

Надо отметить, что так как римское право на момент деятельности Галена запрещало вскрытие трупов, то большинство его экспериментов происходило на свиньях и приматах. Благодаря этому появились его описания трахеи, кровеносной системы, которые оказались очень близки человеческим. Также Галену принадлежит теория «Телесных соков» о темпераментах человека, точнее их зависимости от количества крови, желчи и черной желчи и флегмы.

Как и в Древней Греции, в Риме не было недостатка в философах, и один из них Немезий в работе Nature of Man около 390 года пытается описать человеческий организм, учитывая уже христианские традиции. Он не был врачом, но предполагал, что различные отделы мозга отвечают за различные функции, и тут, как считают ученые, его задачей было не описание строения человеческого мозга, а примирение дохристианской платоновской философии с философией нового времени.

Развивается медицина и на Востоке, куда проникают переводы в том числе греческих книг. Один из центральных памятников медицинской литературы — "Всеобъемлющая книга по медицине", автор которой, Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази, был известен и как музыкант, и как меняла, а к 30-ти годам стал увлеченным медиком, оставив в наследие труды по химии, фармакологии, медицине.

Он впервые заговорил о черепно-мозговых нервах, когда наблюдал симптомы менингита, среди которых у пациентов наблюдались сильные тупые головные боли.

Вторая часть книги Рази была посвящены болезням глаз, и на основе этого труда, столетием позже, около 1 000 года, появляются труды Аммар ибн Али Мосула, Альзахена и других видных исламских офтальмологов Средневековья.

В Европе к этому времени наступают не самые удачные времена для исследования мозга, и за некоторые медицинские манипулции можно было легко оказаться на костре в связи с запретами церкви на осквернение тел. Остаются аферисты, которые адаптировались под зарождающиеся легенды о «Камне безумия», якобы провоцировавшем все психические расстройства, и стали предлагать свои услуги по «извлечению» этой напасти, что нашло широкое отражение в тогдашней и более поздней живописи.


Брейгель Старший

Из исключений того времени стоит назвать итальянского профессора медицины — Мондино де Луччи. Хирург и анатом поборол церковные запреты и посвятил много сил тому, чтобы вернуть в медицинскую программу вскрытие, а в 1 315 году устроил публичное, санкционированное Ватиканом.

Ученый настаивал на том, что человек — высшее существо, и изучение особенностей строения его тела недопустимо на примере животных, что в итоге «вылилось» в первый профессиональный анатомический текст — «Anothomia», где приводится теория о мозговых пузырях. Де Луччи полагает, что три отдела мозга — пузырьки — наделяют человека своими возможностями: передний — чувства, средний — фантазии, задний — память.


Рассечение черепа де Луччи

Трупы де Луччи вскрывал, откровенно говоря, не часто, и большая часть его замечаний почерпнута из работ Галена, а сами труды — попытка адаптировать к европейской культуре, которая переживала несколько веков откровенный упадок, работ Авицены. Тем не менее, с именем де Луччи связывают новый виток развития европейской медицины. А Европейскую медицину продолжали волновать заболевания мозга и психики, о чем свидетельствуют открывающиеся больницы для душевнобольных. Одна из них — «подарившая» нам нарицательное Бедлам: Вифлиеемский Королевский госпиталь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.