Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основные направления развития психологии в предреволюционный период. Эмпирическое направление (Г. И. Челпанов, А. П. Нечаев, Г. И. Россолимо).



Основные направления развития психологии в предреволюционный период. Эмпирическое направление (Г. И. Челпанов, А. П. Нечаев, Г. И. Россолимо).

В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими кор­нями в две главные области научной мысли — в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания — она в кон­це XIX-начале XX веков превращается в самостоятельную научную дисциплину. Этот процесс сопровождался необходимыми логико-на­учными и организационно-научными преобразованиями. Первые включали в себя определение задач и предмета исследования, разработ­ка программ и выделение направлений развития, обоснование адекватных методических приемов и принципов исследования психической реальности и т.д., а вторые – со­здание специальных психологических центров и психологичес­ких научных изданий, формирование кадров ученых-психологов и т.д.

Уровень интереса к психологии, признания ее научной и практической ценности отражался и во все более частом и на­стойчивом включении в рассмотрение психологических проблем представителей научного сообщества и художественной интеллигенции. Возрастал авторитет психологии. Она становилась предметом внимания специалистов смежных наук и практичес­ких сфер: врачей, педагогов, физиологов, этнографов, языкове­дов, юристов, биологов. Ее использовали и при анализе соци­альных явлений, социально-психологических процессов, проис­ходящих в обществе.

Факт признания психологии как самостоятельной науки и в научных, и в широких общественных кругах подтвер­ждается успехами психологического образования, включающе­го 1) популяризацию психологических знаний в широких кру­гах общества, 2) преподавание психологии, 3) создание систе­мы подготовки психологических кадров.

Выделившаяся в самостоятельную науку в конце XIX начале XX вв., российская психология в идейном и содержательном планах не представляла собой монолитного образования, а включала ряд мощных течений и направлений:
1. Философско-идеалистическое, светское направление;
2. Эмпирическое направление;
3. Естественно-научное направление.

Современные историко-психологические исследования все чаще обращаются к изучению отечественных дореволюционных концепций, однако данная тенденция все еще остается слабовыраженной. Это можно связать с тем, что большее значение все же придается советскому периоду, а также с тем, что истоками советской психологии всегда считались естественно-научные идеи, а религиозно-философские и эмпирические отбрасывались и критиковались.

Поэтому очень важно уделить должное внимание всем направлениям при рассмотрении предреволюционной психологии. Далее мы подробно рассмотрим эмпирическую психологию.

Данное направление было представлено такими известными учеными, как М. И. Владиславлев, М. М. Троицкий, Н. Я. Грот, Г. И. Челпанов, А. П. Нечаев и др.

Общими характеристиками этого направления являлись: непоследовательность и противоречивость методологических позиций; ориентация в большей мере не на национальную тра­дицию в области человекознания, а на современные ученым данного направления европейские концепции и методы иссле­дования психического.

В методологическом плане наиболее важными идеями являлись: утверждение специфичности психических явлений в силу их независимости от явлений физиологического и физичес­кого ряда, приверженность идеям эмпиризма, признание необ­ходимости опытного пути развития психологии и использова­ния эксперимента при сохранении в качестве главного метода исследования психики интроспекции. Иначе говоря, в качестве концептуальной основы понимания природы психического ими использовались учения В.Вундта, Дж.Локка и других основоположников эмпиризма в мировой психологической науке.

Критикуя материализм, который, по их мнению, растворяет психическое в физиологическом, ученые данного направления обосновывали идеи о реальности, автономности и специфично­сти внутреннего психического мира человека, его несводимос­ти ни к каким другим явлениям, о бесплодности физиологичес­ких методов для его изучения. Это определяется, например, согласно взглядам Челпанова, природой самого психического, не обладающего материальностью. А так как матери­альные процессы не могут выступать в качестве детерминирую­щих воздействий на психические, то отсюда вытекает утверждение о параллелизме («эмпирическом паралле­лизме», по терминологии Челпанова) психического и материаль­ного, о наличии собственной психической детерминации: «пси­хическое объясняется только из психического».

В соответствии с идеями Вундта, Челпанов считал предметом психологии субъективные состояния сознания человека, что качественно отличает ее от физиологии головного мозга. При­знание этого исходного, базисного положения оценивалось как важнейшая предпосылка создания психологии как самостоя­тельной науки.

Соответственно, главным методом исследования психических явлений, как имманентного внутреннего мира («внутреннего опыта») субъекта, может быть только интроспекция. Более того, она является и условием психологического познания других людей. Как утверждал Челпанов, только сам человек, непосред­ственно пережив те или иные психические явления, может по­средством обращения к своим состояниям и испытанным ранее чувствам воспринять аналогичные переживания у другого чело­века, адекватно интерпретировать их и понять. Этот процесс опосредованного восприятия внешних для человека событий через призму его собственного внутреннего опыта характеризуется как процесс умозаключения, а не непосредственного наблю­дения. Отсюда делается вывод, что «психология не была бы возможна, если бы не было самонаблюдения».

Противоречивость эмпирической психологии особенно ярко проявляется в отношении к эксперименту и оценке его места в психологии. С одной стороны, Челпанов как основатель пси­хологического института в Москве (1912), ставшего одним из центров экспериментальных исследований в нашей стране в тот период времени, автор ряда статей по вопросам психологичес­кого эксперимента и книги “Введение в экспериментальную психологию” (1915), объективно способствовал распростране­нию экспериментального метода. С другой стороны, Челпанов являлся последовательным сторонником Вундта и поэтому рас­сматривал эксперимент лишь как условие улучшения интрос­пекции, доказывал, что значение экспериментального метода в психологии незначительно и не с ним связано ее дальнейшее развитие.

Стоит также упомянуть вклад Г. И. Россолимо. Этот крупнейший невропатолог и психиатр поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Он выполнил одну из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию. Россолимо является одним из основоположников развития педологии в России. В 1911 году Россолимо на собственные средства открыл и содержал первую в России клинику нервных болезней детского возраста. Он создал метод экспериментального исследования личности ребенка, позволяющий определить уровень его интеллектуального развития и направлять отстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцированно подходить к умственной отсталости. Свой метод он назвал методом «психологических профилей».

В целом, имена ученых эмпирического направления ассоциируются с их ог­ромным организационным вкладом в создание и развитие пси­хологической науки в России: Владиславлев и Троицкий воз­главляли работу по подготовке психологических кадров в Пе­тербургском и Московском университетах; Троицкий, а вслед за ним Грот руководили Московским психологическим обществом; Грот был организатором и первым редактором журнала “Воп­росы философии и психологии”(1899); Челпанов был осно­вателем психологического семинария и Психологического ин­ститута, крупным пропагандистом и организатором экпериментально-психологических исследований в нашей стране; Нечаев создал первую экспериментально-психологическую лабораторию на базе Педагогического музея военно-учебных заведения в г. Петербурге (1901), был инициатором проведения Педагогических съездов. Этот перечень можно продолжать. Он приводит нас к двум важным выводам: во-первых, наука является результа­том коллективного, совокупного творчества ученых разных на­учных направлений, и во-вторых, необходим всесторонний ана­лиз научного наследия ученых и как сторонников того или иного научного мировоззрения, и как организаторов деятельности научного сообщества.

Литература:

· Костригин А. А., Мазилов В. А. Отечественная дореволюционная философская психология как целостный подход к исследованию души человека // Психология и психотехника. 2020. №2.

· Овчинникова Е. О., Мухин К. Ю. Россолимо Григорий Иванович и формирование педологии в России // Русский журнал детской неврологии. 2012. №1.

· Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: учебное пособие / Абульханова-Славская К. А., Анцыферова Л. И., Брушлинский А. В., Знаков В. В., Кольцова В. А., Олейник Ю. Н., Тугайбаева Б. Н. Под ред. А. В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.