|
|||
Аутизм и нарушения развития - 2021. - №3Аутизм и нарушения развития - 2021. - №3 Оглавление номера.
1. Статников, А. И. Игра "Хорошее поведение": история и современные тренды / А. И. Статников // Аутизм и нарушения развития. - 2021. - Т. 19, № 3 (72). - С. 3-14 Игра "Хорошее поведение" — процедура, направленная на изменение поведения всех членов учебной группы посредством взаимозависимого группового договора. В предлагаемой статье рассматриваются вопросы устойчивости и генерализации изменений, достигнутых посредством игры (включая возможные тактики поддержания и обобщения результатов). Также описываются кросскультурные аспекты применения процедуры, сведения о том, какую реакцию применение процедуры вызывает у педагогов, и какие изменения происходят в их поведении. Приводится ряд возможных модификаций процедуры, среди которых можно выделить игру "Поймай на хорошем поведении", игры "Хорошая инклюзия" и "Хороший ученик".
2. Ицкович, Г. Построение романтических, интимных отношений и семейной жизни / Г. Ицкович // Аутизм и нарушения развития. - 2021. - Т. 19, № 3 (72). - С. 15-22 Рассматриваются аспекты эмоциональной жизни взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и процессы формирования долгосрочных романтических и семейных связей. Представлен опыт психо-терапевтического вмешательства с применением элементов DIRFloortime и ментализации: игровые стратегии DIRFloortime формируют навыки поддержки и коррекции межличностных отношений, а приемы ментализации развивают эмоциональное мышление и когнитивные навыки. Для эффективной поддержки людей с РАС применяются игра Floortime, Сократовы вопросы и работа с партнерами. Описанные клинические случаи иллюстрируют способы продвижения всей семьи к более эффективному сонастроенному взаимодействию, когда специалист корректирует сенсорные раздражители, ведет психообразование и учит клиента с РАС и его партнера индивидуальным механизмам саморегуляции. Сорегулируя аффект, демонстрируя осознание и процесс построения и коррекции отношений, а также развивая интерес клиента к пониманию другого в контексте игрового взаимодействия; выжидая и доброжелательно раскрывая эмоционально значимые темы, терапевт помогает взрослому с РАС строить систему поддержки в социуме.
3. Солдатенкова, Е. Н. Цифровые решения в инклюзивном образовании детей с расстройствами аутистического спектра / Е. Н. Солдатенкова, И. В. Блинова // Аутизм и нарушения развития. - 2021. - Т. 19, № 3 (72). - С. 23-30 В статье дано описание ассистирующих технологий - мобильных приложений "Читаю без мамы" и "Мой альбом", разработанных для обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Представленные электронные программы спроектированы на базе традиций отечественного научного знания и помогают в решении задачи включения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство. Нацеленные на выделение и развитие "Я - действия" ребенка, становление поля осмысления понятия, а также на развитие устной речи (у неговорящих детей дошкольного возраста посредством перестройки способа реализации нарушенной функции), они помогают организовать работу с детьми, могут стать функциональным протезом при отсутствии речи на начальном этапе работы с ребенком (одно из приложений можно использовать в качестве коммуникатора). Ориентированные на обобщенный способ педагогического действия мобильные приложения имеют форму шаблона, который позволяет использовать их вариативно, персонифицируя образовательную траекторию не только в работе с данной категорией детей. Приложения дополнены методическими рекомендациями для специалистов и родителей.
4. Воскресенская, С. А. Игра как фактор гармоничного и дисгармоничного психического развития в детском возрасте / С. А. Воскресенская, Г. В. Козловская, М. В. Иванов, М. А. Калинина // Аутизм и нарушения развития. - 2021. - Т. 19, № 3 (72). - С. 31-41 Самостоятельная игровая деятельность ребенка отражает гармоничное или дисгармоничное психическое развитие. Обследованы 4030 детей дошкольного возраста (2720 мальчиков и 1310 девочек). Для длительного наблюдения отобраны 92 мальчика и 58 девочек раннего и дошкольного возраста. В пилотном исследовании дана оценка пространственно-игровой среды и особенностей игрушек, которыми играют современные дети, а также уточнено наличие зависимости психического состояния детей от этих факторов. Клиническую картину психических нарушений у детей определяли расстройства неврозоподобного, аффективного уровня в сочетании с отдельными шизотипальными стигмами и поведенческие нарушения в рамках расстройств аутистического спектра. Методы обследования: клинико-психопатологические, неврологические, психологические — опирались на концепцию ведущей деятельности, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка. Проанализирована роль игрушек как материальных объектов, используемых детьми разных возрастов, и клинических состояний, в структуре которых были обнаружены нарушения игровой деятельности и психического развития. Сделаны выводы о возможности неблагоприятного влияния отдельных форм игры и игровых предметов на психическое состояние и развитие детей. Предложены рекомендации родителям для выбора игрушек.
5. Морозов, С. А. Аутизм: опыт и возможные решения актуальных задач. Взгляд из России / С. А. Морозов, Т. И. Морозова, С. С. Морозова // Аутизм и нарушения развития. - 2021. - Т. 19, № 3 (72). - С. 42-48 Предпринят анализ наиболее актуальных вопросов в исследовании аутизма: тенденций изучения аутизма в последние десятилетия, следствий расширения его диагностических критериев, проблемы выбора между дименсиональным и категориальным подходами в изучении аутизма и определении стратегии сопровождения, особенностей междисциплинарного взаимодействия. Дискуссия инициирована положениями аналитического обзора F. Happе и U. Frith "Оглядываясь назад, чтобы посмотреть в будущее: изменения в концепции аутизма и применение для будущих исследований". Показано, что принятая в настоящее время концепция аутизма не объясняет многих связанных с ним явлений, что трактовка аутизма только как нарушения развития ограничивает возможности понимания его социально-биологической природы, и по-видимому, ограничивает и выбор стратегий сопровождения людей с РАС. Представлены возможные требования к новому поколению систематики и концепции аутизма: необходимость учитывать не только поведенческие и когнитивные, но и медико-биологические признаки, а также функциональную значимость аутизма не только при нарушенном, но и при типичном развитии.
|
|||
|