|
|||
Секреты речи и текста. Текст-повествованиеСекреты речи и текста Текст-повествование
Во втором классе начинается работа по созданию текстов-повествований. В данной лекции попробуем остановиться на особенностях построения таких текстов. Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому человеку не приходится писать сочинения. В связи с этим актуальным становится обучение детей созданию не сочинений как таковых, а текстов разных жанров: записок, объявлений, кулинарных рецептов, писем и др. Задача школьного сочинения – учить выражать и упорядочивать мысли. Мы убеждены в том, что этому можно и нужно учить. Каждый ученик должен освоить теорию написания сочинений. Если, как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, опираясь на имеющиеся в науке данные по этой проблематике, то следует, чтобы эти данные хотя бы в элементарном виде знали и младшие школьники. Текст представляет собой единство трёх сторон: 1) содержания; 2) структуры; 3) языковых средств. То есть каким бы простым или сложным ни было связное высказывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием, логическим построением, языковым оформлением. Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед собой учитель начальных классов при обучении детей созданию письменных текстов. В самом общем виде это следующие задачи: • формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.); • формирование умения логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.); • формирование умения отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания. Казалось бы, все перечисленные умения являются общими для создания любого сочинения. Но так кажется только на первый взгляд. Рассмотрим подробнее, как соотносятся речевые умения и фазы речевой деятельности. На этапе ориентировкив содержании высказывания, когда ребёнок вдумывается в предложенную тему (обдумывает, о чём будет писать, что главное хочет сказать, определяет объём и границы темы сочинения), он уже определяется с тем, о чём будет писать - о действиях, сменяющих друг друга, о предмете и его свойствах или о причинах существования предметов, явлений, действий, то есть подсознательно выбирает тип текста. Покажем данное положение на конкретном примере. В 3-м классе была предложена тема сочинения “Снежинка”. При обсуждении темы сочинения учащиеся высказали различные мнения про то, о чём можно написать в сочинении на заданную тему. Одни ребята предлагали вариант: можно написать фантастическую историю, которая случилась однажды со снежинкой, когда она залетела в открытую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: можно написать о том, какая красивая снежинка. Третьи - можно написать о том, почему на руке снежинка сразу тает. Данный пример демонстрирует важное методическое пожелание — предлагать детям одну общую тему сочинения (если, конечно, тема сочинения не определена программой), а каждый ученик уже решит, на какую конкретную тему он будет писать. К примеру, из темы “Снежинка” могут родиться темы “Волшебная снежинка” (фантастическое повествование), “Снежинка - красавица” (описание), “Почему снежинка тает в руке?” (рассуждение). Если учитель предлагает конкретные (узкие) темы сочинения, то уже на этапе ориентировки ребёнок также должен уметь определить сразу по заголовку, о чём он будет писать: о действиях, о предмете или явлении, о существующих отношениях между предметами. Таким образом, на этапе ориентировки дети подводятся к мысли, какой тип текста они будут создавать. На этапе планирования ребёнок, мысленно составляя программу речевых действий, определяет, какой тип текста он будет создавать (повествование, описание или рассуждение), в каком стиле (научно-деловом, художественном или публицистическом), какой жанр в зависимости от стиля выберет. И только после этого учащийся намечает структуру текста (план), обдумывает, какие языковые средства выберет, как будет связывать между собой предложения, абзацы и т.д. На данном этапе млад шему школ ьнику нужны спец иальные умения, кото рые необ ходимы для созд ания текста-пове ствования, текста-опис ания, текста-расс уждения. Расс мотрим общие умения (необ ходимые для созд ания текста любого типа) и спец иальные умения (необ ходимые для созд ания текста-пове ствования). Выде ляют семь групп умений: 1. Умения, связ анные с темой сочи нения, с её пони манием, опре делением её границ, субо рдинацией тем, раск рытием темы (умение озаг лавить текст своего сочи нения в соот ветствии с типом текста-пове ствования так, чтобы заго ловок отра жал тему текста и сооб щал о пред мете пове ствования (если тема пред лагалась общая). 2. Умения подч инить своё сочи нение опре делённому замыслу, выра зить в нём свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отно шение к лицам, их пост упкам и т.д. (умение опре делить авто рское отно шение к теме пове ствования). 3. Умения соби рать, нака пливать мате риал, отби рать важное, глав ное и втор остепенное в соот ветствии с темой и замы слом, выбр анным типом речи (текста) и жанром текста (умение отби рать соот ветствующий мате риал для созд ания текста опре делённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, расс каз и т.д.). 4. Умения сист ематизировать мате риал, расп олагать его, обду мывать и сост авлять план, рабо тать над комп озицией - началом, осно вной частью, заве ршением (умение стро ить текст в соот ветствии со стру ктурно-комп озиционными особ енностями текста-пове ствования, умение конс труировать зачины и конц овки как стру ктурные комп оненты текста-пове ствования, сцеп лять пред ложения с помо щью лекс ических и грам матических сред ств связи). 5. Умения в обла сти язык овой подг отовки текста: подг отавливать слов арь в соот ветствии с темой, выби рать слова, слов осочетания, фраз еологию, образы; подг отавливать фраг менты буду щего текста. 6. Умения сост авлять текст, запи сывать без ошибок, расп олагать текст на листах, делить его на абзацы (умение выде лять абзацы в тексте-пове ствовании, связ ывать их между собой). 7. Умение сове ршенствовать напи санное, реда ктировать, пров ерять орфо графию, пунк туацию. Изве стны два метода обуч ения созд анию пись менных текс тов (сочи нений): инду ктивный и деду ктивный. Инду ктивный метод. Данный метод, как пока зывает опыт, учит еля часто испо льзуют на прак тике. Они пред лагают детям опре делённую тему сочи нения, потом подр обно разб ирают её, орга низуют тщат ельную подг отовку к сочи нению и конт ролируют проц есс созд ания сочи нений детьми. Затем выби рают новую тему и так далее. Так скла дывается опре делённая сист ема работы над сочи нениями. Можно, конечно, науч иться писать и таким образом. Но эффе ктивной такая сист ема обуч ения может быть при одном условии: если пара ллельно идёт чтение худо жественной и науч ной лите ратуры. Тогда у ребё нка путём бесс ознательного подр ажания выра батывается не только слог, но и умение расп олагать мате риал темы, обос новывать свои мысли. Совр еменные дети мало читают, а если и читают, то не каждый день, не сист ематически, урыв ками или “запоем” в кани кулы. Деду ктивный метод. Снач ала изуч аются общие правила, общие приёмы, то есть теория напи сания сочи нений, а затем пере ходят к прак тике. Данный метод не умал яет знач ения прак тических упра жнений. Подч еркнём, что деду ктивный метод требует, чтобы прак тика обуч ения напи санию сочи нений по возм ожности сопр овождалась изуч ением теории. Резу льтат возм ожен только в итоге план омерной работы в этом напр авлении. В форме пове ствования созд аются: разг оворный стиль: друж еское письмо, днев никовые записи, заме тки в запи сной книжке, анекдот; дело вой стиль: дело вое письмо, инст рукция, отчёт, докл адная, биог рафия, прот окол, мемо рандум, прог рамма; науч ный стиль: науч ный отчёт, опис ание опыта, эксп еримента, техн ология, хроника; публ ицистический стиль: заметка, очерк, репо ртаж; худо жественный стиль: рассказ, повесть, басня, поэма, быль, лето пись, жизн еописание, мемуары, сказка. В нача льной школе, как правило, обуч ают напи санию текстов-пове ствований в след ующих жанрах: инст рукция, письмо, заметка, рассказ, сказка. В пара графе № 18 пред лагается созд ать текст – инст рукцию на основе текста. Какие же еще упра жнения по обуч ению созд анию текстов-пове ствований в жанре инст рукции можно пред ложить. Учащ имся пред лагаются глаголы, по кото рым нужно восс тановить текст: вдум айся, опре дели, обдумай, наметь, составь, реши, пиши, выбирай, следи, проч итай, проверь. После восс тановления текста школ ьники должны опре делить, что это за текст. После обсу ждения они прих одят к выводу, что это инст рукция к напи санию сочи нения. Инст рукция - это свод правил, уста навливающих поря док и способ осущ ествления, выпо лнения чего-нибудь. Затем идёт обсу ждение, почему в инст рукции нельзя обой тись без глаг олов. Учащ иеся аргу ментируют свой ответ и прив одят примеры. Сост авь инст рукцию “Как сдел ать ново годний подс вечник”. Выбери нужные глаголы. Обрати вним ание на форму, в кото рой упот реблены глаголы. (Найди, очисти, вбей, покрой, прик репи) небо льшую корягу. (Найди, очисти, вбей, покрой, прик репи) корягу от грязи. (Найди, очисти, вбей, покрой, прик репи) гвоз дик для свечи. (Найди, очисти, вбей, покрой, прик репи) корягу лаком. Когда коряга высо хнет, (найди, очисти, вбей, покрой, прик репи) укра шения. Проч итай все пред ложения. Прив яжи лент очки в каждом углу и соед ини их. Сними верх нюю часть, а нижнюю испо льзуй для корм ушки. Возьми небо льшую коро бку из-под конфет. Повесь корм ушку на дереве. Не забудь поло жить корм птичкам. Сделай в каждом углу отве рстие для ленты. Расс тавь пред ложения по поря дку так, чтобы полу чилась связ ная инст рукция по изго товлению корм ушки. Проч итай ещё раз о том, что такое инст рукция. Дело вые тексты, в кото рых гово рится о дейс твиях и о том порядке, в кото ром их след ует выпо лнять, назы вают инст рукциями. Многие из этих текс тов стро ятся так: 1. Сооб щается, что необ ходимо приг отовить для работы. 2. Назы вается, какие дейс твия и в каком поря дке должны быть выпо лнены. Не забу дьте: инст рукция должна быть напи сана так, чтобы весь ход работы стал поня тным. Пере читайте её и решите, сможет ли чита тель по вашей записи что-то сделать. Важным пред ставляется работа с детьми по сост авлению учеб ных инст рукций по выпо лнению дома шних заданий, к работе с комп ьютером, как выуч ить стих отворение и так далее. Рекомендуемые исто чники: 1.«Теория и прак тика обуч ения млад ших школ ьников созд анию пись менных текс тов разл ичных типов (пове ствование, опис ание, расс уждение) Лекции 1–4 Москва Педа гогический унив ерситет Первое сент ября 2010 Лариса Серг еевна ...» http://av.disus.ru/meto dichka/2035821-2-teoriya-prak tika-obuc heniya-mlad shih-shko lnikov-sozd aniyu-pism ennih-tekstov-razl ichnih-tipov-pove stvovanie-opis anie-rass uzhdenie-lekcii-1.php 2.«Инду ктивные и деду ктивные методы обуч ения». https://othe rreferats.allbest.ru/peda gogics/0036 0730_0.html 3.«Урок разв ития речи. Созд ание текста-инст рукции».https://vide ouroki.net/razr abotki/r-r-sozd aniie-tieksta-inst ruktsii.html
|
|||
|