Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Секреты речи и текста. Текст-повествование



Секреты речи и текста

Текст-повествование

 

  Во втором классе начинается работа по созданию текстов-повествований. В данной лекции попробуем остановиться на особенностях построения таких текстов.

  Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому человеку не приходится писать сочинения. В связи с этим актуальным становится обучение детей созданию не сочинений как таковых, а текстов разных жанров: записок, объявлений, кулинарных рецептов, писем и др.

Задача школьного сочинения – учить выражать и упорядочивать мысли. Мы убеждены в том, что этому можно и нужно учить. Каждый ученик должен освоить теорию написания сочинений. Если, как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, опираясь на имеющиеся в науке данные по этой проблематике, то следует, чтобы эти данные хотя бы в элементарном виде знали и младшие школьники.

Текст представляет собой единство трёх сторон:

1) содержания;

2) структуры;

3) языковых средств.

То есть каким бы простым или сложным ни было связное высказывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием, логическим построением, языковым оформлением.

Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед собой учитель начальных классов при обучении детей созданию письменных текстов. В самом общем виде это следующие задачи:

• формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.);

• формирование умения логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.);

• формирование умения отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания.

Казалось бы, все перечисленные умения являются общими для создания любого сочинения. Но так кажется только на первый взгляд. Рассмотрим подробнее, как соотносятся речевые умения и фазы речевой деятельности.

На этапе ориентировкив содержании высказывания, когда ребёнок вдумывается в предложенную тему (обдумывает, о чём будет писать, что главное хочет сказать, определяет объём и границы темы сочинения), он уже определяется с тем, о чём будет писать - о действиях, сменяющих друг друга, о предмете и его свойствах или о причинах существования предметов, явлений, действий, то есть подсознательно выбирает тип текста.

Покажем данное положение на конкретном примере.

В 3-м классе была предложена тема сочинения “Снежинка”. При обсуждении темы сочинения учащиеся высказали различные мнения про то, о чём можно написать в сочинении на заданную тему. Одни ребята предлагали вариант: можно написать фантастическую историю, которая случилась однажды со снежинкой, когда она залетела в открытую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: можно написать о том, какая красивая снежинка. Третьи - можно написать о том, почему на руке снежинка сразу тает.

Данный пример демонстрирует важное методическое пожелание — предлагать детям одну общую тему сочинения (если, конечно, тема сочинения не определена программой), а каждый ученик уже решит, на какую конкретную тему он будет писать. К примеру, из темы “Снежинка” могут родиться темы “Волшебная снежинка” (фантастическое повествование), “Снежинка - красавица” (описание), “Почему снежинка тает в руке?” (рассуждение).

Если учитель предлагает конкретные (узкие) темы сочинения, то уже на этапе ориентировки ребёнок также должен уметь определить сразу по заголовку, о чём он будет писать: о действиях, о предмете или явлении, о существующих отношениях между предметами.

Таким образом, на этапе ориентировки дети подводятся к мысли, какой тип текста они будут создавать.

На этапе планирования ребёнок, мысленно составляя программу речевых действий, определяет, какой тип текста он будет создавать (повествование, описание или рассуждение), в каком стиле (научно-деловом, художественном или публицистическом), какой жанр в зависимости от стиля выберет. И только после этого учащийся намечает структуру текста (план), обдумывает, какие языковые средства выберет, как будет связывать между собой предложения, абзацы и т.д.

На данном этапе младшему школьнику нужны специальные умения, которые необходимы для создания текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Рассмотрим общие умения (необходимые для создания текста любого типа) и специальные умения (необходимые для создания текста-повествования).

Выделяют семь групп умений:

1. Умения, связанные с темой сочинения, с её пониманием, определением её границ, субординацией тем, раскрытием темы (умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая).

2. Умения подчинить своё сочинение определённому замыслу, выразить в нём свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д. (умение определить авторское отношение к теме повествования).

3. Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста (умение отбирать соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, рассказ и т.д.).

4. Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией - началом, основной частью, завершением (умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования, умение конструировать зачины и концовки как структурные компоненты текста-повествования, сцеплять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи).

5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, словосочетания, фразеологию, образы; подготавливать фрагменты будущего текста.

6. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы (умение выделять абзацы в тексте-повествовании, связывать их между собой).

7. Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.

Известны два метода обучения созданию письменных текстов (сочинений): индуктивный и дедуктивный.

Индуктивный метод. Данный метод, как показывает опыт, учителя часто используют на практике. Они предлагают детям определённую тему сочинения, потом подробно разбирают её, организуют тщательную подготовку к сочинению и контролируют процесс создания сочинений детьми. Затем выбирают новую тему и так далее. Так складывается определённая система работы над сочинениями. Можно, конечно, научиться писать и таким образом. Но эффективной такая система обучения может быть при одном условии: если параллельно идёт чтение художественной и научной литературы. Тогда у ребёнка путём бессознательного подражания вырабатывается не только слог, но и умение располагать материал темы, обосновывать свои мысли. Современные дети мало читают, а если и читают, то не каждый день, не систематически, урывками или “запоем” в каникулы.

Дедуктивный метод. Сначала изучаются общие правила, общие приёмы, то есть теория написания сочинений, а затем переходят к практике. Данный метод не умаляет значения практических упражнений. Подчеркнём, что дедуктивный метод требует, чтобы практика обучения написанию сочинений по возможности сопровождалась изучением теории. Результат возможен только в итоге планомерной работы в этом направлении.

В форме повествования создаются:

разговорный стиль: дружеское письмо, дневниковые записи, заметки в записной книжке, анекдот;

деловой стиль: деловое письмо, инструкция, отчёт, докладная, биография, протокол, меморандум, программа;

научный стиль: научный отчёт, описание опыта, эксперимента, технология, хроника;

публицистический стиль: заметка, очерк, репортаж;

художественный стиль: рассказ, повесть, басня, поэма, быль, летопись, жизнеописание, мемуары, сказка.

В начальной школе, как правило, обучают написанию текстов-повествований в следующих жанрах: инструкция, письмо, заметка, рассказ, сказка.

В параграфе № 18 предлагается создать текст – инструкцию на основе текста.

Какие же еще упражнения по обучению созданию текстов-повествований в жанре инструкции можно предложить.

Учащимся предлагаются глаголы, по которым нужно восстановить текст: вдумайся, определи, обдумай, наметь, составь, реши, пиши, выбирай, следи, прочитай, проверь.

После восстановления текста школьники должны определить, что это за текст. После обсуждения они приходят к выводу, что это инструкция к написанию сочинения.

Инструкция - это свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Затем идёт обсуждение, почему в инструкции нельзя обойтись без глаголов. Учащиеся аргументируют свой ответ и приводят примеры.

Составь инструкцию “Как сделать новогодний подсвечник”.

Выбери нужные глаголы. Обрати внимание на форму, в которой употреблены глаголы.

(Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) небольшую корягу. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) корягу от грязи. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) гвоздик для свечи. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) корягу лаком. Когда коряга высохнет, (найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) украшения.

Прочитай все предложения.

Привяжи ленточки в каждом углу и соедини их.

Сними верхнюю часть, а нижнюю используй для кормушки.

Возьми небольшую коробку из-под конфет.

Повесь кормушку на дереве.

Не забудь положить корм птичкам.

Сделай в каждом углу отверстие для ленты.

Расставь предложения по порядку так, чтобы получилась связная инструкция по изготовлению кормушки. Прочитай ещё раз о том, что такое инструкция.

Деловые тексты, в которых говорится о действиях и о том порядке, в котором их следует выполнять, называют инструкциями.

Многие из этих текстов строятся так:

1. Сообщается, что необходимо приготовить для работы.

2. Называется, какие действия и в каком порядке должны быть выполнены.

Не забудьте: инструкция должна быть написана так, чтобы весь ход работы стал понятным. Перечитайте её и решите, сможет ли читатель по вашей записи что-то сделать.

Важным представляется работа с детьми по составлению учебных инструкций по выполнению домашних заданий, к работе с компьютером, как выучить стихотворение и так далее.

Рекомендуемые источники:

1.«Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение) Лекции 1–4 Москва Педагогический университет Первое сентября 2010 Лариса Сергеевна ...» http://av.disus.ru/metodichka/2035821-2-teoriya-praktika-obucheniya-mladshih-shkolnikov-sozdaniyu-pismennih-tekstov-razlichnih-tipov-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie-lekcii-1.php

2.«Индуктивные и дедуктивные методы обучения». https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00360730_0.html

3.«Урок развития речи. Создание текста-инструкции».https://videouroki.net/razrabotki/r-r-sozdaniie-tieksta-instruktsii.html

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.