Семинар 6 СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Лекция 6
ЧЕЛОВЕК В РОЛИ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Потребительское поведение долгое время оставалось периферийным объектом в социологии, которая в большей степени интересовалась процессом труда и трудовыми отношениями, а также распределитель- ными конфликтами и отношениями неравенства. В конце XX столетия потребительская проблематика начала развиваться очень активно. Одна- ко основная часть социологических исследований развернулась в куль- турологической области, фокусируясь прежде всего на символической стороне потребления. Дополнительный импульс этим исследованиям придало широкое увлечение постмодернистскими дебатами. В результате социология потребления развивалась несколько особняком не только от экономической теории, но и от основных течений современной эко- номической социологии, и такие вопросы, как структура потребитель- ских рынков, состав и мотивы их участников, организационное и ин- ституциональное оформление процесса потребления изучались явно недостаточно, оставаясь в сфере интересов маркетологов. Впрочем, к началу XXI в. в социологии потребления наметилось сближение между культурологически и экономически ориентированными течениями, что позволяет надеяться на плодотворные результаты в будущем.
В данной лекции будет охарактеризована специфика экономико-со- циологического подхода к анализу потребления. Сначала мы дадим об- щее определение понятия "потребление" Затем посмотрим, каким ви- дит потребителя традиционная экономическая теория. Переходя к эко- номико-социологическим концепциям, мы представим потребление как средство социальной дифференциации и построения пространства сти- лей жизни, раскроем его символическую сторону и завершим главу анализом тенденций современного общества потребления с его отчуж- дающими и инновационными практиками.
Что такое потребление.Этот вопрос кажется простым лишь на пер- вый взгляд, поэтому остановимся на нем более подробно. Начнем с того, что для многих потребление ассоциируется с физическим расходо- ванием (уничтожением) материальных благ (например, поглощением пищи). В связи с этим сразу приходится заметить, что в современном мире все более значимая часть потребляемых благ выражена не вещами, а услугами, которые могут вообще не принимать предметную форму, реализуясь посредством отношений между людьми. Поэтому физичес- кая сторона процесса потребления имеет подчиненный характер.
Под потреблением также обычно понимается использование полез- ных свойств предметов или процессов, благодаря которым они приоб- ретают характер блага. И это, несомненно, верно. Но к потреблению, определяемому с экономической точки зрения, следует относить ис- пользование только ограниченных благ, которые называются "эконо- мическими благами" (economic goods), в отличие от благ, находящихся в неограниченном количестве и называемых "свободными благами" (free goods). В этом смысле правомерно говорить о потреблении очищенной питьевой воды и не правомерно — о "потреблении" обычного воздуха.
Признак использования благ выводит нас на основную цель по- требления — удовлетворение потребностей человека. Но и здесь придется сделать серьезную оговорку. Речь идет не о всяких потребностях — на- пример, в процессе творческого труда человек тоже удовлетворяет свою потребность в креативной деятельности, но мы не называем это по- треблением. Или, скажем, человек может получать удовольствие, на- блюдая живописный пейзаж, но определять это как потребление — дело сомнительное. Иными словами, мы не относим к потреблению ни процессы, связанные с добавлением стоимости, ни процессы, вовсе не затрагивающие стоимостных отношений. Потребление сопряжено с без- возвратным расходованием стоимости (не важно, затрагиваются ли в этом процессе предметные формы благ)1. И в этом заключается отличие потребления от других элементов хозяйственного процесса — произ- водства, распределения и обмена, — связанных с созданием, сохране- нием стоимости и сменой ее форм.
Следует также подчеркнуть, что речь идет о личных потребностях человека. В этом смысле использование промежуточных продуктов в качестве производственных ресурсов не относится к потреблению как таковому. Иными словами, имеется в виду конечное потребление продук- тов и услуг в домашнем хозяйстве. Правда, вопрос о соотношении ко- нечного потребления благ и их производства тоже имеет свои полити- ко-экономические тонкости. С одной стороны, такое потребление вы- носится за пределы процесса производства, а с другой стороны, харак- теризуется как внутренний элемент производства и воспроизводства самого важного хозяйственного ресурса — человека, точнее, его спо- собности к труду, его физиологического и человеческого капитала. Мы рассматриваем понятие потребления на микроуровне, увязывая его прежде всего с действиями отдельных людей, домашних хозяйств и малых групп.
Итак, "потребление"— это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага. В этом опреде- лении потребление выступает как совокупность хозяйственных отно- шений людей к объектам их желания, а также отношений между сами- ми людьми.
Потребление в экономической теории. Вклассической политической экономии проблематика потребления оставалась даже не на вторых, а на четвертых ролях (после производства, распределения и обмена). Счи- талось, что наиболее существенные (базисные) отношения сосредото- чены в процессе производства, а потребление хотя и является конечной целью, выступает чем-то производным2.
Маржиналисты на первый взгляд отказались от этой производствен- ной парадигмы, и на передний план у них вышел "суверенный потре- битель", который казался относительно независимым от структуры производства и интересов производителей, вынужденных подчиняться требованиям спроса. Но по существу, их модель потребителя вобрала основные черты неоклассической производственной модели, описыва- ющей поведение фирмы, максимизирующей прибыль.
Что характеризует "экономического человека" в качестве потреби- теля в рамках неоклассической экономической теории? Во-первых, его действия подчинены одному главенствующему утилитаристскому моти- ву — эгоистическому стремлению к собственному благу, выражаемому в максимизации полезности. Причем последняя, по сути, сводится к уве- личению потребления, которое воплощает в себе конечную цель всякой хозяйственной деятельности и служит выражением общего благососто- яния человека.
Во-вторых, "экономический человек", выступающий в роли по- требителя, имеет четко определенные потребности, которые фактичес- ки не ограничены ничем, кроме имеющихся ресурсов. Правда, в соот- ветствии с теорией предельной полезности (marginal utility) потребле- ние каждой единицы блага уменьшает потребность в последующих еди- ницах данного блага, но одновременно предполагается актуализация других потребностей более высокого уровня.
В-третьих, потребитель демонстрирует явную устойчивость пред- почтений, которая обусловлена рациональностью принимаемых им ре- шений.
Наконец, в-четвертых, в каждом акте потребительского выбора "экономический человек" демонстрирует свою автономию — он при- нимает решения, независимые и от потребностей других потребителей, и от своего прошлого опыта. На него не оказывают существенного вли- яния ни взаимодействия с другими людьми, ни поведение представите- лей референтных социальных групп, ни существующие правила пове- дения, ни выработанные привычки или утвердившиеся культурные ценности. Все это часто остается за скобками. Такой потребитель руко- водствуется прежде всего двумя факторами: изменением цен (при сни- жении цены он покупает больше, а при ее повышении — меньше) и изменением собственного дохода (потребление увеличивается с рос- том этого дохода). Признается также влияние так называемых вкусов (tastes) на поведение человека, но вкусы оказываются экзогенной переменной и не получают своего объяснения в рамках самой эконо- мической теории3.
Правда, в новой теории потребления в 1970-е гг. Г. Беккером и его последователями была предпринята попытка рассмотреть вкусы в каче- стве эндогенной переменной экономического анализа. Согласно этой теории анализ вкусов и предпочтений не считается "запретной зоной", которую следует отдать на откуп другим социальным наукам. Однако с социологической точки зрения вкусы определяются здесь довольно свое- образно — как нечто неизменное во времени и неразличающееся по группам людей4. В итоге расхождения в поведении людей по-прежнему объясняются различиями в ценах и доходах. И даже обращенная непос- редственно к потребителю реклама, по мнению Г. Беккера, воздейству- ет не на изменение вкусов, а лишь на уровень цен, регулируя, тем самым, масштаб спроса на товары.
Экономическую социологию подобные трактовки вряд ли могут удовлетворить, ибо для нее потребление является столь же социальным, сколь и экономическим процессом. Поэтому аналитическая рамка здесь существенно расширяется. Прежде всего это касается мотивов действия.
Утверждается, что стремление человека к собственному благу отнюдь не сводится к увеличению потребления, он может стремиться также к вла- сти и уважению, общению или соперничеству. Само же потребление не сводится к инструментальным функциям, связанным с использовани- ем полезных характеристик продукта или услуги. Ниже мы увидим, что потребление выполняет демонстрационные функции обозначения и утверждения статусных позиций, а также символические функции, свя- занные с манипулированием знаками.
Теперь о рациональности действий. В ее терминах можно четко опре- делить далеко не всякие потребительские практики. Из их ряда явно вы- падают, например, импульсивные покупки (в том числе под воздействи- ем "эффекта обладания" вещью, активно используемого современными ритейлорами), а также потребление под воздействием пристрастий и привычек, которые могут вредить здоровью человека, но от которых, даже зная об их пагубных последствиях, он не в состоянии отказаться. Но добавим, что само сведение рациональности к утилитаристскому мотиву кажется непродуктивным.
И главное — о "суверенитете" (автономии) потребителя. Не следует преувеличивать независимость принимаемых потребительских решений. Часто потребление имеет совместный характер, но даже в индивидуаль- ном потреблении человек почти непременно соотносит свои действия с действиями представителей определенных социальных групп и локаль- ных сообществ. Более того, он становится объектом пристального вни- мания и социального контроля со стороны этих групп и сообществ, ко- торые регулируют и масштаб, и формы потребления тех или иных благ. Это серьезным образом влияет на границы и характер потребительско- го выбора, в том числе изначально отсекая многие варианты как заведо- мо неприемлемые.
Далее, помимо группового контроля, имеют значение и факторы межличностных взаимодействий. Воспринимая исходящие от рынка це- новые сигналы и рекламные слоганы, человек не просто "переваривает" их внутри себя. Они становятся объектом активного обсуждения — с друзьями и родственниками, с другими покупателями в очередях. Причем информация, поступающая по сетям социальных связей, оказы- вается не менее важной, чем формальные рыночные сигналы. Заявления продавцов проходят своеобразную "экспертизу" в этих межличностных обсуждениях, посредством которых люди обмениваются опытом и вырабатывают социальные оценки потребительских благ и их произво- дителей.
Наконец, в каждой культурной среде существуют особые ценнос- ти, влияющие на потребительский выбор, и формируются правила его институционального оформления. Они помогают определить одни фор- мы потребления как следование пагубным привычкам и нарушение благопристойности, а другие — как требующие всяческого одобрения и поощрения. Причем оценки в сильной степени зависят от конкретных исторических и социальных условий (например, регулярное потребле- ние вина оценивается в различных сообществах весьма по-разному).
В результате воздействия социальных факторов связь покупатель- ского спроса с уровнем дохода часто оказывается нелинейной, а изме- нение цен объясняет динамику спроса лишь в краткосрочном периоде. Отметим, что даже Г. Беккер, настойчиво призывающий к поиску всех ответов в соотношении цен и доходов, приводит свидетельства неоднозначности связи между спросом и уровнем цены. Он замечает, например, что поставщики услуг могут отказываться от повышения цен на них при существенном превышении спроса со стороны потребите- лей над предложением этих услуг5. Последнее может быть объяснено в том числе тем, что функция спроса перестает быть непрерывной, когда сталкивается с представлением о "справедливой цене" В такой ситуации даже при небольшом повышении цены сверх определенного уровня может произойти обвал спроса вместо его плавного снижения6.
Потребление и социальная дифференциация.Нужно отметить, что сами экономисты выработали некоторые альтернативные взгляды, ка- сающиеся социальных элементов процесса потребления. Так, Дж. Дью- зенберри показывает, что объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода — потребители срав- нивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, понуждающее наращивать объемы потребления7. Причем, поскольку значительная часть процесса потребления осуществляется на виду у других людей, а, скажем, объем сбережений часто остается се- мейной тайной, потребительское поведение испытывает куда более се- рьезное давление, чем сберегательное8.
Социальное воздействие на потребление индивида подчеркивается также X. Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к боль- шинству (bandwagon effect), когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди, и эффекте сноба (snob effect), ког- да, наоборот, человек не желает приобретать продукт или услугу имен- но потому, что это делают окружающие9. X. Лейбенстайн выделяет и так называемый эффект Веблена, состоящий в том, что нередко привлека- тельность блага не уменьшается, а возрастает вместе с ростом его цены, и соответственно (при прочих равных условиях) выбор совершается в пользу более дорогого, а не более дешевого товара.
Откуда возникают подобные эффекты? Ответ на этот вопрос лежит за пределами сферы удовлетворения потребностей в потреби- тельских благах как таковых. Дело в том, что масштабы и характер потребления не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся сред- ством, активно производящим это социальное неравенство. Потребле- ние, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инстру- ментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.
Две из таких стратегий описаны в классической работе Т. Веблена "Теория праздного класса"10. Первая — присущая высшему классу стра- тегия демонстративной праздности, — означает не просто воздержание от труда, но подчеркнутое дистанцирование от всего, что связано с трудом как деятельностью непрестижной и неблагородной. Белоснеж- ные одежды или покрой платья, запрещающий свободные движения, благородная бледность (или, в более позднюю историческую эпоху, наоборот, наличие ровного загара) становятся свидетельствами свобо- ды от труда и средством подчеркнутого дистанцирования от тех групп, которые вынуждены им заниматься. Если же представители высшего класса и вовлекаются в какую-то деятельность, то часто речь идет о занятиях отвлеченными искусствами, чистой наукой или благотвори- тельностью, которые становятся лишь дополнительным выражением их праздности, ибо престиж таких видов деятельности обусловлен тем, что они не связаны с добыванием хлеба насущного и тем самым отвер- гают грубый утилитаризм. Труд оказывается позорным не сам по себе, а как свидетельство бедности, т.е. как маркер низкого социального ста- туса человека.
Со временем, как указывает Т. Веблен, стратегия демонстративной праздности все более уступает место второй стратегии высшего класса — демонстративному потреблению (conspicuous consumption). Оно выража- ется в покупке наиболее дорогих предметов или приобретении благ, количество которых явно превышает личные потребности. На первый взгляд, все это выглядит как совершенно нерациональное использова- ние ограниченных ресурсов, "излишнее" потребление и, более того, как бездумное расточительство ("выбрасывание средств на ветер"). Но в действительности подобные практики (не важно, осознанные или неосознанные) формируют публичные доказательства платежеспособно- сти и выполняют роль маркеров более высокого социального статуса ин- дивида. Ванна наполняется шампанским во время разгульных вечеринок не потому, что оно полезно для кожи, а потому, что это демонстрирует возможности потребления, выходящего за границы повседневных потребностей. Одним из следствий подобной демонстрации платеже- способности и проявлением денежного соперничества становится обра- зование побочных (подставных) праздных классов — неработающих жен, вечно скучающих лакеев или охранников, и т.п. Еще одним про- явлением такого "излишнего" подставного потребления является пуб- личная раздача собственных ресурсов по принципу "плачу за всех", преследующая цель заслужить уважение со стороны окружающих.
Практики демонстративного потребления не ограничиваются выс- шими классами, они распространяются и на нижние слои общества. Примером может послужить устроение семейных праздников или по- хорон, связанных с тратами ресурсов, зачастую превосходящими эко- номические возможности семьи. Такие практики, кажущиеся блажью и безрассудством, на деле оказываются принудительным средством со- хранения социального статуса. Это принудительное "поддержание мар- ки" (или, словами Т. Веблена, "требование расточительности") может быть весьма обременительным с экономической точки зрения и застав- ляет перераспределять средства в пользу статусного потребления. Так, "быть голодным, но прилично одетым" — значит, экономить на том, что скрыто от людских глаз, и напрягать бюджет, приобретая то, что становится объектом пристального внимания и социального контроля.
Важно, что одной только траты значительных средств для достиже- ния цели престижного потребления недостаточно. Средства должны рас- ходоваться в социально приемлемых формах, т.е. соответствовать куль- турным практикам целевых групп и локальных сообществ. В противном случае демонстрация платежеспособности воспринимается как чудачество ство или как нечто неуместное (примером может послужить широко распространенное презрительно-насмешливое отношение к нуворишам, а в постсоветской России — к "новым русским").
Зачастую статусные соображения не распознаются или маскируют- ся утилитаристскими суждениями о практической эффективности (на- пример, покупка более дорогих товаров часто оправдывается тем, что они лучше — вкуснее, безопаснее, полезнее для здоровья). Но подобное "стеснительное" неузнавание (misrecognition) не должно скрывать от нас важность статусных мотивов. Они объясняют, почему различия в стилях потребления зачастую не зависят от толщины кошельков, ибо потребительский выбор становится средством присоединения к опре- деленному "сообществу потреблени»2 и одновременного дистанциро- вания от других сообществ. Предметы потребления из объектов облада- ния превращаются в средства общности (или, напротив, разъединения). Люди стремятся получить то, что покупают, по их оценкам, представи- тели их референтной группы. В известном смысле характер приобретае- мых благ определяется не тем, кто ты есть, а тем, кем ты хочешь казаться. При этом далеко не все зависит от индивидуальных предпочтений чело- века. Его поведение контролируется собственной группой и другими группами, которые, с одной стороны, заставляют своих членов под- держивать определенные стандарты потребления, а с другой стороны — сдерживают их эгоистические и сопернические порывы (например, признавая их успех), пытаясь защитить членов группы от разрушающих эффектов зависти и конкуренции. Таким образом, подобное стимули- рование потребления следует трактовать не как его максимизацию, а скорее как поддержание его социально одобряемого уровня (излишнее расточительство также становится объектом осуждения, как и пренеб- режение статусными условностями).
Итак, потребитель принимает решения не просто на основе соот- ношения цены и качества продукта или услуги. Он руководствуется так- же соображениями поддержания или повышения статусных позиций, наделяемых определенным уровнем престижа. А статус, хотя и испыты- вает серьезное влияние фактора платежеспособности, все же обладает относительной самостоятельностью. Он не растет автоматически с уве- личением объемов потребления (случай нуворишей) и не падает немед- ленно с их уменьшением (случай бедных аристократов).
Причем стратификационная функция потребления видоизменяет- ся с течением времени и различается в разных сообществах. Почему, например, в одну и ту же эпоху в европейских странах профессиональ- ную (классовую) принадлежность человека можно узнать по стилю но- симой им одежды, а в Соединенных Штатах это сделать намного труд- нее? Потому что серьезно различается социокультурная среда в этих странах. В одной среде миллионер не может себе позволить выйти на улицу в неприглядном виде (если только не ставится задача эпатировать публику), а в другой среде — может спокойно расхаживать в копеечной майке и стареньких джинсах.
Потребление и пространство стилей жизни.Продвигаемый на аван- сцену традиционной экономической теорией homo economicus каждый раз совершает свой потребительский выбор независимо от выбора, сде- ланного в прошлом. Откуда в этом случае возникает устойчивость его предпочтений? Она порождается рациональностью действий человека — его последовательным стремлением к собственному благу. Интересую- щий нас "экономико-социологический человек" в своем текущем выборе тоже способен использовать рациональные расчеты, однако наряду с этим он в значительной степени опирается на прошлый опыт. Это наблюдаемое нами постоянство потребительских практик обстоя- тельно объяснено П. Бурдье. Оно обеспечивается габитусом (habitus) — "приобретенной системой порождающих схем", устойчивыми диспо- зициями производства классифицирующих практик и одновременно диспозициями их восприятия и оценивания. Эти диспозиции не толь- ко становятся принципом классификации признаков и наделения их особым символическим смыслом. Они заставляют человека примирить- ся с этими практиками и их продуктами, порождая "вкусы" (tastes), которые заставляют "желать неизбежного" и "любить то, что имеешь", превращая, таким образом, нужду в добродетель.
Габитус, в свою очередь, связан с особым типом условий суще- ствования тех или иных классов, характеризующихся различными объе- мами и структурой экономического и культурного капитала Однород- ность габитусов в пределах одного класса позволяет его представителям распознавать, классифицировать потребительские практики и расшиф-ровывать их смысл, причем делать это без особого труда и без выражен- ного стратегического расчета, присущего "экономическому человеку" Многое воспринимается на уровне сформированного габитусом "здра- вого смысла" А часть действий воспроизводится на уровне манер — инкорпорированных телесных практик (умения держать себя, походки, набора жестов и пр.). П. Бурдье обращает внимание на то, что устойчи- вое воспроизводство определенных практик питания или культурного потребления выглядит как стратегия и объективно организовано как таковая, но при этом может не быть продуктом каких-либо стратеги- ческих намерений. Просто устойчивость действий порождает иллюзию их целенаправленности.
Таким образом, вкусы преобразуют физические свойства потре- бительских благ в символические выражения классовых позиций и стано- вятся порождающей формулой для различных стилей жизни (lifestyles) — совокупностей практик потребления и проведения досуга. Стили жизни оформляются в отношении друг к другу как обусловленные различия в практиках действия разных классов, которые не только оцениваются с точки зрения масштаба и структуры потребления, но и наделяются опре- деленным символическим смыслом и уровнем престижа — считаются "благородными" или "вульгарными", "полезными" или "вредными", "развивающими" или "ведущими к деградации" Они используются не только как средство достижения общности, но и как инструмент соци- ального дистанцирования от других классов и их субординации. Так, высшие классы отделяют себя от низших слоев, отказываясь от грубого материализма в пользу эстетических наклонностей, они меньше средств тратят на еду и больше расходуют на культурное потребление. А в куль- турном потреблении (в особенности в сфере искусства) представители высших классов склонны к принижению функциональных и этических (морализаторских) начал в пользу наслаждения чистой формой. Они также обставляют практики потребления дополнительными (порою обремени- тельными) правилами, наподобие правил этикета, которые кажутся излишними и претенциозными представителям других классов.
Различия в потреблении, безусловно, зависят от уровня дохода, но не являются его линейной функцией. Потребление испытывает и конституирующее воздействие культурного капитала — накопленного в процессе социализации практического знания, позволяющего человеку распознавать стратегии и принципы действия других людей18. Это воз-действие проявляется, например, в том, что с ростом экономических возможностей людей масштабы их потребления вовсе не обязательно возрастают. Напротив, в высших классах вырабатываются особые вкусы, связанные с непринужденным самоограничением и своего рода социальной цензурой. Эта добровольная аскеза выражается, например, в воздержа- нии от разного рода грубых удовольствий, в соблюдении всяческих огра- ничений в еде (увлечении разными диетами), истязаниях собственного тела физическими упражнениями (повышенной заботе о здоровье), на- рочитой простотой в одежде (утонченности, противопоставляемой вы- чурности), языковой цензуре (избегании нелитературных выражений).
Важно и то, что порождаемая габитусом устойчивость предпочте- ний не превращает связь между условиями существования и практика- ми действия в автоматическую зависимость. Эти диспозиции способны видоизменяться под воздействием столкновений с новыми проблем- ными ситуациями и другими стилями жизни, когда человек попадает в поле стратегического выбора.
Итак, подобно традиционной экономической теории, экономи- ческая социология подчеркивает фактор устойчивости предпочтений, лежащих в основе повседневных потребительских практик. Но в отличие от экономистов, для экономсоциологов эти предпочтения, так же как и шкалы их ранжирования, не остаются неизменными во времени. Они не являются и универсальными предпочтениями, а различаются между клас- сами с разными объемами и структурой экономического и культурного капитала. Наконец, часто воспроизводство этих предпочтений не стано- вится продуктом рациональных расчетов, оно опирается на прошлый (в том числе нерефлексивный) опыт человека, институционализирован- ные и инкорпорированные практики потребительского поведения.
Экономсоциолог никогда не станет отрицать важной связи потре- бительских практик с условиями существования той или иной группы (в том числе с уровнем ее доходов). Но повторим, что связь между уровнем доходов и уровнем потребления не кажется столь прямолиней- ной. Рост экономических возможностей человека может не приводить к соответствующему росту потребления, во-первых, в силу того, что его вкусы способны изменяться медленнее, чем уровень его доходов, а во- вторых, изменение этих вкусов может привести, напротив, к добро- вольному ограничению определенных видов потребления. Кроме того, используя непрерывную шкалу доходов для определения потребитель- ских возможностей, экономическая теория упускает из виду качествен- ные разрывы, связанные не с объемами потребления, а с существова- нием типов товаров, которые выделяют и определяют социальный класс (class-defined goods), противопоставляя его другим классам19.
Итак, функции товаров не сводятся к использованию их полезных свойств, они являются также важным средством социальной дифферен- циации в обществе. Влияние экономического капитала повсеместно опосредуется культурным капиталом, наделяя потребительские прак- тики специфическим смыслом, а человека — особого рода избиратель- ностью по отношению к этим практикам. Далее мы увидим, что товары имеют даже не двойное, а как минимум тройное назначение, образуя систему знаков.
Потребление знаков.Сегодня фактически любой продукт или услу- га, помимо изначальных потребительских свойств, все более нагружа- ется символами — многозначными образами, с помощью которых чело- век определяет смысл происходящих хозяйственных процессов и свое место в этих процессах. Символы несут в себе массу закодированной информации и нагружены ворохом значений, символизирующих успех или здоровый образ жизни, идеологические пристрастия или принад- лежность к этнической группе.
Продукт или услуга получают свои маркирующие "определения", выделяющие их среди других (одинаковых или подобных) или, напро- тив, подтягивающие к более продвинутым образцам. Так, они могут позиционироваться как: "дешевые, но качественные", "дорогие фир- менные", "лучшие в своей ценовой категории", "самые модные", "эко- логически чистые", "молодежные" или, наоборот, "классические" и т.д. В итоге наряду с потребительной стоимостью и ценой продукта форми- руется его специфическая знаковая стоимость (sign-value). Товары все более превращаются в знаки, систему обозначающих (signifiers), а по- требление — в манипулирование знаками20 Они предполагают суще- ствование известных потребителю достаточно сложных культурных кодов — ключей к расшифровке их возможных значений, — которые вырабатываются данным конкретным сообществом и обусловлены в конечном счете всей его историей.
В результате товар начинает распознаваться потребителем именно по своим символическим качествам. Происходит своего рода выхола- щивание материального содержания предметов потребления, и цена все менее определяется их полезными свойствами, или потребительной стоимостью, а также затраченными стоимостными ресурсами.
Торговые марки и бренды увязываются не столько с полезными потребительскими свойствами предметов, сколько с символическими образами определенных стилей потребления. Люди начинают желать при- обрести ту или иную вещь или услугу, потому что ею пользуются извес- тные лица, с чьим именем ассоциируются определенные стили потреб- ления (это называется приобщением к знаменитостям (sharing names».
Как эти процессы влияют на потребности человека? Если его фи- зиологические нужды (даже в случае болезненных пристрастий и зави- симостей) весьма ограничены и статусные устремления также находят- ся в обозримых границах, то манипулирование знаками, по мнению Ж. Бодрийара, делает потребности в обладании благами беспредельны- ми, а потребительскую игру — бесконечной.
Какова структурная основа этого процесса? С одной стороны, в процессе прогрессирующей коммерциализации культурных учреждений они превращаются в сферу деловых услуг, а поставляемые ими культурные продукты и услуги ставятся на серийный поток. Ширятся отрасли, производящие разного рода символы и путеводители в мире символов: средства массовой коммуникации вырабатывают огромное количество информации; рекламная отрасль заполоняет социальное пространство многозначными образами продуктов и услуг; мощная индустрия развле- чений приглашает потребителей в бесчисленные искусственные миры — игровые, туристические, кинематографические, виртуальные.
С другой стороны, производство обычных продуктов и услуг те- перь не просто базируется на исследованиях и освоении культурных образцов, но само во многом превращается в исследовательский и дизай- нерский процесс, в сферу когнитивной и эстетической рефлексивности, где человек погружен в создание и интерпретацию символов. В этом "хозяйстве знаков и пространства", в терминах С. Лэша и Дж. Урри, наряду с ускоряющимися потоками капитала, труда и товаров, неизме- римо возрастает роль "рефлексивного накопления" информации и об- разов23. Происходят процессы дедифференциации экономики и культуры, когда экономические и символические элементы не просто влияют друг на друга, но попросту сливаются в одно целое24.
Каковы социальные следствия подобной трансформации? Това- ры-знаки являются абстрактными воплощениями чистой функцио- нальности, связь которой с конкретными условиями существования людей часто ослаблена или не видится на поверхности. Они перемеща- ются поверх классовых границ, и вслед за отрывом от физической реальности разрывается и непременная непосредственная связь товар- ного мира с крупными социальными структурами. По характеру по- требляемых объектов мы уже не можем столь однозначно, как раньше, определить, к какому классу относится тот или иной человек. Соци- альные структуры уступают место информационным и коммуникаци- онным структурам. А на место идеологий как рационализированных смысловых систем приходит реклама, предлагающая внелогические системы опознавательных знаков.
Впрочем, по мнению Ж. Бодрийара, это не приводит к уничтоже- нию неравенства, просто оно переходит в более тонкую, но при этом и более глубокую форму культурной сегрегации, когда просвещенное мень- шинство способно реконструировать логику знаковых обозначений, "прорываться" к пониманию и активному производству смыслов, в то время как большинство остается во власти магических сил и товарного фетишизма (подобно тому, как это было в примитивных обществах). Активно манипулируя знаками, это большинство само превращается в объект манипулирования.
Общество потребления.Определив социальные элементы потреби- тельских практик, обратим внимание на некоторые исторические тен- денции в развитии сферы потребления и их интерпретации в экономи- ческих и социальных науках.
Классическая политическая экономия XX столетия рисовала кар-
|