Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





универсальные учебные действия)



 

   

Тема урока: Чтение рассказа А. П. Платонова  «Цветок на земле».

           

Цели урока.

 Образовательные:

1. Познакомить детей с творчеством писателя.

2. Продолжить знакомство с жанром рассказ.

3. Учить детей анализировать литературное произведение.

4. Формировать навыки правильного, выразительного, сознательного чтения.

Развивающие:

1. Развивать связную устную речь, память, мышление, воображение.

Воспитательные:

1. Воспитывать читательский интерес, интерес к книге.

2.Воспитывать чувство доброты и сострадания, уважения к пожилым людям, человеку - труженику, ответственности перед другим человеком.

УУД, формируемые на уроке.

( универсальные учебные действия)

1. Личностные  УУД

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности

1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении

2. Регулятивные УУД

2.1.Способность принимать и сохранять учебную задачу

3. Познавательные УУД

Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

3.2. Поиск и выделение необходимой информации

Логические:

3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения

4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

 

 

Оборудование:

Для учителя: книга, презентация (4 слайда).

Для учеников: учебник, дневник, пенал, смайлики для рефлексии.

 

 

 

Этапы урока/ Время Содержание урока. Примечание УУД
I. Самоопределение к учебной деятельности 10:30-10:31 Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут .... Я очень рада вас видеть. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник, дневник и стикеры. Поднимите руку, кто не готов.   Я постараюсь сделать урок интересным, а чтобы у меня это получилось, я вас попрошу работать активно, с хорошим настроением. (Можно вставить любой стихотворный материал для мотивации к учебной деятельности): Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Проверка готовности к уроку. 1.1.
II. Актуализация знаний 10:31 — 10:36 1. Проверка домашнего задания.      
Ш. Постановка учебной задачи. 10:36-10:39 Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством писателя Андрея Платоновича Платонова. Про-читаем один из его рассказов, поразмыщляем над его содержанием. Отгадайте загадку, чтобы узнать название произведения: Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. О чем говорится в загадке? (О цветах) Произведение называется «Цветок на земле». Какие цели мы поставим перед собой? (познакомиться с творчеством автора; прочитать рассказ «Цветок на земле») Тема урока на доске.  
Ш . Подготовка к первичному  восприятию. 10:39-10:44 1. Рассказ об авторе   Настоящая фамилия А. П. Платонова- Климентов. Он родился 28 августа 1899 г. в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно- приходской школе, затем в училище. Еще подростком писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах. В 1924 году окончил Воронежский политехнический институт. После Платонов переезжает в Москву, где выходит сборник рассказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В возрасте 29 лет появились еще две книги Платонова – «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». Платонов пишет о людях труда, об отношении человека и природы. В 40 лет стал писать для детей. Среди его книг сборник рассказов «Июльская гроза» (1940), в который вошли «Ещё – мама», «Железная старуха», «Сухой хлеб», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Солдатское сердце» и т.д. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое количество его недописанных произведений . Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его рассказов «Цветок на земле». Давайте проведем подготовительную работу перед чтением.   Слайд №1     Слайд №2. Выставка книг.       1.2. 2.1.
2. Словарная работа. 10:44-10:49 При чтении вам встретятся слова, значение которых мы сейчас разберем, они могут вызвать у вас затруднение. Посмотрите на слайд. Как вы считаете, что это слово обозначает? В словаре это слово объясняется так: Нынче- Сегодня. Попробуйте составить с этим словом предложение. «Жаль, что нынче погода плохая». Прочитайте второе слово. Что такое смежать? Смежать- закрывать. Прочитайте третье слово. Уморились- устали. А кто знает слово осерчал? Осерчал- рассердился. А кто слышал слово межа? Межа— граница земельных участков, узкая полоса необработанной земли. Ребята, в тексте также встретится слово часы-ходики- настенные часы с маятником. Посмотрите, как они выглядят. Если ещё встретятся не совсем понятные слова и выражения, мы их разберем после чтения.   Слайд №3   Слайд №4 4.2.
IV.Первичное восприятие текста. 10:49 -10:55 Сейчас послушайте рассказ «Цветок на земле», после чего вы ответите на вопрос: «Сколько героев, действующих лиц в рассказе?» Книжка закрыта, слушаем меня внимательно.   1. Поднимите руку, кому понравился этот рассказ. 2. Сколько героев в рассказе? Назовите их. (3, Афоня, дедушка Тит, цветок).   3. Нравится ли вам Афоня? Почему? Выразительное чтение учителем.   2.1. 4.1. 4.2.    
Физкульт минутка. 10:55-10:57 Давайте немного отдохнем. Встанем около своих парт. Повторяйте движения за мальчиком. Видео с физкульт. минуткой.  
V.Повторное чтение с анализом. 10:57-11:10 Давайте еще раз прочитаем текст. Знаю, что он довольно трудный для вашего понимания, постарайтесь поглубже, повнимательнее вникнуть в его содержание и приготовьтесь отвечать на вопросы .   Начинает читать Платов Алексей.   1.Почему Афоне скучно жить на свете? (Он с утра до вечера, можно сказать, один дома).   2. Сколько лет было деду Титу? (87)   3. Сколько лет было Афоне? (7)   4. Как бы вы озаглавили эту часть? Можно взять слова из текста для заголовка. («Скучно Афоне жить на свете».   Вторая часть. Дальше читает Дарья.     1. Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (Без интереса)   2. Почему ему опять стало неинтересно жить на свете? (Остался один).   3. Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?   4. Как бы вы озаглавили эту часть? (Опять скучно жить на свете).   Третья часть. Читает Полонин Илья.     1. Почему заснул Афоня возле деда? (Уморился)   2. Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю. (Он пахарем был)   3.Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда).     4. Как бы вы озаглавили эту часть? (На печи рядом с дедом).   Четвертая часть. Дальше читает Даниил.     1. Как вы понимаете слово прах? (Пыль; то, во что всё превращается после смерти, разрушения).     2. Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? («Белый свет пытать»)   3. Как вы это понимаете?                              Пытать – быть пытливым, любознательным. (Изучать)   4. Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное? (Цветок из смерти работает жизнь).   5. Как можно озаглавить эту часть? (Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь).   Дочитывает Егор.   1.Как можно озаглавить эту часть? (Гребешок для деда)     А вы обратили внимание, какое время изображено в тексте: мирное или военное? (Военное).   Автор назвал Афоню добрым внуком, а как считаете вы?   Почему же рассказ назван «Цветок на земле», а не, например, «Афоня» или «Дедушка Тит»? (Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук - продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках).    Чему научил вас этот рассказ? ( Труд помогает преодолевать препятствия, выжить в этом мире: и цветку и людям, труд превращает мертвое в живое).   Итак, давайте подумаем, какова же главная мысль рассказа? (Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)   Читает до слов «…эти руки много земли испахали»           Читает до слов «…он опять уснул в покое на русской печи»).   Читает до слов «пойдем сейчас белый свет пытать».     Читает до слов «и пошёл спать в избу на печку»   Читает до конца.           Учитель помогает понять и сформулировать детям ответы.          
VI.Итог урока. 11:10-11:11 С произведением какого автора мы сегодня познакомились? (А.П. Платонов)   Что вы можете о нем рассказать?   С каким рассказом познакомились? («Цветок на земле»)       4.3.
VII. Домашнее задание. 11:12-11:13 Откройте дневники, запишите домашнее задание: прочитать и подготовить пересказ рассказа «Цветок на земле» страницы 21-27.    
VII. Рефлексия. 11:13-11:15 Ребята, вам было интересно? Комфортно? Понятно то, что вы разбирали после чтения? Оцените свою работу на уроке. Если вы работали активно, с интересом – поднимите веселый смайлик. Если же вы работали не активно и не узнали ничего нового – поднимите грустный смайлик.   Ребята, вы молодцы. Вы работали дружно и активно. Спасибо за урок. До свидания.   1.1.

 

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.