Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





План урока.



 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Набережночелнинский институт социально-педагогических

технологий и ресурсов»

Историко-географический факультет

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

проведённого в 7 классе В
школы №38
студенткой 4 курса, 081 группы
Япаровой С.И.
Тема: «Россия на рубеже XVII - XVIII вв.»

 

 

                                                   Методист по педагогике: Сафина А.М

 

 

г.Набережные Челны 2014

Дата проведения:17.02.2014 г.

Цель урока:

· охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен

Задачи урока:

1. Образовательные:

-актуализировать знания по истории России периода XVII-XVIII вв.

2. Развивающие:

    - создать содержательные и организационные условия для развития историко-            мировоззренческой и информационно-коммуникативной компетенции учеников.

 

3. Воспитательные:

    - воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего

     народа.

Тип урока: Урок формирования новых знаний

 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Формирование новых знаний.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание.

 

Оборудование:

· учебник, тексты документов, персональный компьютер, мультимедийный видеопроектор.

  Используемые учебники и учебные пособия:

     Е.В.Пчелов. История России XVII -XVIII века:

     учебник для 7 класса. -"Русское слово" -, 2006

 

 

Ход урока:

(слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока: “ Россия на рубеже XVII-XVIII вв.”.

(слайд 2)

- Запишите:

 План урока.

5. Предпосылки петровских преобразований. Правление Федора Алексеевича(1676-1682)

6. Начало правления Петра I.

7. Стрелецкий бунт 1682 г.

8. Регентство царевны Софьи (1682-1689).

9. Увлечения Петра.

10. Устранение Софьи.

(слайд 3)

        Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и неистового протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.На протяжении 17 века Россия значительно продвинулась в своем развитии, но все же значительно отставала от передовых стран Европы.

В Нидерландах, Англии прошли буржуазные революции. Промышленность, торговля, мореплавание были на подъеме. Многие страны Европы активно захватывали колонии и обогащались за счет драгоценных металлов, сырья, дешевой рабочей силы.

У России не было ни торгового, ни военного флота; выходов к морям ( кроме Белого). По уровню развития промышленности, в том числе выплавке железа, страна уступала многократно, да и богатейшие природные ресурсы были практически не разведаны.Золото, серебро и даже медь для чеканки монет приходилось закупать за границей. Оружие для войска также закупали в других государствах, а сама армия представляла собой плохо оснащенное и необученное дворянское ополчение.

Государственное устройство в России к концу 17 века также имело серьезные недостатки: многочисленные приказы работали не согласованно, круг их обязанностей определялся очень не четко. Например, для сбора налогов существовали несколько приказов: большой приход, счетный, приказ большой казны и т.д., и для контроля над денежными расходами также не существовало единого органа. В чиновничьих кругах царили волокита, казнокрадство, путаница. Все это еще больше разоряло государство.

Не лучше обстояло дело в области образования, культуры и науки, и здесь Россия отставала от передовых стран Западной Европы.

Поэтому дальнейшее развитие страны было бы очень затруднительным без активной государственной политики во всех областях жизни. России были необходимы реформы.

(слайд 4)

Давайте запишем предпосылки этих реформ.

1. Слаборазвитая промышленность;

2. Неразведанность природных богатств;

3. Отсутствие флота;

4. Отсутствие выходов к морям;

5. Потребность в международной торговле;

6. Отсутствие регулярной армии;

7. Устаревшая система государственных учреждений (приказов);

8. отставание от стран Запада в развитии науки, культуры, образования.

Вывод: чтобы самой не оказаться кем-нибудь завоеванной и превращенной в колонию, России нужно было все это исправить. Для этого нужен был такой правитель, который бы не побоялся пойти на эти реформы: сильный, смелый, дальновидный, решительный. И именно в это время, на рубеже 17-18 веков, такой царь появился.

Знаменитый историк С.М. Соловьев писал:

“Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”

(слайд 5)

Мы еще не проходили реформы Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, но суть реформ, их идея зарождалась в детстве Петра и в начале его правления. Он писал:

“Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, благодарят”.

Петр I

(слайд 6)

Итак, правление царя Федора Алексеевича. Под утро 30 января 1676 года царь Алексей Михайлович скончался тихо, словно подтвердив свое прозвание Тишайший.

(слайд 7)

Царь Алексей Михайлович был женат дважды. Первая жена , Мария Ильинична Милославская, подарила ему 13 детей. До взрослого возраста дожили 6 дочерей и 2 сына. Сыновья , Федор и Иван, не отличались крепким здоровьем, зато дочери были все как на подбор. Среди них особенно выделялась царевна Софья.

Второй женой Алексея Михайловича стала Наталья Кирилловна Нарышкина, происходившая из старинного, но небогатого рода. Молодая царица родила супругу еще троих детей, старшим из которых был Петр ( в последствии ставший Петром Великим)

(слайд 8) Здесь вы можете увидеть двух жена Алексея Михайловича, Марию Милославскую и Наталью Нарышкину.

(слайд 9)

Новым царем по праву престолонаследия был провозглашен старший сын Алексея Михайловича от первого брака Федор Алексеевич. Он был болезненным юношей, к тому же ему было всего 15 лет на момент вступления на трон. За годы своего правления Федор Алексеевич:

· В 1682 г. отменил местничество;

· Дума стала постоянно действующим органом, увеличил ее состав на треть, ослабил боярские группировки;

· Установил сроки принятия решений в приказах;

· Был введен трехмесячный срок рассмотрения дел в судах.

(слайд 10)

Отмена местничества была одной из важнейшей реформ, проведенных Федором Алексеевичем. Что же такое местничество? Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве до 1682 года.Название местничества произошло от давнего обычая занимать место на пиру в соответствии со знатностью. Во время войны с Крымом и Османской империей вскрылись многие недостатки в действиях русской армии из-за местнических споров между воеводами.

Поэтому на заседании Боярской Думы и Земского собора царь призвал «Богом ненавистное и любовь отгоняющее местничество разрушить». В январе 1682 года в Кремле состоялось публичное сожжение разрядных книг, по которым местничество когда-то устанавливалось.

(слайд 11)

В это же 1682 царь Федор умер. Остро встал вопрос о престолонаследии. Прямых наследников Федор не оставил, поэтому предстояло решить, кто из его братьев станет царем: Иван или Петр. Формально им должен был стать старший 16-летний Иван, но выбор бояр пал на Петра, ввиду того, что Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению страной. Об Иване Алексеевиче говорили, будто бы он слабоумен, что, возможно, являлось наветом Нарышкиных, который они распространяли в период ожесточённой борьбы за власть с Милославскими.

 2.Начало правления Петра I.

(слайд 12)

Боярская дума провозгласила царем десятилетнего Петра.

С этим не могла смириться честолюбивая сестра Ивана и Петра – царевна Софья Алексеевна. Она мечтала всзять руль государства в свои руки.

(слайд 13)

В этих условиях родственники Ивана Милославские во главе с Софьей распустили в недовольном властями стрелецком войске слухи о покушении Нарышкиных на жизнь царевича Ивана и тем самым спровоцировали Стрелецкий бунт.

Софья подстрекала стрельцов словами:

“Вы дождетесь от Нарышкиных такого зла, какого еще и не видывали; Петр посажен на царство не по закону, и идти против него – святое дело!”

(слайд 14, 15)

3. Стрелецкий бунт.

15 Мая 1682 г. стрельцы со знаменами и барабанным боем вошли в Кремль. С криками, будто Нарышкины задушили Ивана, они двинулись к дворцу. Даже после того как на Красное крыльцо вывели Петра и Ивана, стрельцы потребовали выдачи бояр и убили М.Ю. Долгорукова, А.С. Матвеева, А.К. Нарышкина, И.К. Нарышкина и некоторых других. На этом слайде вы можете увидеть расправу стрельцов над князем Михаилом Долгоруким, поддерживающего Нарышкиных. Стрельцы поднялись на крыльцо и сбросили Долгорукого на подставленные толпой копья. Москва оказалась во власти восставших. Многие бояре погибли. Стрельцы требовали, чтобы царствовали оба наследника — и Петр, и Иван, а правление при малолетних царях получила Софья Алексеевна. Их требования были удовлетворены.

Итак запишите:

Стрелецкий бунт 1682 года (историческое название Хованщина) — бунт московских стрельцов в начале правления Петра Алексеевича, в результате которого его соправителем стал старший брат Иван, а фактической правительницей при них стала сестра Софья Алексеевна.

 

4.Регентство царевны Софьи Алексеевны.

Запишите:

Царями были провозглашены оба брата – Иван и Петр. До их совершеннолетия Несколько дней спустя по требованию стрельцов Софья Алексеевна стала королевой-регентом при несовершеннолетних братьях.

(слайд 16)

Запишите:

Регент - Правитель государства, временно осуществляющий верхновную власть вместо монарха при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.

(слайд 17)

Запишите:

Василий Голицын был фаворитом Софьи Алексеевны, помогал ей проводить многие реформы и участвовал во внешнеполитических делах.

(слайд 18)

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

С победой Софьи в 1682 г. царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское.

(слайд 19)

Запишите: Достижения царицы Софьи Алексеевны.

- принятие в 1685 г. знаменитых «12 статей» , в которых определены различные степени наказания для старообрядцев (расколщиков, как они названы в документе) и их пособников: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества.

- был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Речью Посполитой (Польшей), согласно которому Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тысяч рублей компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью.

- невыгодный Нерчинский договор с Китаем - первый договор между Россией и империей Цин о границе, торговле и по другим вопросам.

- В 1687 и 1689 были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах европейских стран-союзников по Священной лиге.

- В 1687 была образована Эллино-греческая академия — первое светское высшее учебное заведение России, впоследствии (1755) из неё образовался Императорский Московский университет.

(слайд 20)

Об увлечениях юного Петра можно сказать словами историка Павленко Николая Ивановича:

С ранних лет он (Петр) проявлял привязанность к ремеслам. В Преображенском ему доставляли инструменты каменщика и плотника, столяра и кузнеца. Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел по меньшей мере дюжиной ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и приемников…

Еще больше Петра увлекало военное дело. Увлечение выросло на почве его детских забав. Просторы Преображенского позволяли Петру производить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести военные игры с участием значительного числа сверстников. Возникает военный городок с жилыми помещениями для Петра и потешных солдат, амбарами для хранения пушек и оружия. Все эти сооружения были обнесены забором с башнями и земляным валом. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу.

Запишите:

С ранних лет Петр проявлял привязанность к ремеслам. Будучи взрослым, он в совершенстве владел по меньшей мере дюжиной ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Об увлечении Петра военным делом говорит созданный им в детстве Потешный полк

Петр сильно тяготел и к корабельному делу. В Измайлове Петр нашел старый английский ботик. Судно отремонтировали и на нем Петр учился управлению кораблем. В дальнейшем он назовет его «дедушкой русского флота».

(слайд 21)

А вот что писал историк Соловьев Сергей Михайлович об увлечениях юного Петра.

“Петр работник, Петр с мозолистыми руками - вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразований. Над чем прежде всего и больше всего работает царь-работник, представитель своего времени, выразитель его потребности? Он работает над кораблем – это его любимая работа; вода – его любимая стихия, он ищет все большего простора на ней; из подмосковного пруда переходит на озеро, с одного меньшего озера на большее, от последнего- к морю”

(слайд 22)

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин “Стансы”.

6.Устранение Софьи.

(слайд 23)

Петр взрослел и в 16 лет Наталья Нарышкина женила его на Евдокии Лопуховой. Скоро наступало совершеннолетие Петра, и регентство должно было прекратиться. Активность Петра сильно тревожила царевну Софью. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. неожиданно для всех произошло решающее событие - в Кремле пустили слух, что потешные войска идут на Москву. Поднялась тревога. Кто-то из тайных сторонников Петра среди стрельцов, решив, что затевается нападение на Преображенское, кинулся предупредить царя. Разбуженный Петр, вспомнив ужасы стрелецкого бунта 1682 г. бежал в Троице-Сергиеву лавру.

Троице-Сергиев монастырь превратился в опорную базу сопротивления Софье. Постепенно туда перебрались многие бояре и служилые люди, пришли петровские потешные полки.

(слайд 27)

Видя, что силы ее тают с каждым днем, Софья попыталась склонить сводного брата к миру, но Петр был непоколебим. Софья была лишена власти и заточена в Новодевичий монастырь. Голицына отправили в ссылку. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г.

Ну вот и все на сегодня.

Домашнее задание: читать параграф 16, ответить на вопросы параграфа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.