Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ



БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Лекция

 

1. Сущность и содержание боевых традиций.

2. Содержание, методы и формы воспитания воинов на боевых традициях.

 

Введение

Вооруженным Силам Республики Беларусь более 90 лет. Их становление, развитие и боевой путь непосредственно связаны с историей нашего государства, с борьбой за свободу и независимость Родины.

На нашей планете нет ни одного народа, на долю которого выпали бы такие тяжкие испытания, какие пришлось выдержать народу Беларуси. Не было ни одной большой войны в Европе, которая бы обошла стороной нашу Родину. Только в XX веке Беларусь перенесла две мировые войны.

Особенно тяжелые испытания выпали на долю нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Он в числе первых принял на себя удар немецкой армии. Свыше миллиона белорусов сражалось на фронте, 440 тысяч партизан и подпольщиков вели борьбу на оккупированной врагом территории. Каждый третий уроженец Беларуси отдал свою жизнь в борьбе с врагом.

История Вооруженных Сил Республики Беларусь, их становление и развитие тесно связаны с историей Краснознаменного военного округа (КБВО).

В начале 90-х годов XX века в связи с обретением независимости перед Республикой Беларусь встали сложнейшие задачи государственного строительства, одной из важнейших являлась создание Вооруженных Сил, всей военной организации государства. Поэтому в марте 1992 г. Верховный Совет Республики Беларусь поручил Совету Министров приступить к формированию Вооруженных Сил.

Постановлением Совета Министров от 6 мая 1992 г. Белорусский военный округ был упразднен. На базе управления округа создано Министерство обороны Республики Беларусь. В Беларуси были созданы Вооруженные Силы, которые прошли становление, реформирование, продолжают развиваться.

Наши Вооруженные Силы, являющиеся правопреемником КБВО, стали продолжателями лучших боевых традиций нескольких героических поколений защитников Родины.

 

1.

Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции – установившиеся определенные действия и отношения, соблюдение которых стало общественной потребностью. Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.

Как категория воинские традиции представляют собой исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы [1. с. 15]. Воинские традиции имеют огромное значение для духа армии. Чем благороднее они, чем крепче связаны с национальным характером народа, чем больше в них запечатлелось боевого опыта армии – тем они жизненнее и плодотворнее [2. с. 5].

Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, третьи — для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.

Обычно воинские традиции подразделяются:

по степени общности - на общие (характерные для всех Вооруженных Сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск и т. д.);

по степени устойчивости – на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;

по степени общественной значимости – на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);

по сферам воинской деятельности - на боевые традиции, повседневные и традиции воинского быта.

Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы в единое целое. Образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы ни открыли, обязательно увидим яркие картины доблести нашей армии, примеры верности боевым традициям.

Советская Армия взяла лучшие воинские традиции русской армии, в которую входили белорусские части. Являясь преемником передового Краснознаменного Белорусского военного округа, наша армия сохранила преемственность воинских традиций и с честью их приумножает. Вернемся к истокам этих традиций.

Важнейшими традициями Вооруженных Сил Республики Беларусь являются:

беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;

презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;

самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;

воинская доблесть, и уверенность в победе;

верность Боевому Знамени части, Военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;

войсковое товарищество и коллективизм;

уважение к командиру и защита его в бою;

отдание воинских почестей погибшим в бою;

гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Раскроем некоторые из них.

Одной из наиболее древних традиций считается верность Боевому Знамени части, в царское время носившее название «Культ Боевого Знамени». История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Как знак для сбора и объединения воинов они впервые появились в вооруженных отрядах государств Дальнего Востока, Индии, Китая в виде символического видимого издали изображения. У греков и римлян знамена представляли собой древко, на вершине которого укреплялась фигурка волчицы, совы и орла, у китайцев и индусов - древко с полотнищем, украшенным различными символами.

Постепенно эти воинские атрибуты совершенствовались, их роль и значение увеличились. У всех народов Боевое Знамя стало принадлежностью определенных воинских формирований.

Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I, при котором они становятся подлинными символами воинской чести и доблести. В 1700 году впервые были созданы знамена для гвардейских полков: каждый полк получил по одному белому и несколько цветных (например, Преображенский полк получил 15 черных, а Семеновский – 11 голубых).

От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. «Устав Воинский» предписывал: «...знамя свое... до последней капли крови оборонять...». Утрата воинской святыни считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя, подлежал расформированию, офицеры лишались права носить офицерское звание. Знаменосцы-прапорщики назначались из числа лучших, закаленных в боях воинов и принимали специальную присягу. Название первого офицерского чина «прапорщик» - происходило от слова «прапор» (знамя) [9. с. 20].

В 1800 году было установлено правило награждения воинских частей за военные подвиги знаменами и штандартами с отличительными надписями. В 1806 году как высшая награда за воинскую доблесть учреждается Георгиевское знамя.

Утрата знамени в бою всегда считалась в русской армии тяжким позором. И если полку не удавалось вернуть знамя, то он расформировывался, его вычеркивали из списков армии, и офицеры полка, не говоря уже о солдатах, кровью должны были искупить свою вину.

В период русско-турецкой войны 1877-1878 годов 63-й Углицкий полк (до войны полк стоял в Орше), выведенный полковником Панютиным вперед для атаки, стройно, быстро и в полном порядке, под убийственным огнем, ринулся на турок. Второй батальон полка, встреченный особенно сильным огнем противника, был остановлен. Тогда полковник подошел к батальону, взял знамя из рук знаменосца и понес его впереди. Этот пример самоотверженности и смелости, конечно, не остался без последствий: «Весь батальон как один человек поднялся на ноги, и напор этого батальона был настолько силен, что враг устоять не мог» [9. с. 25].

Далеко за пределами Беларуси известно имя колхозника деревни Анютино Чериковского района Могилевской области Дмитрия Николаевича Тяпина. Этот патриот укрыл от немецко-фашистских оккупантов и сохранил революционное Красное знамя, которым Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет еще в 1918 году наградил воинов 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии. Это знамя летом 1941 года выносили из вражеского окружения три советских воина. Все трое были сражены вражескими пулями на окраине деревни Анютино. Когда колхозники начали их хоронить, Д.Н.Тяпин обнаружил у одного из них под одеждой пробитое вражескими пулями и политое кровью советского солдата ярко-красное полотнище. Дмитрию Николаевичу было тогда 60 лет. Он, участник русско-японской и первой мировой войн, прекрасно знал, чем является Боевое Знамя для воинской части или воинского соединения, и укрыл эту реликвию. Через два года, когда в восточные районы Белоруссии вернулись войска Красной Армии, Д.Н.Тяпин доложил советскому полковнику о том, что сберег Боевое Знамя. Вскоре его пригласил командир соединения для собственноручной передачи спасенного знамени. За этот подвиг, совершенный в условиях немецко-фашистской оккупации, правительство наградило Д.Н.Тяпина орденом Красного Знамени, специальным приказом он был навечно зачислен в списки соединения почетным солдатом.

Затем по просьбе старого солдата его приняли на службу и он стал знаменосцем Железной дивизии. Осенью 1944 года он вновь проявил мужество и героизм. Когда к штабу дивизии прорвалась группа противника, знаменщик истребил из автомата свыше десятка гитлеровцев. За этот подвиг он был награжден вторым орденом Красного Знамени. Дмитрий Николаевич прослужил в рядах действующей армии до окончания войны. Он участвовал в освобождении Румынии, воевал на территории Германии. После воины в казарме 1-й стрелковой роты одного из полков Самаро-Упьяновской Железной дивизии стояла аккуратно заправленная койка с табличкой, на которой написано: «Почетный солдат Д.Тяпин». [16. с. 82].

Современное Боевое Знамя воинской части Вооруженных Сил Республики Беларусь состоит из двухстороннего полотнища красного цвета, древка с золотистым навершием и такого же цвета шнура с кистями. Навершие имеет вид плоского прорезного наконечника-копья, внутри которого размещена ребристая пятиконечная звезда.

Боевое Знамя воинской части, а также Знамя Министерства обороны имеют еще одну важную, характерную деталь – это красного цвета белорусский народный орнамент, размещенный на белом фоне вдоль знаменного древка. На новых армейских знаменах запечатлены фрагмент наиболее древнего типичного узора («Восходящее солнце») и девизные надписи, которые являются одним из ведущих элементов Боевого Знамени воинской части Вооруженных Сил Республики Беларусь. Девиз «За нашу Радзiму!» определяет военно-этические ценности военнослужащих, соответствующие Военной присяге, как клятве военнослужащих на верность служения своему Отечеству.

Одна из наиболее замечательных боевых традиций нашей армии – массовый героизм и стойкость. Многочисленные разорительные и опустошительные набеги врагов ставили под вопрос существование славянских племен. И именно в этот критический момент начал происходить перелом в сознании славянских людей. Славянин начал понимать, что его личная жизнь может прерваться в любой момент, и в такой ситуации главным является не материальные блага, не его личное благополучие, а продолжение существования самого его рода. Именно отсюда рождается патриотизм и обостренное чувство справедливости. Появилось осознание, что абсолютной ценностью является не богатство, и даже не личная жизнь, но существование своего рода.

Эта идеология была поддержана православием, стоящим у истоков становления нашего государства. Забыть свои споры и распри перед лицом страшной опасности, ради спасения самого существования славян – этому учила православная церковь. В таких условиях формировалась ментальность белоруса.

Из истории до нас доходят первые известия о героической обороне своей земли, от орд гуннов и готов Аттилы полочанами. Трудная и опасная жизнь предков белорусов - племен кривичей, радимичей, полочан, дреговичей – среди озер, лесов и болот в тяжелейших климатических условиях, в тяжком труде на земле и непрерывных войнах выковала характер белоруса – трудолюбивого, миролюбивого, но стойкого и умелого воина.

Вся история Полоцкой земли была историей борьбы за свою независимость. Даже первое упоминание о городе Менске в 1067 году связано с битвой на реке Немиге, и сам город закладывался как крепость. В знаменитых сражениях со шведами на реке Неве (1240 г.) и с немецкими рыцарями на Чудском озере (1242 г.) прославились Яков Полочанин, Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович – сподвижники великого русского полководца Александра Невского, выходцы с белорусской земли.

Героизм и самоотверженность проявили белорусские хоругви в Грюнвальдской битве (1410 г.) с Тевтонским орденом. Дрогнули и стали отступать союзники - поляки, монголы и литвины, но тевтонцам так и не удалось потеснить белорусов ни на шаг. Именно благодаря их стойкости удалось разгромить ранее непобедимый Тевтонский орден, при этом потери составили более 50%.

Патриотизм и стойкость белорусского населения проявились и в годы Северной войны 1700-1721 г. Навечно сохранилась в памяти народной знаменитая битва при деревне Лесной на Могилевщине. В этом сражении был наголову разбит 16-тысячный корпус шведов, который шел из Риги на помощь основным силам Карла XII. Петр I писал, что бежавших шведов «полесские мужики зело бьют». Победу при Лесной Петр I назвал «матерью Полтавской баталии».

Показательна совместная борьба русского и белорусского народов против общего врага в Отечественной войне 1812 г. Вместе с братским русским народом на священную войну против вражеского нашествия поднялись и белорусы, в лесах появились и стали активно действовать партизанские отряды. Особенно широкий размах партизанское движение получило в Витебской губернии, в районе Полоцка. Так, отряд, возглавляемый крестьянином Максимом Макаровым, героически проявил себя в двух сражениях за Полоцк. Барклай де Толли писал о тех днях: «...Партизаны деревню свою защищали от нападения противника и участвовали вместе с казаками в победах над врагом, а также были в битве при штурме города Полоцка» [1. с. 29].

Национальное самосознание белорусов проявилось в борьбе против оккупантов в период войны с буржуазной Польшей в 1919-1920 гг. Тогда же действовал на Полесье партизанский отряд, руководимый легендарным 70-летним крестьянином Василием Талашом.

Примером героизма является защита Брестской крепости в начале Великой Отечественной войны. В течение месяца герои самоотверженно отстаивали эту частицу родной земли. Среди командиров, защищавших крепость, был уроженец Белоруссии полковой комиссар Е.М.Фомин. Почетное звание «Крепость-герой» до сих пор напоминает о мужестве и самоотверженности ее защитников. Активную борьбу против оккупантов вели партизанские отряды и группы. Создавались подпольные патриотические организации в городах [5. с. 17].

Чувство восхищения вызывают подвиги советских летчиков. В 5 часов 30 минут первого дня войны таранным ударом сбил немецкий самолет в районе Пружан летчик лейтенант С.М.Чудинов. Только в первые дни войны в небе Беларуси более 10 летчиков совершили воздушный таран. Горящий бамбардировщик направил на колонну танков врага капитан И.Ф.Гастелло, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза, и члены его экипажа – других наград.

Главный удар вермахта приняла на себя «царица полей» – пехота, поддержанная механизированными войсками. Упорно дрались воины, захватившие так называемый белостокский выступ, северную границу Беларуси в районе Гродно. Ближние подступы к Минску защищали части 44-го стрелкового корпуса, воины 100-й стрелковой дивизии. Трое суток держали оборону на реке Березине в районе Борисова воины 1-й Московской мотострелковой дивизии и курсанты Борисовского танко-технического училища.

Большую помощь войскам оказывали местные жители, сообщавшие сведения о расположении врага.

Уже первые бои показали решимость советского народа отстаивать каждую пядь родной земли. 14 июля под Оршей получила боевое крещение первая в Красной Армии и единственная в мире батарея реактивных минометов – легендарных «Катюш» (командир капитан И.А.Флеров). 23 дня длилась оборона Могилева. Призывные пункты города направили в действующую армию 27 тыс. человек, более 12 тыс. человек вступило в отряды народного ополчения. Особенно кровопролитные бои развернулись на Буйничском поле. Здесь воины 388 полка совместно с народными ополченцами только за 12 июля 1941 года уничтожили 39 фашистских танков и бронетранспортеров. Писатель Константин Симонов в романе «Живые и мертвые» в образе генерала Серпилина воссоздал портрет героя обороны полковника С.Ф.Кутепова.

За личное мужество, проявленное в боях на белорусской земле летом 1941 года, 10 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Героическое сопротивление бойцов Западного фронта снизило темны наступления врага с 30 до 6 километров в сутки, а 30 июля 1941 г. фашистская группа армии «Центр» была вынуждена перейти к обороне. Это явилось крупнейшим стратегическим успехом Красной Армии.

С первых дней оккупации жители БССР включились в Великую Отечественную войну против немецко-фашистского нашествия. В тылу оккупантов сразу же развернулась всенародная борьба: вооруженные выступления партизан, действия подпольщиков, сопротивление невооруженного гражданского населения самым различным мероприятиям оккупантов. Эта борьба носила всенародный характер, так как в ней участвовали все классы и социальные группы социалистического общества.

Во второй половине 1941 г. на территории БССР насчитывалось 92 партизанских отряда. С самого начала оккупации создаются подпольные патриотические организации.

Всего за годы войны в Беларуси в партизанском движении участвовали более 374 тыс. человек, объединенных в 1255 отрядов, свыше 400 тыс. человек составляли партизанские резервы.

Народный поэт Беларуси Янка Купала в своем выступлении «О народной войне» говорил: «Я знаю, что будет делать мой народ… Пока будет жив хоть один белорус, не будет на белорусской земле покоя фашистским захватчикам…».

Во время операции наступающим советским войскам большую помощь оказывали партизаны, подпольщики и мирное население. Совместно с воинами Красной Армии они участвовали в освобождении городов и городских поселков, в ликвидации окруженной группировки врага в минском «котле», уничтожении остатков разбитых частей вермахта.

28 июля 1944 г. освобождением города Бреста завершилось освобождение от поработителей всей территории Беларуси.

Из числа белорусов и уроженцев Белоруссии, кто прошел с боями через все фронтовые годы и связал свою жизнь в послевоенное время со службой в Советской Армии, вышли видные советские военачальники. Среди них: маршалы Советского Союза Василий Данилович Соколовский и Иван Игнатьевич Якубовский; маршалы авиации Степан Акимович Красовский и Иван Иванович Пстыго; генералы армии Алексей Иннокентьевич Антонов, Евгений Филиппович Ивановский, Валентин Антонович Пеньковский, Василий Филиппович Маргелов, Петр Иванович Ивашутин, Иосиф Ираклиевич Гусаковский.

Всего 217 генералов и адмиралов вышло из рядов белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них видные флотоводцы: контр-адмирал П.Т.Бондаренко, вице-адмирал В.П.Дрозд, контр-адмирал А.И.Гурин, вице-адмирал К.И.Сокольский, вице-адмирал Н.А.Торик, вице-адмирал Г.Н.Холостяков и др.

Родина высоко оценила героические подвиги белорусов и уроженцев Белоруссии в Великой Отечественной войне. Только до 1945 года 300 тыс. воинов-белорусов были награждены боевыми наградами и медалями, свыше 400 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а четверо этого звания удостоены дважды, 63 стали кавалерами ордена Славы трех степеней [3. с. 10,15].

И в мирное время белорусские военнослужащие, как при выполнении воинского долга, так и в повседневной жизни, проявляют лучшие качества гражданина-патриота. Примеров этому немало. Так офицеры и солдаты, направленные из Белоруссии в Афганистан, с честью выполнили возлагавшиеся на них боевые задачи и показывали примеры героизма.

До конца остался верен словам присяги, своему воинскому долгу военный летчик подполковник Владимир Николаевич Карват. 23 мая 1996 года во время выполнения учебного полета в самолете, пилотируемом подполковником В.Карватом, возник пожар. Офицер сделал все, чтобы спасти боевую технику. Но даже тогда, когда стало очевидным, что сделать это не удастся, он не покинул кабину истребителя, увел агонизирующую машину в сторону от находившегося под самолетом населенного пункта.

Указом Президента Республики Беларусь № 484 от 21 ноября 1996 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковнику Карвату В.Н. присвоено звание Герой Беларуси (посмертно), его именем названа одна из улиц деревни Большое Гатище, жителей которой ценой своей жизни спас мужественный офицер. В республике учреждены международный турнир по мини-футболу на приз первого Героя Беларуси и именная стипендия, которая вручается лучшему курсанту авиационного факультета Военной академии.

У подполковника В.Н.Карвата не было времени размышлять о значимости своего поступка. Просто всей своей жизнью, глубокой верностью нашему складу мышления и действий офицер был готов к подобному шагу. Иначе поступить он не мог. До него в аналогичных ситуациях предшественники и братья по оружию, по борьбе поступали и поступили бы так же. Бесспорно, подобные строки человеческой биографии обогащают нашу историю.

В 1999 году при спасении пассажиров поезда «Брест-Минск», проявив мужество и отвагу, погиб курсант общевойскового факультета Военной академии Д.Б.Гвишиани. Указом Президента Республики Беларусь он посмертно награжден орденом «За личное мужество».

За мужество и героизм, проявленные при выполнении задач по обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов, в 2004 году государственных наград удостоены военнослужащие срочной службы младший сержант А.В.Щерба, рядовые А.Н.Изотов и Е.О.Лаппо.

Указом Президента Республики Беларусь медалью «За отвагу» награжден военнослужащий 5-й отдельной бригады специального назначения Вооруженных Сил рядовой Владимир Тишкевич. В ходе учебно-тренировочных занятий при совершении прыжков с парашютом с вертолета Ми-8Т из-за резкого изменения метеорологических условий на высоте 600 метров произошло схождение двух парашютистов. В результате купол парашюта рядового А.Бравкова погас. В этой ситуации В.Тишкевич, проявив исключительную выдержку и мужество, схватил руками погасший купол и, удерживая его, обеспечил приземление на одном куполе двух спецназовцев, спас жизнь своему товарищу.

Для каждого из нас боевые традиции – это прежде всего вечное напоминание о прошлом, о том, что связь времен осуществляют люди, и самая глубокая «тайна» традиции кроется в ее преемственности. Как удачно заметил однажды Гегель: «Традиция не является только простой экономкой, честно берегущей полученное. Она жива и передает наследство дальше». И все мы, усваивая заветы, опыт, нравы, обычаи, правила наших предшественников, делаем эту великую связь времен неразрывной, прочной, динамичной. Кто не знает, не помнит героического прошлого, тот не может быть духовно богатым.

 

2.

Инструкция «О порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах», утвержденная приказом Министра обороны Республики Беларусь « 1 от 3 января 2006 года определила, что при проведении воспитательной работы с различными категориями военнослужащих целесообразно основное внимание уделять формированию

у прапорщиков:

- личной ответственности за выполнение приказов, воинского долга;

- стремления к повышению профессионализма, бережного отношения и сохранности военного имущества, уважительного отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;

у солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту:

- гордости за службу в Вооруженных Силах, позитивной мотивации к военной службе, готовности выполнить приказ, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, повышение боевой готовности войск, защите своей Родины, бережного отношения к вооружению и военной технике.

Инструкция определила основные направления, по которым должна проводиться воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь:

гражданско-патриотическое;

государственно-правовое;

воинское;

духовно-нравственное;

семейно-бытовое.

Во всей воспитательной работе большое внимание должно уделяться гражданско-патриотическому воспитанию – процессу формирования у военнослужащих патриотического сознания, четкой гражданской позиции и готовности к самоотверженному служению Отечеству.

В гражданско-патриотическом воспитании основное внимание необходимо уделять формированию у военнослужащих чувства долга, чести и совести согласно Конституции Республики Беларусь. Главным его содержанием должно быть формирование любви к Родине, уважения ее истории, бережного отношения к обычаям и традициям народа, непримиримости к проявлениям национализма, шовинизма, национального эгоизма, верность интересам Республики Беларусь, боевым традициям Вооруженных Сил.

Воспитать гражданина-патриота – значит подготовить человека к сознательному и активному участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций хозяина и труженика, организатора и исполнителя, защитника Родины и гражданина.

Необходимо постоянно помнить, что стержнем, основой морального духа народа Беларуси, является патриотизм, который начинается с понимания ее населением, гражданами суверенитета и независимости страны, что патриотизм начинается с понимания нашим народом того, что только он сам сможет сделать Родину сильной и процветающей, только он сам сможет ее защитить, определить путь ее дальнейшего развития. Этому важнейшему вопросу воспитания белорусского народа, особенно молодежи, воинов Вооруженных Сил, постоянно уделяют внимание Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко , Министр обороны генерал-лейтенант Ю.В.Жадобин, помощник Министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах – начальник Главного управления идеологической работы Министерства обороны генерал-майор А.Н.Гура.

«Патриотизм – краеугольный камень в основании нашего общего дома, имя которому – Беларусь» – подчеркивал А.Г.Лукашенко.

В Вооруженных Силах Республики Беларусь главная цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать каждого военнослужащего гражданином – патриотом своей Родины, готового и способного успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.

Вопросам патриотического воспитания военнослужащих, пропаганде боевых традиций уделяется неослабное внимание при проведении занятий по идеологической подготовке, других мероприятий, в ходе их информирования.

В воинских частях и подразделениях планируются и проводятся специальные мероприятия патриотической направленности, которыми предусматривается:

- изучение и пропаганда истории родного края, подвигов земляков;

- использование музеев (комнат) боевой славы, военно-исторических клубов воинских частей и соединений;

- посещение и занятия в Государственном музее истории Великой Отечественной войны, Брестской крепости-герое, историко-мемориальном комплексе «Линия Сталина» и других мемориальных комплексах;

- уход за воинскими захоронениями, памятниками и другими памятными местами, их постоянное благоустройство;

- увековечивание памяти защитников Отечества;

- торжественные мероприятия в период подготовки и празднования Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил, Дня Победы, Дня независимости Республики Беларусь (Дня Республики) Дня памяти воинов-интернационалистов, готовых праздников соединений, воинских частей и других праздников;

- регулярные выступления ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинов-интернационалистов перед личным составом;

- разъяснение о подвигах воинов, зачисленных навечно или почетными солдатами в списки личного состава воинских частей Вооруженных Сил;

- просмотр, прослушивание и обсуждение телепередачи «Арсенал», радиопередачи «Служу Отчизне», газетных и журнальных публикаций о Вооруженных Силах, героизме их воинов, боевых традициях, кинофильмов, художественной и военно-мемуарной литературы;

- торжественное вручение молодым воинам оружия и военной техники;

- проведение в воинских частях и соединениях Дня открытых дверей, Дня молодого воина, Дня Военной присяги;

- торжественные проводы в запас воинов, отслуживших установленный срок службы;

- проведение спортивных мероприятий, концертов, смотров художественной самодеятельности, конкурсов и других мероприятий.

По вопросам участия в патриотическом воспитании населения и обеспечения престижа Вооруженных Сил, авторитета военной службы необходимо систематически организовывать и поддерживать тесное взаимодействие с органами государственного управления, общественными объединениями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации, активнее привлекать и направлять деятельность организаций общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

И в этом важном деле большая роль отводится прапорщикам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Их первейшей обязанностью является обеспечение личного примера в знании, пропаганде и соблюдении боевых традиций белорусского народа и его Вооруженных Сил, активное участие в подготовке и проведении мероприятий по патриотическому воспитанию военнослужащих.

 

Литература

1. Энцыклапедыя гiсторьi Беларусь Том I, V. Минск, 1993.

2. Военный энциклопедический словарь (ВЭС). М., 1983.

3. Великая Отечественная война (Энциклопедия). М., 1985.

4. История второй мировой войны. 1939-1945. Том 3. М., 1975.

5. История второй мировой войны. Т. 12. М., 1982.

6. Всенародная борьба в Белоруссии против немецко-фашистских захватчиков. Т.1. Минск, 1983.

7. Всенародное партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Т.1. Минск, 1967.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.