Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЛЕКЦИЯ 20. БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Теория терапии



ЛЕКЦИЯ 20

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Теория терапии. Идея психологической нормы. Основные уровни блокирования. Пути и механизмы психологической защиты.Характерологические структуры личности.

 

Биоэнергетический анализ входит в группу техник телесно-ориентированного подхода, в рамках которого мишенью психотерапии являются тело и происходящие в нем процессы. Пациент в терапии представлен не только своей «психологической частью» (мыслями, эмоциями, поведением, сновидениями, фантазиями и т. п.), а еще и телом.

Создателем биоэнергетического анализа является американский психиатр Александр Лоуэн(1910). Сегодня биоэнергетический анализ широко практикуется во многих странах. В Нью-Йорке действует международный институт биоэнергетического анализа, координирующий работу 40 обучающих центров по всему миру и выпускающий журнал «Биоэнергетический анализ».

Теория терапии

В каждом психотерапевтическом подходе содержится идея психологической нормы.Для любой психотерапии важна концепция психологического здоровья, как идеальная модель человека, к которой нужно стремиться в индивидуальном развитии. 

В клиент-центрированной терапии такой идеальной моделью является «полностью функционирующая личность», когда человек живет «полной грудью», «на полную катушку». 

В гештальт-терапии такой моделью является «аутентичная личность», которая полностью тождественна себе. Аутентичная личность отражает чаяние человека «быть самим собой».

В телесно-ориентированной психотерапии В. Райха идеал человеческий жизни — «генитальный характер», когда человек открывает в себе сексуальность, любовь, близость.

В психоаналитической концепции модель психологического здоровья представлена «разумным, хорошо контролирующим себя взрослым», который ведет себя прилично, живет, как следует, но он смирился с тем, как должно быть, и не переживает детской радости бытия и непосредственности чувств.

Когнитивная модель усматривает в психологическом здоровье разумность, логичность, обуздание чувств и переживаний интеллектом.

Истоки европейской традиции телесно-ориентированной терапии содержатся в работах В. Райха, в которых центральное положение отводилось сексуальности, которая «была ключом для разрешения невротических проблем индивидуума». Освободив собственную сексуальность, человек приобретает «генитальный» характер  –  становится свободным, креативным и здоровым.

Лоуэн построил иную, чем Райх, концепцию человека. Он отмечал, что освобождение сексуальности автоматически не освобождает человека от личностных проблем, и что рассматривать «только сексуальную активность как основной путь для выражения жизни тела  –  путь в целом слишком узкий и ограниченный».

Лоуэн рассматривает в качестве центра, корня, источника жизни другой орган –  сердце,которое является «центром всей терапии», направленной на то, чтобы «помочь человеку увеличить его способность отдавать и получать любовь: развить его сердце...».

В христианской культурной традиции главный орган –  сердце (любовь), которое подчиняет себе и «низ» (гениталии, сексуальность), и «верх» (голову, интеллект, структуры Эго).

Согласно биоэнергетическому анализу, человек приходит в мир для любви и за любовью. Вместе с тем очень часто условия, в которых воспитывается ребенок, таковы, что его сердце «перекрывается» к теплу и любви. В результате взрослый человек не в состоянии установить с партнером глубокие отношения психологической интимности, основанные на любви. Любовь блокируется как на психологическом уровне –  уровне переживания и выражения (экспрессии), так и на телесном –  возникают хронические напряжения, а само тело становится жестким, ригидным. Схематично слои блокировок могут быть представлены следующим образом:

 

 

В основе нарушения детско-родительских отношений лежат психологические травмы. Лоуэн описывает пять видов таких травм –  отвержение, лишение, соблазнение, подавление и фрустрация. Эти травмы определяют соответствующие им типы характерологических структур –  шизоидную, оральную, психопатическую, мазохистическую и ригидную.

 Как результат инфантильных травм возникает непереносимое эмоциональное напряжение, от которого человек пытается избавиться. Существуют два пути такого избавления: соматический и психологический.

В психоанализе имеется представление о проявлении скрытых эмоций на телесном уровне, в форме мышечного напряжения. Такое напряжение служит соматическим эквивалентом эмоций. Хронические мышечные напряжения становятся привычными и не осознаются и удерживают в себе, как в консервной банке, энергетику подавленного эмоционального импульса. Такие напряжения составляют мышечный панцирь (II слой) или броню, которая защищает человека как от опасных импульсов внутри себя, так и от нападок извне.

Мышечный панцирь защищает тело от опасных импульсов и также приводит к несогласованности различных органов. Например, у женщины может быть жесткий, типично мужской верх (сильные, непластичные, мужские руки, тяжелая линия плеч, несгибаемая спина) и женский низ (игривые, пластичные, легкие, дразнящие ноги), что свидетельствует о внутреннем конфликте –  желании быть с мужчиной и в то же время страх этого.

«Многие люди оказываются в затруднительном положении из-за бессознательного конфликта между различными аспектами личности. Наиболее часто встречается конфликт между несбывшимися желаниями и потребностями ребенка и побуждениями и стремлениями взрослого.

Например, инфантильные аспекты личности могут быть выражены в маленьких ручках и ступнях, тонких, как веретено, ногах, или в неразвитой мышечной системе, которая не имеет активного потенциала. В других случаях имеет место конфликт между игривостью ребенка и реализмом взрослой части личности. Снаружи человек кажется серьезным, часто мрачным, напряженно работающим, но когда он пытается расслабиться, то становится ребячливым.

Мышечные напряжения избавляют от страха, боли, гнева и отчаяния, но они также избавляют и от любви, тело человека из орудия жизни превращается в орудие самоподавления и самоограничения.

В. Райх, выделил семь уровней блокирования: глаза, рот, шея, грудь, диафрагма, живот и таз.

Первый уровень охватывает мышцы лица. Оральный сегмент включает в себя мышцы подбородка, горла и затылка, блокирующие крик и плач. Те же эмоциональные проявления блокируются и на третьем уровне, охватывающем мышцы шеи и язык. Грудной сегмент включает в себя мышцы груди, плеч, лопаток и рук. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в этой области. Пятый уровень –  это диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы и мышцы нижних позвонков. Наличие «панциря» проявляется в выгнутости позвоночника таким образом, что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Блокирование этого уровня способствует удержанию сильного гнева. Последний, тазовый  сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Тазовый «панцирь» способствует подавлению сексуального возбуждения.

По Райху, освобождение тела от блоков должно идти сверху вниз  от глаз к тазу. Так как центром и мишенью психотерапевтической работы является таз, то до него доходят постепенно, шаг за шагом освобождаясь от более поверхностных блоков. При этом для расслабления на уровне глаз необходимо как можно шире их открыть, что приводит в движение и мышцы лба.

 На оральном уровне защитный панцирь может быть расслаблен путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важными средствами расслабления «панциря» в этой области являются крики, вопли, рвотные движения и т. п.

Мышцы груди расслабляются с помощью работы над дыханием, в особенности осуществлением полного вдоха. Работа с диафрагмой возможна только после расслабления четырех предшествующих сегментов.

Расслабление на уровне живота происходит без дополнительных усилий после открытия верхних сегментов. Наконец, расслабление таза осуществляется посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и удара тазом по кушетке.

В классической йоге работа с энергетикой проводится в обратном направлении –  снизу вверх.

Согласно Райху, нельзя освобождать глубокие блокировки, не открыв поверхностные, так как высвобождающаяся энергия не может найти выход, гуляет по телу и может «сесть» на орган, вызвав формирование какой-либо соматической патологии.

 Высвободить эмоцию можно не только через рот (крик, плач, стон и т. п.), глаза (слезы), руки (удар, щипок и т. и.) –  энергию можно освобождать и через ноги (топтание,  ритмическое переваливание с одной ноги на другую).

Можно высвободить энергию через кишечник (понос как плач животом), гениталии (мастурбация, адюльтер). Однако такое освобождение через низ не позволяет овладеть этой энергией –  основной канал остается блокированным. Для взрослых еще один вариант освобождения энергии связан с проговариванием, осознанием высвобождающейся эмоции.

У Лоуэна движение осуществляется «от сердца к периферии» по трем каналам:

1) сердце  рот, шея. Зажатое горло и напряженная шея блокируют доступ к сердцу: человек не может плакать, кричать, целоваться, «держит рот на замке» и тем самым блокируются любые проявления глубоких чувств;

2) сердце  руки. Напряжение в плечах и кистях рук также изолирует сердце: блокируются как гнев (человек не может «ударить с плеча», наброситься с кулаками), так и любовь (тогда пациенту трудно «отдать руки» психотерапевту, он все время их контролирует);

3) сердце  половые органы. Тазовые блоки умерщвляют сексуальность, которая не связывается с любовью. Сексуальность рассматривается как нечто грязное и постыдное, она сопряжена с чувством вины и стыда.

Каналы движения энергии  по А. Лоуэну:

 

 

Первый путь избавления человека от непереносимых негативных переживаний –  их соматизация и создание мышечного панциря. Мышечный блок, или мышечная защита, фактически является эквивалентом психологической защиты.

Второй путь –  психологический путь борьбы с негативными эмоциями страха, гнева, отчаяния и боли, а также с опасными переживаниями (влечениями) страсти и любви связан с функционированием таких механизмов психологической защиты (I слой), как отрицание, недоверие, обвинение, проекция, рационализация и интеллектуализация.

Отрицаниесостоит в том, что пациент отрицает (не чувствует, не осознает, не видит, не ощущает) свои негативные чувства и переживания. На вопрос: «Что вы чувствуете?» пациент отвечает: «Не знаю» или «Ничего не чувствую», хотя при этом имеются соматические эквиваленты этих чувств. При наличии отрицания достаточно трудно войти в переживания клиента.

    Недовериепроявляется в том, что пациент не верит в искренность чувств других людей, в то, что он достоин любви, что он ценен для партнера. Пациент постоянно спрашивает у партнера: «Ты меня любишь?», «Ты меня не бросишь?».

Обвинение состоит в том, что ответственность за свои чувства и переживания приписываются другому человеку, который соблазнил, настоял, не проявил должного внимания и т. п. Пациент не хочет разобраться в себе, а обвиняет в своих проблемах кого-то другого.

 Описание таких защитных механизмов, как проекция, рационализация и интеллектуализацияпредставлено в психодинамической терапии.

Устойчивые защитные образования личности конституируют ее характер. Лоуэн выделяет пять главных характерологических структур: шизоидную, оральную, нарциссическую, мазохистическую и ригидную.

Шизоидная характерологическая структура возникает при отвержении ребенка матерью уже с первых дней его жизни. Основное базовое убеждение шизоида –  «мир чужой», «мне неуютно в мире». Шизоид избегает близких отношений,  убегает от реальности в мир фантазий, замещает эмоции интеллектом, поэтому поведение шизоида, было названо поведением «как будто»  «как будто люблю», «как будто живу» и т. п.

Оральная характерологическая структура возникает вследствие недостатка материнской заботы и поддержки в раннем детстве, переживается как покинутость и лишение. ( В отличие от «шизоида» его не отвергают, его просто не замечают). Один из вариантов генеза этого характера –  кормление ребенка строго по часам: ребенок хочет есть, а его «выдерживают» («пусть кричит  развивается голос»). Такой «оральник» всю жизнь ощущает беспомощность, нуждается в поддержке и помощи. Он пытается заслужить или купить любовь и дружбу. Такие люди склонны притворяться больными, чтобы привлечь к себе внимание, а также подвержены депрессиям.

Нарциссическая характерологическая структура. Как отмечает Лоуэн, соблазняющий родитель вводит ребенка в заблуждение и этот соблазн призван удовлетворить нарциссические потребности родителя. Родителю в действительности нет дела до ребенка –  он нацелен на привязывание ребенка к себе. Соблазняющий родитель отвергает потребности ребенка в поддержке и физическом контакте. Поэтому такой ребенок в дальнейшем закрывает свои чувства в себе. Он отрицает свои чувства любви и нежности к значимым другим людям, избегая тем самым боли отвержения. На смену чувству приходит желание соответствовать ожиданиям родителя своего пола.

Мазохистическая характерологическая структура формируется у детей, которых любят и уделяют им много внимания, но при этом чрезмерно ограничивают их свободу. Любовь и принятие со стороны матери сочетаются с ее сильным давлением: «Мать  доминирующая и жертвующая, отец  пассивный и покорный». Ребенок полностью лишается возможности быть самим собой, иметь свои желания.

Для «мазохиста» характерна известная двойственность –  снаружи покорность, жертвенность, угодливость, а внутри –  оппозиционность, агрессивность, стремление проявить свое мнение, обрести свободу. Таким образом, основная инфантильная травма мазохиста –  подавление.

Ригидная характерологическая структура в своем генезе связана с унижением со стороны родителя противоположного пола в период, когда ребенок имеет сексуальный интерес к этому родителю. Ключевая черта этого характера у мужчин –  стремление быть первым, у женщин –  стремление находиться в центре внимания. Ригидный мужчина честолюбив, амбициозен, склонен соперничать,  доказывать свое преимущество, ориентирован на карьеру, упрям, горд.

В качестве условия развития ригидного характера выступает известная эдипова травма –  фрустрация сексуальности. У мальчиков фрустрация сексуальности происходит в силу соперничества с отцом, который постоянно требует от мальчика «быть лучше», «достойнее», а иначе он хуже отца и недостоин матери. У девочек ригидный характер представлен как истерический характер, когда девочка имеет холодную, властную мать и мягкого, доброго отца, отношения с которым эротизируются.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что характерологическая структура является способом совладания с инфантильной травмой и фактически способом ограничения любви, сексуальности, а также снижения боли, страдания, отчаяния, гнева и страха. Характерологические типы в чистом виде встречаются крайне редко. Как правило, в человеке представлены две или более характерологические структуры.

Телесным эквивалентом психологических защит (характерологического панциря) служат мышечные блокировки (мышечный панцирь), в связи с чем индивиды различных типов характера различаются и по телосложению.

Описаны особенности телесной организации при разных типах характера. Каждому типу характера свойствен особый внутренний конфликт. Для шизоидного типа это борьба между существованием и потребностью, для орального –  между потребностью и независимостью, для психопатического –  между независимостью и близостью, для мазохистического –  между близостью и свободой и для ригидного –  между свободой и взаимностью в любви.

Тип характера определяется не только особенностями семейной социализации, но и культурными факторами.

На вопрос, почему биоэнергетический подход уделяет такое внимание типу характера, Лоуэн ответил: «Терапия сосредоточивает внимание на человеке в его непосредственных отношениях к своему телу, к земле, на которой он стоит, к людям, с которыми он общается, и к терапевту. Это является основой терапевтического подхода. Однако фоном служит знание характера, без которого терапевт не сможет понять пациента и его проблемы»

Тип характера описывает основные системы психологических и телесных блокировок пациента, и знание характера позволяет разработать стратегию психотерапевтического воздействия. При этом тип характера всегда дополняется индивидуально-специфическими, уникальными сочетаниями физических и психологических блокировок, что отражается и на структуре тела.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.