Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ



ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

    Категория бытия в философии. Материя: понятие, строение, свойства. Наблюдая за окружающим миром, люди пришли к выводу, что в нем все изменяется, все полно противоречий, и в то же время мир остается в своей основе тем же. Обо всем, что в мире происходит, можно сказать: это было, это есть, это будет. Все процессы, события, вещи, отношения можно обозначить понятием «действительность» или «реальность». Часть происходящего в мире не зависит от нас, а часть определяется нами. Первое можно назвать объективной реальностью, а второе - субъективной. Они тесно связаны и взаимовлияют друг на друга. Их единство, их существование в прошлом, настоящем и будущем отражает философская категория «бытие». Таким образом, бытие означает существование чего-либо. Оно обнаруживается через существование бесконечного множества вещей, людей, процессов, явлений.

    Можно выделить следующие формы бытия:        

1. Бытие вещей, тел, процессов, состояний природы; бытие первой и второй природы.

2. Бытие человека индивидуально-личностное и его бытие в мире вещей.

3. Бытие духовное: индивидуализированное и внеличностно-внеиндивидуальное.

4. Бытие социально-историческое: бытие отдельного человека в обществе и бытие всего общества в целом.

    Итак, главными сферами бытия являются природа, общество, сознание. Еще в древности мыслители попытались ответить на вопрос: «Есть ли у всех многообразных явлений, процессов, событий, имеющих место в этих сферах бытия, некая общая основа? Можно ли говорить о единстве многообразного мира?»

    Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии была выработана категория «субстанция». Она выражает внутреннее единство вещей, процессов, событий. Под субстанцией понимали некое первоначало, «первокирпичик» Вселенной, то мельчайшее, из чего все состоит. Часть философов считает, что в основе мира лежит одна субстанция. Такая философская позиция называется монизмом. Он может быть материалистическим (например, Фалес, Гераклит, Спиноза) и идеалистическим (Платон, Гегель). Монизму противостоит дуализм, согласно которому в основе мира лежат две параллельно существующие субстанции: материя и сознание (Р. Декарт, индийская школа Санкхья). В истории философии часто понятие «субстанция» отождествляли с понятием «материя». Понятие «материя» имеет длительную историю формирования. В древнегреческой философии мудрецы понимали под материей чувственно-воспринимаемый материал, различные состояния которого в определенных сочетаниях составляют многообразие вещей. Позднее греческие атомисты под материей понимали атомы и пустоту. Атомы – это материал, из которого состоят все вещи, а пустота – пространство, где они движутся. Их взгляды получили развитие в Новое время. Философы 17-18 веков под материей понимают уже первичные, неизменные общие свойства всех вещей природы (протяженность, фигура, масса, непроницаемость). Вещи окружающего мира воздействуют на органы чувств, вызывая в них ощущения.

    Л. Фейербах вплотную приблизился к пониманию того, что материя – это общее абстрактное понятие, в котором мышление человека охватывает общие свойства многообразных вещей, процессов и событий.

    Однако все же домарксовские философы не дали определения материи в силу механицизма и метафизичности материализма этого периода. Это было сделано К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным.

    К. Маркс и Ф. Энгельс охарактеризовали материю как абстракцию, как обобщенное отражение внешнего мира. В.И. Ленин также дал определение материи и оно стало классическим. Он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». 

    Материя, с точки зрения диалектического материализма, характеризуется такими чертами и свойствами, как объективность существования, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, чувственная данность, структурность, движение, время, пространство, отражение, неисчерпаемость, противоречивость. Границы современного знания материи простираются от масштабов порядка

10-15 см («керн» нуклона) до 1028 см (»15 миллиардов световых лет). В этом диапазоне материя всюду обладает системной организацией.

    Можно выделить следующие основные уровни организации материи: 

В неживой природе В живой природе
- физический вакуум - уровень элементарных частиц и полей - уровень атомных ядер - уровень атомов - уровень молекул - уровень физических тел, систем, спутников, планетных систем, галактик, сверхгалактик - уровень метагалактики - доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки) - клетка - многоклеточные организмы - популяция - биоценоз - человечество (общество) - биосфера  

  Современная наука выделяет три фрагмента действительности: микро-, макро-, мегамир. Микромир - это мир чрезвычайно малых объектов, движущихся с огромными скоростями и со временем жизни большинства из них в миллиардные доли секунды. Макромир - это воспринимаемый нашими органами чувств мир. Объекты относительно большие, движутся с небольшими скоростями. Мегамир - это бесконечный космос. Наименьший объект мегамира - галактика, единица измерения расстояния - световой год. Материя существует в двух формах: вещество (твердое, жидкое и газообразное состояние) и поле (электро-магнитное, гравитационное и др.) Особое состояние материи - плазма (некое подобие газа).

    В настоящее время знание о материи в различных отраслях науки существенно углубились и расширились. Развитие науки и общественной практики доказало, что природный мир и социум (общество) являются ярким воплощением диалектичности и материальности всех процессов, происходящих в обществе и природе. В их несотворимости и неуничтожимости, в их материальности и состоит единство мира.

    Движение как способ существования материи. Пространственно-временная организация бытия.С глубокой древности люди заметили, что в нем нет ничего неизменного, все находится в движении. Ф. Энгельс, характеризуя движение, писал, что «движение в применении к материи - это всякое изменение вообще». «Движение - коренной способ бытия материи». «Материя также немыслима без движения, как и движение без материи».1 Движение охватывает весь мир. Основанием движения является всеобщее взаимодействие, а источником его - внутренние противоречия. Движение так же, как и материя, объективно, абсолютно, универсально, всеобще, неуничтожимо и несотворимо, внутренне противоречиво. Кроме этих свойств движение обладает одновременно изменчивостью и стабильностью. Движение характеризуется одновременно и прерывностью, и непрерывностью, абсолютностью и относительностью. Оно включает в себя как свой момент покой. Покой - это равновесие, устойчивость вещи, сохранение вещью известного состояния в пространстве и во времени. Покой по характеру относителен; движение - абсолютно. Ф. Энгельс выдвинул пять основных форм движения: 1. механическую (перемещение тел в пространстве под действием внешней силы); 2. физическую (движение молекул); 3. химическую (движение атомов); 4. биологическую; 5. социальную (общественные отношения). Между этими формами движения существует связь: каждая предшествующая форма обуславливает появление последующей и включается в нее. Материя существует только в движении, а также в пространстве и во времени. Это объективные формы существования материальных объектов.

    Понятие пространства выражает: 1. взаимное расположение объектов; 2. способность их занимать место, иметь размеры и объем; 3. свойство объектов иметь форму. 

    Понятие времени выражает: 1. длительность существования предметов и процессов; 2. порядок следования одного за другим; 3. ритмичность, смену состояний.

    Пространство и время существуют объективно, т.е. они не зависят ни от бога, ни от человеческого сознания. Пространство и время обладают общими свойствами и специфическими, присущими каждому из них. Общими свойствами для них являются: объективность, всеобщность, универсальность, несотворимость и неуничтожимость, конечность и бесконечность, прерывность и непрерывность. Свойства, присущие только пространству: трехмерность, однородность, изотропность, протяженность, обратимость. Свойства, присущие только времени: неповторяемость, однонаправленность, асимметрия, анизотропность.

    В истории науки и философии сложилось две концепции понимания пространства и времени: субстанциальная, связанная с именем И. Ньютона, и релятивистская, предложенная А. Эйнштейном. Домарксовский материализм (и Ньютон тоже) считал, что пространство и время ни с чем не связаны и существуют в «чистом» виде, а значит они всегда неизменны. А. Эйнштейн показал в теории относительности, что пространство и время тесно связаны с материальными объектами, с их свойствами, и если материальные тела изменяются, то вместе с этим изменяются пространственно-временные характеристики тела. В частности, Эйнштейн выяснил, что у движущегося с большой скоростью объекта, его размеры уменьшаются, а время для него замедляет свое течение. Также он выяснил, что вблизи больших тяготеющих масс пространство искривляется, становится неевклидовым, а время замедляет свой ход.

    Философский смысл таких представлений о пространстве и времени в том, что они существуют объективно по отношению к сознанию, но тесно связаны друг с другом и с материей, ее свойствами, изменяясь вместе с изменениями материи. В этом и заключается единство мира.

    Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Основные принципы, категории и законы бытия.Еще с древних времен люди пытались понять, вечен и неизменен мир или же он изменчив и находится в движении и развитии? Ответ на этот вопрос дает диалектика - учение о развитии мира, о взаимодействии и взаимозависимости всего существующего во Вселенной. Диалектика рассматривает наиболее общие закономерности развития, взаимосвязи и взаимозависимости в мире. Ф. Энгельс выделяет объективную диалектику и субъективную. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире, а субъективная диалектика отражает в сознании объективный материальный мир, а значит, и объективную диалектику. Субъективная диалектика - это движение и развитие мышления и понятий. Объективная диалектика первична, субъективная - вторична, отражение объективной, зависит от нее.

    Диалектика, как система знаний о развитии мира, помогает получать новое знание об окружающей действительности. Следовательно, диалектика выступает также в качестве метода изучения мира. Она предлагает изучать мир в историческом плане, учитывая все взаимодействия, взаимозависимости и взаимосвязи изучаемого объекта. Только таким образом можно получить исчерпывающее знание об объекте.

    Диалектика - не единственное учение о развивающемся мире. Существуют альтернативные диалектике учения: метафизика, догматизм, софистика, эклектика.

    Материалистическая диалектическая философия основывается на принципе всеобщей связи и взаимодействия и на принципе развития. Всеобщность связи означает, что возникновение, изменение, развитие любых явлений и материальных объектов возможно не в обособленном состоянии, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими явлениями и материальными системами. Связи между объектами и явлениями могут быть внутренними и внешними, существенными и несущественными, закономерными и случайными, а также многими другими. Взаимодействия могут быть механическими, физическими, химическими, биологическими, социальными, т.е. общественными. Сущность принципа развития в том, что все существующее находится в беспрерывном изменении, возникновении, уничтожении, развитии. Развитие характеризуется изменением от простого к сложному, от низшего к высшему (прогресс) и, наоборот, от высшего к низшему и простому (регресс). Такое развитие носит необратимый характер. Также существуют обратимые процессы развития - круговороты.

    Диалектика выработала свои собственные категории, в которых отразились наиболее общие закономерности развития окружающего мира. Категории в диалектической философии - это предельно общие понятия, в которых отражаются универсальные, присущие всем предметам и процессам действительности связи и отношения. В этом их главное отличие от категорий, терминов и понятий частных наук, которые отражают связи и отношения отдельных областей мира, его сторон и процессов. Поэтому категории одних наук неприменимы в других науках. Категории диалектики применимы во всех науках в силу присущей им всеобщности. К основным категориям диалектики относятся: единичное, особенное и всеобщее, причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; сущность и явление; часть и целое;элементы, структура, система.

    Наряду с категориями диалектика сформировала свои собственные законы, посредством которых и показывает, как происходит развитие в мире, в силу каких причин и в каком направлении. Законы диалектики выражают самые общие, глубинные и универсальные связи и взаимодействия в природе, обществе и мышлении. Центральное место среди законов диалектики занимает закон единства и борьбы противоположностей. Он показывает источник развития материального мира. Поэтому В.И. Ленин назвал его ядром, сутью диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в признании того, что все предметы природы и явления общественной жизни необходимо порождаются внутренними противоречиями, лежащими в основе процесса изменения. Поэтому развитие есть саморазвитие. Внутренний источник развития и показывает этот закон.

    Механизм развития показывает закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон показывает, как происходит развитие, каким путем возникает новое и заменяется старое, отжившее. Закон разъясняет, что количественные изменения приводят к новому качественному состоянию объекта. Связующим элементом между количественными характеристиками объекта и его качеством является мера, т.е. та граница, до которой качество остается «безразлично» к количественным изменениям. Мера - это предел, который сохраняет данное качество. Если количественные изменения нарушают меру, то происходит переход к новому качеству. Этот переход осуществляется в форме скачка. Поэтому скачок и есть механизм развития, коренное преобразование вещи. Скачки могут быть быстрыми, постепенными, взрывными, плавными, эволюционными, революционными.

    Направление развития показывает закон отрицания отрицания. Он выражает не только направленность развития, но и определенную последовательность прохождения различных стадий развития, вскрывает его циклический характер, его основные тенденции, характеризует присущие развитию поступательность и в то же время преемственность и повторяемость, утверждает неодолимость нового. Закон рассматривает отрицание как необходимый момент всякого развития, как момент связи между старым и новым. Отрицание одновременно и негативно, и позитивно. Новое, возникшее как отрицание старого, со временем само отрицается другим новым. Поэтому этот закон рассматривает развитие как процесс диалектического отрицания старого, отжившего, но с сохранением полезного, нужного, положительного. Модель такого развития - спираль. В ней видна прогрессивная направленность развития.

    Взятые в единстве, категории, принципы и законы диалектики объясняют наиболее общие особенности развития материального мира.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.