Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 19. Старинные вокальные формы



Лекция 19. Старинные вокальные формы

§1. Общая характеристика

В эпоху барокко использовались вокальные формы как светского, так и религиозного содержания. Центральное место – циклические произведения: месса, пассионы, кантата, оратория, опера. Из малых форм важное значение (как часть циклов) приобретает ария как жанр и как форма.

§2. Форма бар

Являясь основной из форм протестантского хорала, форма бар оказала значительное влияние на многие формы более поздних эпох. Бар состоит из трёх различных по словесному тексту разделов, первые два из которых одинаковы по музыке и называются штоллен (Stollen) или стола, а третий музыкально иной и называется абгезанг (Abgesang) или припев. Возможные варианты схем формы бар:

                  Stollen              Stollen              Abgesang

текст:       A                   B                   C

музыка:    a                    a                    b

   или:  a                    a                    ba

Обычно абгезанг больше, чем один штоллен, но меньше суммы двух, хотя бывают и другие пропорции. (см. Страсти по Иоанну №№9, 20, 21, 40, 52)

§3. Форма арии

Зародившись в жанре оперы, ария проникает во все циклические вокальные произведения как форма одной из частей. Формы арии многочисленны, зависят от стиля эпохи, национальной школы или конкретного композитора. Подробно рассмотрим разновидности арий в творчестве И.С. Баха.

В баховских ариях наблюдается теснейшее взаимодействие вокального и инструментального начал (при преобладании последнего). Экспонирование тематического материала как правило излагается инструментально. Часто по ходу развития в арии периодически появляются чисто инструментальные разделы с главной темой, традиционно называющиеся ритурнелями. Роль ритурнелей может быть различной.

Выделяются следующие формы:

1. Малые формы, где главная тема сначала излагается инструментально (период или форма типа развёртывания), а затем становится основанием вокально-инструментальной формы из двух и более частей, после которой вновь возвращается в инструментальном варианте (малая вокально-инструментальная форма с инструментальным обрамлением). Нередко возвращение начального инструментального раздела происходило в неизменном виде, и не выписывалось (Dal segno). См. Ария №36 из оратории «Мессия» Генделя.

2. Малые формы, где вокально-инструментальные разделы являются варьированным повторением инструментальных. Система повторений бывает различной. Например, схема арии №57 из Рождественской оратории Баха:

3. Вариационная форма в арии также встречается, в основном в виде бассо остинато. Специфика в чередовании вокальных и инструментальных разделов.

4. Концертная форма. Принцип неоднократного проведения главной темы (изложенной инструментально) в противопоставлении менее устойчивым вокально-инструментальным построениям близок концертной форме, где противопоставляются tutti-soli. Необходимые условия этой формы:

а) инструментальная тема должна сохранять главенствующее положение на протяжении всей арии;

б) вокально-инструментальные интермедии должны хотя бы тонально противостоять более устойчивой инструментальной теме. См. Арию с хором №48 из Страстей по Иоанну.

5. Старосонатная форма в арии. Особенности.

а) начальная инструментальная тема всегда имеет смысл главной партии (в форме развёртывания одночастной или двухчастной, предложения или обычной простой двухчастной);

б) с вступлением вокальной партии возможны два варианта: повторение темы с каденцией в основной тональности (удлинение главной партии) или повторение с модуляцией в побочную тональность (у вокального раздела функция связующей партии);

в) побочная партия может быть изложением главной партии с новым вокальным контрапунктом или её варьированным вокально-инструментальным проведением, чаще в доминантовой тональности; иногда появляются зачатки новой темы в ПП;

г) иногда в конце первой части ГП проводится в тональности заключения ПП, что играет роль заключительной партии;

д) развивающая часть может состоять из одного или двух разделов, замкнутых каденциями в побочных тональностях;

е) реприза бывает полной или сокращенной.

См. №11 из Страстей по Иоанну.

6. Ария Da capo – самый распространённый вариант формы. (см. лекцию по сложной трёхчастной форме). Страсти по Иоанну, №32.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.