|
|||
Эдгар По (1809 – 1849 гг.)Эдгар По (1809 – 1849 гг.) Поэт, прозаик, критик, редактор; «человек, плененный тайнами жизни» и «охваченный святой страстью понять душу свою» (М. Горький); один из первых профессиональных писателей США, живший исключительно литературным трудом: художник хотя и знавший приливы популярности, но не сразу понятый и оцененный на родине. Одно из ранних произведений «Ворон» — самое прославленное и популярное стихотворении По, определившее основу его прижизненной и посмертной славы. Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом «Рукопись, найденная в бутылке» (1833), получившим премию на конкурсе «Сатердей курьер». Один из членов жюри подметил главную собенность дарования По-прозаика: «Логика и воображение сочетались тут в редкой соразмерности». Сила подробностей у По характерна для самой многочисленной группы новелл — тех его «арабесок», которые ближе всего к европейской романтической традиции. Художественный смысл таких рассказов, как «Ли-гейя» (1838), «Падение дома Ашеров» (1839), «Маска Красной смерти» (1842), «Колодец и маятник» (1842), «Черный кот» (1843), «Бочонок амонтильядо» (1846), конечно, отнюдь не исчерпывается картинами ужасов, физических и душевных страданий, вообще «уклонений от природы», по выражению Ш. Бодлера. Изображая различные экстремальные положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира. Первый свой изданный сборник рассказов Эдгар По назвал «Рассказами гротесков и арабесок». Нередко литературоведам и критики рассказы Эдгара По называют «страшными». С равным основанием их можно назвать «рассказами тайн и ужасов». Когда Эдгар По писал свои рассказы, подобный жанр был а Америке широко распространен, и он знал его особенности и лучшие его образцы, знал о его популярности и причине успеха у читателя. Сила воображения является резкой особенностью писателя. Она позволяла Эдгару По с решительным успехом широко мистифицировать читателя. Об этой способности и склонности По можно говорить приводя в пример его «Историю с воздушным шаром» — рассказ-мистификацию, в котором выдумка о перелете воздушного шара 118 Европы в Америку оказалась столь правдоподобной, что вызвала сенсацию. Достоевский обратил внимание на весьма важный содержательный элемент самых невероятных рассказов Эдгара По. «Он, — писал Достоевский, — почти всегда берет саму исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностию рассказывает о состоянии души этого человека». Очень часто — души, объятого ужасом, который испытывал сам Эдгар По. Рассказы «Золотой жук», «Убийства на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Украденное письмо», героем которых является детектив-любитель Ш. Огюст Дюпен. Преступления случались на протяжении всей истории человечества, и всегда были за гранью нормы, всегда человечество искало преступника и подвергало его основанному на законе наказанию. Тогда встает вполне закономерный вопрос, почему описание убийства и его расследование появилось только в XIX веке (здесь можно назвать точную дату вплоть до месяца выхода книги из печати). Эдгар Аллан По, опубликовавший в 1842 году рассказ «Убийства на улице Морг», который и стал первым и наиболее каноничным образцом детектива. История, изложенная в этом рассказе, гениально презентует миру два ключевых принципа литературного детектива, которые до сих пор регулярно используются в произведениях этого жанра: великий сыщик, превосходящий своим интеллектом законных блюстителей закона и запертая комната или нереальное преступление, выходящее за рамки обыденного. В целом ряде других рассказов Эдгара По есть многочисленные элементы, которые авторы детективной литературы с большим удовольствием использовали в своих классических произведениях: тюремное заключение и побег («Колодец и маятник»), на более сложном психологическом уровне погребение заживо или разум попавший в собственную ловушку («Бочонок амонтильядо», «Падение дома Ашеров»). Но главным достижением Эдгара По, критики считают создание образа великого детектива. Именно гениальный сыщик мог распутать как сложные головоломки, так и простое нагромождение фактов. Огюст Дюпен сочетал в себе рациональный мозг математика и гениальное воображение поэта, без которого было просто невозможно вырваться за рамки шаблонной полицейской процедуры. Эдгар По хорошо прочувствовал и представил миру образец, которому оставалось лишь подражать. Марк Твен. (1835—1910 гг.) Настоящее имя - Сэмюел Ленгхорн Клеменс. Популярность Твена при жизни была велика — не померкла и после. Что же касается его признания литературной критикой, то здесь ему повезло значительно меньше. Его современники в США восхваляли его как "бесподобного развлекателя публики", "непревзойденного мастера шутовских колокольчиков". Его лучшие произведения: "Старые времена на Миссисипи" (1875), "Приключения Тома Сойера" (1876), "Приключения Гекльберри Финна" (1885), "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889). Хемингуэй писал: "Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн".
|
|||
|