Урок окружающего мира. в 1 классе. по теме «Когда придет суббота?». обучающие. развивающие. воспитательные. Учебные материалы.
МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира
в 1 классе
по теме «Когда придет суббота?»
Урок разработала и провела
Рубцова Светлана Максимовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2013 год
Тема урока.Когда придет суббота?
Цель урока.Сформировать представление о последовательности дней недели, различать прошлое, настоящее и будущее.
Задачи:
обучающие
· формирование представления о времени и его составляющих – настоящем,
прошлом и будущем;
· систематизация знаний о днях недели;
развивающие
· развитие мышления, речи, памяти, познавательных интересов;
· развитие умения работать в парах;
воспитательные
· воспитывать бережное отношение ко времени, к природе, трудолюбие,
взаимопомощь, любовь к малой Родине, чувство патриотизма.
Тип урока.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Формы работы на уроке.Фронтальная, парная.
Учебные материалы.
· Карточки с понятиями – время; прошлое, настоящее, будущее; было, сейчас, будет; сегодня, завтра, вчера;
· «Толковый словарь русского языка» Ожегова;
· Интерактивная доска, презентация, диафильм;
· Листы с «лентой времени» для работы в парах;
· Лесенка успеха, человечки.
Этапы урока
| Комментарии
| I. Самоопределение к деятельности.
Если вам нравится учиться в школе – хлопните! Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь! Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!
| Обеспечивает комфортную обстановку для работы на уроке, готовит обучающихся к сотрудничеству, формирует личностные УУД.
| II. Актуализация знаний.
Слайд 2 - на экране Муравьишка
- Поднимите руку, кто знает, как зовут этого любознательного муравья.
- За что его назвали Вопросиком?
- А кто отвечает на его вопросы?
Слайд 2- на экране появляется Мудрая Черепаха
-Муравьишка и сегодня пришёл к нам с вопросами.
(Звучит аудиозапись)
Слайд 2 - на экране слова: КОГДА ПРИДЁТ СУББОТА?
III. Постановка учебной задачи.
-Что надо знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Сегодня на уроке кто-то узнает что-то новое, а кто-то повторит и закрепит свои знания.
| Данный этап призван сориентировать и направить обучающихся на работу, обеспечить мотивацию учения, постановку проблемной задачи. Применение ИКТ формирует познавательные УУД.
Формирование познавательных УУД.
| IV. «Открытие» учащимися новых знаний.
1. Работа с загадкой.
-Отгадайте загадку.
Слайд 3 - на экране – загадка
Оно весь век бежит вперёд,
И никогда не устаёт.
(на доске - ВРЕМЯ)
2. Работа с «Толковым словарем»
- Что мы знаем о времени? Где можно найти определение понятия ВРЕМЯ?
Учащиеся читают определение из «Толкового словаря» Ожегова.
О многозначности слова.
- Что ещё можно сказать о времени?
3. Работа с учебником
- Прочитать в учебнике (стр. 8, 2 строчки, начиная «Время постоянно бежит…»)
- Какие слова выделены в тексте?
На доске прикрепить: прошлое настоящее будущее
- Как разобраться со смыслом этих слов? Прочитать следующие две строчки в учебнике.
Настоящее – это то, что сейчас.
Прошлое – это то, что было.
Будущее – это то, что будет.
На доске прикрепить: было сейчас будет
V. Первичное закрепление новых знаний.
1. Чтение детьми стихов о времени(прошлом, настоящем, будущем).
2. Работа с иллюстративным материалом учебника.
- Рассмотрите иллюстрации на стр. 8.
- Как вы думаете: где художник изобразил настоящее, где – прошлое и будущее? Почему вы так решили?
3. Работа с электронным пособием к учебнику Плешакова «Окружающий мир»– задание 1.
4. Закрепление темы урока на краеведческом материале.
- Время касается не только людей, но и городов, сел. Вот и нашего села коснулось время. Слайд 4 В какое время переносит нас эта фотография? Почему так решили? А следующая? А теперь?
5. Проверка выбора ответа на компьютере.
Слайд 5
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1. Работа в парах. (На листочках)
- На рисунке художник изобразил время в виде длинной ленты, которая называется «лента времени».
- Цифрами обозначить последовательность событий.
(Фронтальная проверка)
- Как вы понимаете значение выражения «Время здоровью помогает»? (вовремя ложиться спать, вставать, делать зарядку)
Физминутка. «Какие мы?»
2. Работа в тетради: стр. 6 №1
Обведи зеленым карандашом принадлежности прошлого, а красным – чем мы пользуемся сейчас. (Взаимопроверка в парах)
3.Защита работ с предварительной подготовкой дома.
(Перед уроком было дано опережающее задание – нарисовать школьные принадлежности будущего).
4. Работа с карточками.
- Распределите данные слова по временам: СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ВЧЕРА
| На этом этапе развивается мышление детей, умение анализировать предметы и явления окружающей действительности, повышается интерес к процессу учения.
Формирует у обучающихся информационные познавательные УУД.
Помогает управлять познавательной деятельностью обучающихся, раскрывает основные понятия, учит детей рассуждать и делать самостоятельные выводы,
формирует познавательные и регулятивные УУД.
Работа с карточками способствует развитию зрительного восприятия, умения устанавливать соответствие между понятиями.
Чтение и прослушивание стихов развивают память, слуховое восприятие, формируют познавательные, коммуникативные УУД.
Этот этап урока позволяет проверить полноту и осознанность усвоения изученного, сформировать регулятивные и познавательные УУД.
Применение ИКТ вовлекает детей в обсуждение проблемных вопросов, позволяет формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Формирует личностные, коммуникативные УУД.
Регулярное проведение физминуток предотвращает утомление и способствует сохранению работоспособности и укреплению здоровья детей в целом.
Позволяет проверить усвоение изученного материала, формирует познавательные, регулятивные УУД.
Развитие воображения, речи, творческих способностей детей, формирование личностных и коммуникативных УУД.
Развитие логического мышления, проверка усвоения изученного материала.
| VII. «Открытие» новых знаний.
- О времени говорят по-разному. Оно может «лететь», а может и «ползти». Слайд 6
1. Беседа о днях недели.
- Когда мы чего-то ждем, то, кажется, что время еле-еле проходит. Сравните учебную неделю и неделю каникул. Какая из них длиннее?
- Из чего состоит неделя?
- Сколько дней в неделе?
- Как они называются?
- Почему они так называются, вы узнаете из стихотворения «Гусеница».
2. Стихотворение «Гусеница»Слайд 7 – 14
VIII. Закрепление полученных знаний.
1. Физкультминутка «Дни недели»Слайд 15 – 21
2. Работа в тетради. Стр.7 №2
Один ребенок работает на компьютере в режиме создания презентации – перетягивает номера на соответствующие дни недели.Слайд 22
(Дети в тетрадях)-Пронумеруйте названия дней недели. (Проверка по слайду)
– Какой сегодня день недели? Раскрасьте красным цветом.
– Какой день недели был вчера? Раскрасьте синим цветом.
– Какой день будет завтра? Раскрасьте зелёным цветом.
- Какой по счету день недели – пятница? А суббота?
- Сколько дней должно пройти с сегодняшнего дня до субботы?
- Сколько дней в двух неделях?
3. Показ диафильма по книге З. Александровой «Новая столовая».
- У кого из вас висит кормушка?
- Зачем вы ее повесили?
IX. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
-Назовите ещё раз дни недели по порядку.
-Почему среда выделена? (среда – сегодня)
Слайд 23 - на экране появился Муравьишка)
- Ребята, о чём нас спрашивал Муравьишка? (Когда придёт суббота?)
–Давайте ответим на его вопрос. (Через два дня, на третий)
- А нам в жизни надо знать названия дней недели, их последовательность? Где в жизни мы с ними встречаемся?
X. Рефлексия.
- Прикрепите своего человечка на ту ступеньку лесенки успеха, как вы считаете:
· Если все поняли - зеленая ступенька (доволен собой)
· Если еще не до конца все понятно – желтая ступенька (еще сомневаюсь)
· Если совсем не поняли тему урока – красная ступенька (надо постараться и успех будет).
Слайд 24.
| Осуществляется метапредметный подход (связь с русским языком).
Данный этап урока способствует формированию коммуникативных и познавательных УУД.
Применение ИКТ способствует развитию памяти, слухового и зрительного восприятия, организует внимание обучающихся и активизирует познавательную деятельность, формирует познавательные УУД.
Данная физминутка позволяет детям не только отдохнуть, но и лучше запомнить изучаемый материал.
На данном этапе дети учатся осуществлять самоконтроль, корректировать неверные ответы одноклассников, происходит формирование личностных, коммуникативных и регулятивных УУД.
Метапредметная связь с математикой.
Созданный под руководством учителя диафильм направлен на закрепление изученного материала, воспитание бережного отношения к природе, формирование личностных и коммуникативных УУД.
Решение проблемной задачи, поставленной в начале урока, формирование регулятивных УУД.
На этапе рефлексии происходит осознание обучающимися уровня освоения изученного.
|
|