Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древнего Востока.



 

 

ЛЕКЦИЯ № 3Предыстория городских цивилизаций

Древнего Востока.

 

 

Понятие «древний Восток» менялось в отечественной науке параллельно процессу накопления фактических данных, прежде всего, благодаря бурно развивавшейся в двадцатом веке археологии. Так если изначально в это понятие включался обширный регион простиравшийся «от Кавказского хребта и Средней Азии до Персидского залива, Южной Аравии, страны африканских озёр, от рубежа Ирана и Индии до Геракловых столбов (Гибралтара)», то впоследствии, его географические рамки значительно расширились, вобрав в себя Индию и Китай.

Чем же в нынешнем понимании является «древний Восток» и какова его роль во всемирной истории человечества?

История древнего Востока – есть история наиболее ранней социальной стратификацией на всей земле. В Европе лишь цивилизации, возникшие на островах и полуостровах Эгейского моря, могут быть соотнесены с наиболее поздними древневосточными цивилизациями. В тоже время история этого региона важнейший этап в культурном развитии человечества, поскольку именно здесь зародилась наука, литература, философская мысль, изобразительное искусство, впервые была создана письменность, в том числе и алфавитное письмо. Из этого региона по миру распространилась культура земледелия, одомашнивания скота, металлообработки и ещё многое другое. Наконец именно здесь возникли первые в человеческой истории города. В итоге, можно сказать, что история Древнего Востока это история древнейших на земле цивилизаций, достижения и деградация которых, прямо или косвенно, отразились на всём последующем развитии человечества.

Первыми из известных истории городов принято считать Иерихон и Чатал-Хююк. Первый из них, исследователи относят к VII, а второй, к концу VII – первой половине VI тысячелетия до х.э. Они были ткрыты археологами К.Кеньоном и Дж.Меллартом, соответственно, эти центры раннеземледельческих поселений палестинских и анатолийских неолитических племён, в собственном смысле слова, городами не являются. Однако, представшие взорам наблюдателей, колоссальные, для своего времени, градостроительные достижения, невольно заставили назвать их городами.

Иерихон, прежде известный лишь по библейским текстам, представлял собой достаточно значительное поселение с прямоугольными строениями, полы в которых были тщательно обмазаны глиной, и, нередко, окрашены красным или кремовым, цветом. Но самым примечательным, несомненно, являются его укрепления. Иерихон окружала стена из бутового камня толщиной в 1,7 метра и сохранившаяся на высоту до 4 метров, а наряду с этим, сохранилась ещё и башня, достигающая высоты 8 метров и тоже возведённая из бутового камня. Открытие этого древнейшего образца фортификации стало для учёных большой неожиданностью, поскольку прежде считалось, что стычки между столь первобытными племенами были всего лишь случайными драками из-за женщин или охотничьих угодий, что подтверждалось этнографическими наблюдениями над наиболее архаичными племенами нашей планеты. И это позволяет думать, что в Палестине того времени, условия жизни были настолько тревожны, а формы воспроизводства продукта достаточны, чтобы побудить древние общины уделять время, силы и средства фортификационному строительству.

Несколько иначе, по всей видимости, дело обстояло в равнине Коньи расположенной в центре Малой Азии, которая была густо заселена земледельческими общинами. Сегодня известны остатки 22 таких общинных поселений, центром которых, был Чатал-Хююк. Это было весьма внушительное по тем временам поселение, охватывающее площадь в 12 га, обходившееся, однако, без фортификации, хоть в какой-то мере сопоставимой с той, что отличала Иерихон. А это заставляет думать, что для окружавших его общин Чатал-Хююк служил своеобразной столицей, которая состояла из многочисленных небольших глинобитных домов, тесно примыкавших друг к другу, так что образовывались значительные жилые массивы.

Чатал-Хююк является прекрасным образцом высокого уровня развития культуры анатолийских раннеземледельческих племён. Признаки увеличения благосостояния и даже досуга заметны здесь едва ли не во всех областях. Недаром в женских погребениях обнаруживаются многочисленные и разнообразные украшения и предметы туалета, вплоть до обсидиановых зеркалец, появление которых столь же показательно, как и появление первых ложек. Многочисленные святилища поражают убранством интерьера, где многоцветные росписи сочетаются с глиняными барельефами и горельефами, зачастую покрытыми затейливым орнаментом. О высоком художественном мастерстве свидетельствуют и превосходные глиняные и каменные статуэтки обнаженных полных женщин, по всей видимости, отражавших культовые представления населения о плодовитой женщине-матери, покровительнице животных и растений. Огромную роль наряду с этим играл культ быка, чьи изображения и символы - то в виде красочных фресок, то в виде глиняной бычьей головы, а то, и просто бычьих рогов и черепа – весьма часто встречаются святилищах Чатал-Хююка. И что особенно важно подчеркнуть, таких святилищ, с богатым внутренним убранством было обнаружено больше тридцати.

В VII тысячелетие до х.э. в горах Загроса также возникают устойчивые поселения, наиболее изученным из которых, является Джормо в иракском Курдистане. А к VI тысячелетию до х.э. они уже обнаруживаются и в Центральной Азии, точнее в отрогах Копетдага, где самым значительным из них является поселение Джейтун. К концу V тысячелетия до х.э. на Южном Кавказе появились небольшие устойчивые поселения, типа Кюль-тепе на Араксе, где построенные из глины и сырца дома, круглой и овальной формы, тесно лепились друг к другу. Но все они, ещё в меньшей степени могут считаться городами.

Города в собственном смысле этого понятия появляются лишь в IV – начале – III тысячелетия до х.э. в Месопотамии (Двуречье), где зародилась первая в истории человечества цивилизации (от латинского сивесс – «гражданин», сивилисс – «гражданский», сивитасс – «гражданская община, город»). Именно в её лоне начнёт формироваться древнее общинно-гражданское общество, которое, в современной науке представляет собой антитезу марксистскому рабовладельческому обществу.

Однако эта месопотамская цивилизация своими корнями уходит в культуру, возникшую ещё в VI тысячелетии до х.э. в бассейне Верхнего Тигра и распространившейся по Верхнему Евфрату. Эта культура получила название Хассуна, и в ней отчётливо проступают западные элементы, восходящие к раннеземледельческой культуре Северной Сирии и Юго-Западной Малой Азии, а вместе с тем прослеживаются связи с культурой древних земледельцев-скотоводов Загроса.

Спускаясь вниз по течению Тигра, древние земледельцы вступали в зону, где количество осадков было недостаточно для выращивания устойчивых урожаев, и в результате именно здесь, едва ли не впервые в мире, начали применяться ранние формы искусственного орошения. Высшим этапом развития культуры Хассуны является ступень Самары, которую отдельные исследователи склонны выделять в самостоятельную культуру. И здесь важно отметить, что именно племена самаррской группы начинают последний этап освоения Месопотамии, продвигаясь всё дальше и дальше на юг по Тигру и Евфрату в заболоченные области Южного Двуречья.

В V тысячелетии до х.э. самарские племена сменяет население, оставившее культуру, названную археологами халафской. Важно отметить, что помимо Северной Месопотамии халафские памятники распространены также на севере Сирии и на Армянском нагорье. Халафские племена возделывали ячмень и пшеницу, разводили мелкий и крупный рогатый скот. Последний приобрёл у них особенно большое значение: изображения бычьих голов очень популярны в халафском искусстве, и, судя по всему, бык олицетворял важное божество хафских племён. В эпоху культуры Халафа появляется ещё одно интересное явление: некоторые предметы в форме розетки, пуговицы, квадрата и т.п. оттискиваются на глине (эти оттиски обнаружены); следовательно, перед нами не просто украшения, но печати, сочетающие в себе магические амулеты и знак собственности. О прогрессе металлургии свидетельствуют довольно крупные медные изделия, в числе которых имеются кинжалы и долото.

Одновременно с халафской происходит формирование сходной по уровню развития культуры и к востоку от Нижней Месопотамии, в Хузестане. Эта равнинная область, орошаемая крупными реками Карун и Керхе, географически является продолжением Месопотамской низменности, и неслучайно, история располагавшегося здесь впоследствии государства Элам, будет теснейшим образом связанна с историей Нижней Месопотамии. На территории будущего Элама известен целый ряд памятников с остатками нарядной керамики украшавшей повседневный жизнь этих скотоводческо-земледельческих общин, на протяжении второй половины VI и всё V тысячелетие до х.э.

В последней трети V тысячелетия до х.э. в Нижней Месопотамии складывается убайдская культура, сыгравшая большую роль в истории древнего Востока. Центрами этой культуры были монументальные храмы на платформах, игравших роль центров административной и хозяйственной координации. И опять-таки следует подчеркнуть, что культура Убайда и последовавшая за ней культура Варки в различных местных вариантах были общими для всех земледельческих областей Передней Азии.

Сходные черты проступают и в последовательно сменяющихся культурах соседнего Элама. В долинах рек Каруна и Керхе в это время существует несколько десятков поселений, центральным из которых, становиться окруженное глинобитными стенами и достигающее 800 метров в длину поселение Сузы. В центре этого поселения возвышался монументальный культовый комплекс, остатки террасы которого были обнаружены археологами.

В итоге можно заключить, что люди, принадлежавшие к культуре Плодородного полумесяца и предгорий прошли между VIII и IV тысячелетием до х.э. такие этапы развития в истории человечества, что это позволило им намного обогнать тех, кто обитал в лесной зоне, как к северу, так и к югу, от указанного региона.

История же первых подлинных цивилизаций мира 1У – 11 тысячелетия до Р.Х. – это в первую очередь история долины Евфрата (Нижней Месопотамии или Южного Двуречья, ныне Ирак), долины Керхе и Каруна (Элама) и долины Нила (в Египте), а затем уже и сопредельных с ними стран (догреческая на островах эгейского моря). Несколько позже возникли цивилизации в долине Инда (ныне в Пакистане), и только к середине 11 тысячелетия до Р.Х. в долине Хуанхэ (Китай).

Именно с их присутствием и перемещением по поверхности Евразии связанно становление и развитие древних цивилизаций относящихся к IV – II тысячелетия до х.э. Это в первую очередь, история долины Евфрата (Нижняя Месопотамия), долины рек Керхе и Каруна (Элам) и долины Нила (Египет), а затем уже и сопредельных с ними стран (островов Эгейского моря). Несколько позже возникли цивилизации в долине Инда (Пакистан), и только к середине II тысячелетия до х.э. в долине Хуанхэ (Китай).

 

Рубеж IV – III тысячелетия до х.э. современная наука рассматривает как первоначальный этап становления шумерской цивилизации воплотившейся в шумерскую государственность, неразрывно связанную с возникшими здесь городами, которые были связанны сетью магистральных каналов. И довольно быстрый расцвет государства Шумера был, по мнению исследователей во многом обусловлен созданием и правильной эксплуатации этих больших магистральных каналов.

Города образовывались путём сселения жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения всей округе в один город, как правило, не доходило, так как жители такого города не могли бы обрабатывать поля в радиусе более чем 15 км и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросить. Поэтому в одной округе возникало три-четыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным: здесь располагались центр общих культов и администрация всей округи. Такую округу по образцу соответствующего греческого термина, привившегося в египтологии, принято условно называть «ном»; но по-шумерски она называлась «ки». Каждый «ном» или «ки» был прообразом первичного государства, которое зачастую именуют «город-государство». Однако правильнее было бы именовать его «номовым государством», поскольку оно включало не один город, а чаще несколько соподчинённых больших территориальных общин - городов.

Огромное значение в становлении и последующей общественно-политической и экономической жизни таких государств играли храмы. Причём их значение не ограничивалось тем, что верховный жрец стоял во главе администрации «номовой» общины, и во главе ирригационной системы. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать большие запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий, и всё это ещё пополнялось добровольно-обязательными жертвенными дарами (фактическими налогами). Но все эти материальные ценности шли не на нужды служителей храма, имевших отдельное содержание от общины, а именно на общественные нужды.

На сегодня исследователям известен факт существования около 20 номов, центрами которых являлись храмы воздвигнутые в честь богов-покровителей, поклонение которым служило. В том числе, целям идентификации людей, принадлежащих к тому или иному ному. Это расположенные :

1. в долине Диялы, центр-Эшнуна, общинное божество (о.б.) – Тишпак;

2. у раздвоения Евфрата и Ирнины, ц.-Сиппар, о.б. - Уту (Шамаш);

3. на канале Ирнина, ц. Куту, о.б. - Неунугал (Нергал);

4. на Евфрате, ц.Киш, о.б. – Забаба;

5. ниже слияния Евфрата с Ирниной, ц.Кеш;

6. на верхнем Евфрате, Ниппур, о.б. - Энлиль (Эллиль);

7. на среднем Евфрате, Щуруппак, о.б. – Шуруппак;

8. на нижнем Евфрате, Урук, о.б. - Ан (Анну) и Инана (Иштар);

9. в дельте Евфрата, Ур, о.б. – Нанна;

10. на верхнем отрезке Итурунгаля, Адаб, о.б. - Дингирмах.

11. на нижнем отрезке Итурунгаля, Умма, о.б. - Шара.

12. на русле канала от Тигра, Ларака.

13. на И-Нина-гене, Лагаш.

14. местоположение неизвестно, Акшак или Укушук.

Вне Нижней Месопотамии следует назвать:

15. на среднем Евфрате, Мари, о.б. – Даган;

16. на среднем Тигре, Ашур, о.б. – Ашур;

17. по дороги от Диялы в Элам, Дер, о.б. - Иштаран.

И хотя в Южном Двуречье не существовало полного государственного единства, здесь всё же существовала культурная общность распространявшейся не, только на шумеров, чья этнолингвистическая принадлежность до сих пор не установлена, но отчасти, а с течением времени, всё больше и больше, и на людей семитского языка. Об этом свидетельствует общее самоназвание – «черноголовые», общий для всего Двуречья культ верховного бога Энлиля в Ниппуре, с которым были соотнесены все местные общинные культы и генеалогии божеств.

С возникновением же шумерской письменности, первой в истории человечества, это единство значительно укрепилось. Особенно интересно, что система шумерской письменности при всей её сложности и разобщённости отдельных политических центров, практически тождественна во всех областях страны. Тождественны и использовавшиеся учебные пособия – перечни знаков, без изменений переписывавшиеся вплоть до второй половины III тысячелетия до х.э. Создаётся впечатление, что письменность была изобретена не просто единовременно но даже одномоментно, в одном центре и оттуда в готовом и неизменном виде распространена по всем «номам» Двуречья.

В итоге сформировалось межгосударственное объединение – культовый союз шумеров, центром которого был город Ниппур (шумер. Нибуру, ныне Ниффер), и исследователи не исключают, что поначалу именно «ном» Ниппур назвался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля, который чтился как верховный бог ещё в течении тысячелетия всеми шумерами и восточными семитами, хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое время, ни судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.