|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ Финансы - категория историческая, экономическая и политическая. Наука о финансах изучает экономические отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов. Сущность финансов, их роль и назначение определяются природой и функциями государства, способом производства, характером производственных отношений. Финансовая система государства состоит из централизованных (бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит) и децентрализованных финансов (финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и страховые фонды). Главным звеном финансовой системы является крупнейший централизованный фонд, находящийся в распоряжении правительства - государственный бюджет. В соответствии с законом «Бюджетный кодекс Российской Федерации», утвержденным 31.07.98 № 145-ФЗ, бюджетная система представляет собой совокупность республиканского бюджета (федерального), республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований РФ. Доходы бюджета выражают экономические отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования бюджетных фондов. В условиях рыночной экономики система доходных поступлений базируется на налоговой системе. К доходам бюджета относят также текущие поступления по эксплуатации государственной и муниципальной собственности и капитальные доходы от продажи собственности. Расходы бюджета выражают отношения, складывающиеся при распределении бюджетных фондов и использовании денежных средств, в соответствии с основными функциями государства. Бюджет каждого уровня в Российской Федерации имеет собственную расходную базу и порученные ему для финансирования задачи. Превышение доходов бюджета над его расходами называется бюджетным профицитом, а расходов над доходами – дефицитом. Для покрытия дефицита могут использоваться как внешние, так и внутренние источники, соотношение между которыми зависит от бюджетной политики государства. Государственным кредитом называются такие экономические отношения по поводу ссужаемой стоимости, в которых государство выступает или кредитором, или заемщиком, или гарантом. С помощью государственного кредита государство, как крупнейший хозяйствующий субъект, формирует централизованные денежные фонды, которые и могут служить источником покрытия бюджетного дефицита. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на кредитные ресурсы и способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в реальный сектор, но стимулирует накопления в виде государственных ценных бумаг. И наоборот, выступая кредитором, государство увеличивает предложение кредитных ресурсов и способствует удешевлению кредитных ресурсов, что оживляет вложения в реальный сектор и, как следствие, рост предложения товаров. Выступая гарантом, государство как бы информирует реального кредитора о благоприятной кредитной истории и надежности заемщика. Страхование - деятельность по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов юридических и физических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении страховых случаев. К имущественным интересам относят: - жизнь, здоровье, трудоспособность и пенсионное обеспечение застрахованного лица (личное страхование); - владение, пользование и распоряжение имуществом (имущественное страхование); - возмещение застрахованным лицом Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательным считается страхование, осуществляемое в силу закона; его виды, условия и порядок определяются законодательными актами Российской Федерации. Обязательными в Российской Федерации являются медицинское, пенсионное, противопожарное и другие виды страхования, расходы по ним относят на себестоимость выпускаемой продукции. С 2003 г. введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта (как юридических, так и физических лиц). Добровольное страхование осуществляется в силу закона на добровольных началах на основе договора между страховщиком и страхователем. При этом принцип добровольности в полной мере характерен только для страхователя, поскольку страховщик не имеет права отказаться от страхования объекта, если запрос страхователя не противоречит условиям страхования. Страховой договор представляет собой двустороннее соглашение между страхователем и страховщиком. В процессе страхования коммерческие предприятия реализуют систему самострахования. Она представляет собой создание страхового резервного фонда за счет средств чистой прибыли, в обязательном (в акционерных обществах, кооперативах и предприятиях с иностранным капиталом) или добровольном (в других организационно - правовых формах) порядке. Исходной основой финансовой системы страны являются финансы предприятий как совокупность экономических отношений в денежной форме, возникающие у хозяйствующих субъектов в процессе расширенного воспроизводства и связанные: - с формированием и увеличением уставного капитала; - с возникновением вновь созданной стоимости в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятий; - с уплатой налогов, сборов, отчислений в бюджеты всех уровней и страховые фонды, а также получением ассигнований из бюджета, бюджетных ссуд, страховых выплат и штрафных санкций; - с хранением средств на банковских счетах, осуществлением платежей и расчетов, получением и погашением ссуд, уплатой процентов и др.; - с выплатой вознаграждения работникам; - с распределением и использованием денежных доходов по решению акционеров и пайщиков и др. С переходом российской экономики на рыночные основы развития резко возросли роль и значение налогов. Применение налогов является одним из экономических методов обеспечения увязки общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Изучение бюджетной и налоговой системы является важнейшей составной частью курса «Основы финансовой и коммерческой деятельности предприятия». Общие принципы построения налоговой системы в РФ определены федеральным законом «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)», утвержденным 31.07.98, №146-ФЗ (НКРФ). В соответствии с этим законом в РФ все налоги распределены на три группы: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований); местные налоги. Налоги являются основным источником доходов любого вида бюджета и внебюджетных фондов. Практически каждый вид налога имеет законодательное оформление.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (устанавливаются Налоговым Кодексом РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) государственная пошлина; 7) водный налог; 8) налог на добычу полезных ископаемых; 9) сборы за пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ): 1) транспортный налог; 2) налог на игорный бизнес; 3) налог на имущество организаций.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ (устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления): 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
Основные налоги и сборы Российской Федерации
(Ф) - региональные или местные органы власти устанавливают ставку в пределах федеральных ограничении; 1 - в % от контингента; 2 - по ставке (налог с разделенной ставкой).
Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении региональных или местных органов самоуправления. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение. С их помощью происходит перераспределение национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Среди внебюджетных фондов социальные фонды занимают ведущее место. Внебюджетные социальные фонды призваны обеспечить дополнительными средствами приоритетные сферы экономики и расширение социальных услуг населению. В рамках государственного бюджета социальные расходы финансируются, как правило, с большим напряжением, наличие же социальных внебюджетных фондов позволяет разгрузить бюджет от социальных расходов. В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ (ПРФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС, ТФОМС). Эти фонды предназначены для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказание бесплатной медицинской помощи, поддержки при потере трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Платежи, осуществляемые из внебюджетных социальных фондов, носят страховой характер. Они выплачиваются только при наступлении страховых случаев. Уровень страховых платежей определяется государством, оно же принимает решения об изменениях структуры и размера денежных выплат. В формировании социальных фондов много схожего. Все они основаны на страховых платежах, носят возвратный характер. Однако для каждого из государственных социальных фондов установлен свой тариф, не совпадает круг выплат, на которые начисляются взносы, есть разница в применении штрафных санкций за нарушение уплаты страховых взносов. С 1 января 2001 года страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды заменил единый социальный налог (ЕСН). Этот налог является основным источником финансирования государственного пенсионного и социального обеспечения (страхования) и медицинской помощи. С введением ЕСН государственные внебюджетные фонды (кроме Государственного фонда занятости населения РФ) не ликвидированы. Для них установлена единая налоговая база – выплаты, начисленные в пользу работников. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств государственных социальных внебюджетных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления, большей прозрачности средств и ответственности за их целевое поступление. В условиях рыночной экономики идет постоянная борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение своей доли на рынке. Неспособность организации противостоять на равных своим конкурентам ведет ее к банкротству, то есть прекращению платежей по своим обязательствам. Банкротство юридического лица может быть признано только по решению арбитражного суда, так как такое решение влечет за собой ликвидацию данного юридического лица. Общим признаком, при наличии которого кредиторы вправе возбудить в суде дело о несостоятельности должника, является трехмесячная просрочка должника по исполнению своих денежных обязательств в отношении кредиторов или по исполнению обязанностей по внесению обязательных платежей (налогов и т.д.). Для определения признаков банкротства должника учитываются размеры денежных обязательств и обязательных платежей, к которым относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в том порядке и на тех условиях, которые закреплены законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пени) и иных финансовых санкций. Основанием для возбуждения в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника, кредитора или прокурора. Решение суда о несостоятельности (банкротстве) предприятия влечет за собой его ликвидацию. Процедура банкротства предприятия регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ и другими нормативными актами. Термин «банкрот» (итал. banco — скамья, и rotto — сломанный) дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводил к тому, что его скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальных. Банкротство — сложный процесс, включающий: 1) рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным; 2) юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить деятельность физического лица или предприятия в случае банкротства, используя законодательные или практические шаги; 3) определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом, социальном и политическом плане. Условно банкротство делят на три вида: - банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией, нерациональным расходованием ресурсов и т.д.; - банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал для осуществления простого воспроизводства (даже при наличии спроса на продукцию на рынке) и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия; - банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и требуется диверсификация этого производства. На практике все три вида сочетаются в разных пропорциях общей смеси. Каждое предприятие "выбывает из игры" в силу определенных обстоятельств и причин. Различают причины внутренние и внешние. Внутренние причины имеют место внутри предприятия и связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала, внешние возникают вне предприятия и обычно находятся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 - на внутренние. Банкротство предприятия является результатом совокупного действия и тех и других факторов. Умение предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов является гарантией не только выживания, но и его процветания. К внешним факторам, влияющим на деятельность предприятия, относятся: - демографические (определяют величину и структуру потребностей, а при известных экономических предпосылках и платежеспособный спрос населения); - экономические (их состояние определяет уровень доходов и накоплений населения, а стало быть, и его покупательную способность); - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства; - отношение государства к предпринимательской деятельности, развитие и принципы государственного регулирования экономики, его запретительный или стимулирующий характер, отношение собственности (ее приватизация или национализация), меры, принимаемые к защите прав потребителя, с одной стороны, и предпринимателя (защиты конкуренции, ограничение монополизма и т.д.) - с другой; - состояние развития науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара. На этот процесс может негативно сказаться и недостаточность капиталов для реконструкции модернизации производства. Размеры финансирования на первоначальном этапе прямо сказываются на выживании малых предприятий. Большое влияние оказывает появление на внутреннем рынке иностранных конкурентов, производство товаров; - культура, которая находит проявление в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим; - неплатежеспособность должников, что делает необходимым тщательное изучение финансового состояния будущего партнера; - последствия общеэкономического спада в стране, инфляция и другие общегосударственные факторы. Не менее многочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом деятельности самого предприятия. В самом общем виде их можно сгруппировать в четыре группы: 1 – философия фирмы; 2 – принципы деятельности фирмы; 3 – ресурсы и их использование; 4 – качество и уровень использования маркетинга. Эти четыре группы включают десятки, если не сотни конкретных, действующих в каждой фирме избирательно, факторов. В ходе производственной деятельности каждый руководитель, его учредители и участники обязаны постоянно анализировать его финансово-экономическую деятельность и своевременно принимать меры по предупреждению банкротства. Процедуры банкротства способствуют преодолению кризиса неплатежей, прекращению роста просроченной задолженности и предотвращению негативных социальных последствий, связанных с кризисными процессами. Еще до возбуждения судебного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника учредителям (участникам) и собственникам имущества необходимо принимать меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Процедура, при которой должнику предоставляется адекватная финансовая помощь для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, называется досудебной санацией. Если все меры, связанные с досудебной санацией, не дали положительных результатов, то возбуждается дело по производству о несостоятельности (банкротстве). В соответствии с законом проводятся следующие процедуры банкротства: · наблюдение - применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника. Наблюдение считается первым этапом ограничения финансовой самостоятельности предприятия; · финансовое оздоровление - восстановление платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Основанием для применения финансового оздоровления являются, во-первых, наличие ходатайства учредителей, уполномоченных органов или третьих лиц и обеспечения, превышающего на 20% и более обязательства должника; во-вторых, готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов, равными долями. Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года; · внешнее управление - применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Основанием для введения внешнего управления служат определение арбитражного суда по итогам процедуры финансового оздоровления, ходатайство собрания кредиторов. Если процедура финансового оздоровления протекала более 18 месяцев, то внешнее управление вводить нельзя. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления может составить не более двух лет. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев; · мировое соглашение представляет собой процедуру банкротства, применяемую на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение между должником и кредиторами предусматривает следующие условия: отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку права требования должника, исполнения обязательств должника третьими лицами, скидку с долга, обмен требований на акции и другое. С экономической точки зрения в системе предложенных процедур важную роль играет финансовое оздоровление организаций, оказавшихся в столь затруднительном финансовом положении. В финансовом оздоровлении заинтересован, прежде всего, сам должник, поскольку он продолжает свою деятельность, но с ограничениями в управлении. У него появляется реальная возможность избежать банкротства. В законе прописана система мер по восстановлению платежеспособности должника, например: · перепрофилирование производства; · закрытие нерентабельных производств; · взыскание дебиторской задолженности; · продажа части имущества должника; · уступка прав требования должника; · увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; · продажа предприятия должника и др.
Виды банкротства предприятий: I. Реальное банкротство. Полная неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность. 2. Техническое банкротство. Размер дебиторской задолженности существенно превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. 3. Умышленное банкротство. Преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке. 4. Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление предприятия о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия преследуются в уголовном порядке.
Отрицательные последствия деятельности финансово несостоятельных предприятий для развития экономики страны в целом: · финансово несостоятельное предприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающих предприятий — его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб. Это снижает общий потенциал экономического развития страны; · финансово несостоятельное предприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программ экономического и социального развития; · неэффективно используя предоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансово несостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал, используемый в сфере предпринимательства; · вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие предприятия способствуют сокращению численности рабочих мест, усиливая тем самым социальную напряженность в стране. Для эффективного управления платежеспособностью предприятия необходимо не только оценивать сложившееся финансовое состояние управляемого объекта, но и уметь предвидеть финансовую ситуацию, которая сложится в будущем. Современная экономическая наука имеет в своем арсенале большое количество разнообразных приемов и методов прогнозирования финансовых показателей, в том числе в плане оценки возможного банкротства. Определение критического финансового положения может быть основано на данных годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. Основная форма учебной работы студента-заочника — самостоятельное изучение дисциплины по рекомендуемым литературным источникам с помощью рабочей программы. При подготовке контрольной работы студенту заочного факультета технических специальностей предстоит изучить подробно налоги, уплачиваемые юридическими лицами всех форм собственности, а также налоги, уплачиваемые физическими лицами, в частности, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, транспортный налог. Контрольная работа является обязательной частью учебного процесса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Контрольная работа состоит из двух частей: письменное изложение теоретического вопроса в объеме 1-2 страниц и выполнение практических расчетов по вариантам. Прежде всего, необходимо изучить Налоговый Кодекс Российской Федерации по состоянию на тот год, в котором сдается на проверку контрольная работа. Затем следует ознакомиться с последними изданиями специальной литературы, примерный перечень которой приведен в списке литературы методических указаний. Перечень теоретических вопросов представлен в Приложении. Вариант теоретического вопроса соответствует последней цифре номера зачетной книжки студента, варианты задач соответствуют цифре, полученной от сложения двух последних цифр номера зачетной книжки. При изложении теоретического вопроса необходимо сделать ссылки на использованную литературу. Далее выполняются практические расчеты, которые должны сопровождаться необходимыми пояснениями и ссылками на нормативные документы. Без пояснений контрольная работа проверке не подлежит. Контрольная работа должна содержать общий список литературы. Срок сдачи контрольной работы на проверку – за месяц до начала сессии. ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень теоретических вопросов к контрольной работе: 1. Налоги, уплачиваемые предприятием. 2. Финансовое обеспечение деятельности предприятия. 3. Стандартные налоговые вычеты из доходов физических лиц. 4. Отличие коммерческой и некоммерческой деятельности. 5. Имущественные налоговые вычеты из доходов физических лиц. 6. Социальные налоговые вычеты из доходов физических лиц. 7.Виды налоговых правонарушений и ответственность за их свершение. 8.Формы налогового контроля предприятия. 9. В каких случаях налоговые органы проверяют соответствие цены сделки уровню рыночных цен. 10. Финансовые результаты деятельности предприятия.
Библиографический список Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: учебное пособие. – М.: Финансы, 2002. Кочергов Д. С. Упрощенная система налогообложения: практическое пособие/ Д.С. Кочергов, Е.Е. Устинова. – М.: Омега-Л, 2006. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учебное пособие / О.И. Мамрукова. – 6-е изд., доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2006. Налоги: Словарь – справочник. – М.: Инфра - М, 2006. Налоги и налогообложение: учебник / Д.К. Черник и др. – 2-е изд., доп. и прераб. – М.: Инфра – М, 2004. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Б.Х. Алиева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2):Официальный текст. – М.: ЭЛИТ, 2008. Федорков А.И., Дыбаль С.Д. Налогообложение предприятия. Теория и практика: учебное пособие / СПбГИЭУ – СПб., 2003. Финансы /под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2006. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2006. Правовая база «Гарант», «Кодекс», «Консультант».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|