Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Евгений Павлович Ильин. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ Т. В. БендасГЕНДЕРНАЯпсихология



Евгений Павлович Ильин

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ Т. В. БендасГЕНДЕРНАЯпсихология

 

(2003 г.)

Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом. Выделяют шесть больших разделов данной дисциплины:

1) психология сравнения мужчин и женщин (установление их сходства и различия);

2) психология женщины (специфические особенности психики, которых нет у мужчин, связанные с женской физиологией или порождаемые социальной ситуацией);

3) психология мужчины (те особенности психики, которых нет у женщин; и психология женщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику—от психофизиологии до социальной психологии);

4) гендерная социализация (формирование гендерной идентичности, освоение гендерных ролей, которое охватывает всю жизнь человека; гендерные стереотипы);

5) психология гендерных отношений (внутри- и межполовые взаимоотношения, которые складываются: в деловых группах; в интимном общении — дружеском, сексуальном, супружеском, между родителями и детьми разного пола; девиантные отношения между полами;

6) гендерная психология лидерства (различия между мужчинами и женщинами — лидерами; гендерная социализация лидерства; женский менеджмент; гендерные отношения между лидером и последователем в деловом мире, в супружеских и сексуальных диадах.

Гендер (Gender). В психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Однажды художница Николь Холландер нарисовала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в самый холодный день года. Один говорит: «Зачем мне шапка, мне холод нипочем». Второй: «Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу». Кто из них мальчик, а кто — девочка? Вот уж не думаю, что вы, читатель, затруднитесь с ответом. Ведь каждая из приведенных фраз отражает общепринятый гендерный стереотип. В этой книге исследуется социально-психологическая природа гендерных ролей и стереотипов. А ведь от них зависят и наша самооценка, и восприятие окружающих, и выбор профессии, а в конечном счете, и все наше поведение.

Гендерная роль (Gender role). Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Стереотип (Stereotype). Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Социальные нормы — это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения. Игли (Eagly, 1987) выдвинула предположение, что гендерные стереотипы, в сущности, являются социальными нормами. Это означает, что у всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой же точки зрения и что обычно мы отдаем себе отчет, какое именно поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых мы стараемся соответствовать гендерным ожиданиям,— это нормативное и информационное давление.*

Чалдини (Cialdini, 1993) отметил следующую особенность: чтобы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что считают правильным другие, а свое поведение мы считаем правильным только до тех пор, пока наблюдаем его у окружающих (он назвал это социальной проверкой).

Социальная проверка (Social proof). Человек оценивает свое поведение как правильное, пока наблюдает такое же поведение у членов референтной группы.

Аронсон (Aronson, 1992) предположил, что подчинение нормативному давлению вызвано нашим желанием нравиться окружающим, а подчинение информационному давлению — желанием быть правыми.

Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

И. Броверман с соавторами (I. Browerman et al., 1972) попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (табл. 2.1).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.