Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор  С.С. Капралов. Лекция № 1. Тема 1.1. Виды безопасности (продолжение)



 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

 

Факультет «Автомобильный транспорт»

Кафедра «Организация и безопасность движения»

 

 

Безопасность  транспортных  средств

 

КОНСПЕКТ  ЛЕКЦИЙ

 

Автор  С.С. Капралов

 

 

Омск – 2012

 

Лекция № 1

Тема 1.1. Виды безопасности (продолжение)

Активная безопасность (АБ)– это свойство автомобиля снижать вероятность возникновения ДТП.

Справочная информация. В каждом ДТП условно можно выделить три фазы: начальную (характеризуется условиями движения автомобилей и пешеходов перед возникновением опасной ситуации), кульминационную (характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия) и конечную (конец ее часто совпадает с прекращением движения автомобилей, если, например, не горит опрокинувшийся автомобиль). Все три фазы неразрывно связаны между собой.

Это свойство (АБ) заложено в конструкцию автомобиля (отсюда термин – конструктивная безопасность) и проявляется постоянно при движении (начальная фаза ДТП) и в аварийной ситуации. Этот вид безопасности характеризуется комплексом мероприятий направленных на обеспечение скоростных и тормозных свойств, управляемости и устойчивости, маневренности, обзорности, освещенности, эргономических условий рабочего места водителя и др.

Пассивная безопасность (ПБ)– свойство автомобиля снижать тяжесть последствий ДТП.

ПБ проявляется в период, когда водитель, несмотря на принятые меры безопасности, не может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП (кульминационная фаза ДТП).

Различают внутреннюю ПБ, которую характеризуют комплексом мероприятий направленных на снижение травматизма водителя и пассажиров, обеспечение сохранности грузов, и внешнюю ПБ – снижение травматизма людей, находящихся вне автомобиля в процессе ДТП.

Послеаварийная безопасность– свойство автомобиля снижать тяжесть последствий ДТП после остановки.

Характеризуется комплексом мероприятий направленных на предотвращение усугубляющих последствий от ДТП (конечная фаза ДТП).

Обеспечивается возможностью быстро ликвидировать последствия происшествия (эвакуация пассажиров и водителя) и предотвращать возникновение новых аварийных ситуаций.

Экологическая безопасность (ЭБ) – свойство автомобиля уменьшать вредное влияние на окружающую среду в процессе его нормальной эксплуатации.

Характеризуется комплексом мероприятий направленных на защиту окружающей среды от вредных воздействий.

Обеспечивается за счет уменьшения выброса токсичных компонентов, снижения шума, вибраций, радиопомех и др.

ЭБ, проявляющаяся во время повседневной работы автомобиля, отличается от перечисленных трех видов безопасности, которые выявляются лишь при ДТП.

Противоугонная безопасность– свойство автомобиля снижать вероятность угона.

Обеспечивается за счет применения средств, препятствующих работе на автомобиле постороннего лица.

Описанные виды безопасности связаны между собой и не всегда можно провести четкую границу между отдельными видами безопасности.

Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают конструкторов и технологов принимать компромиссные решения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.