|
|||
Выполнил: Мельчаков Константин ОлеговичВыполнил: Мельчаков Константин Олегович Группа: ЭС-804 Коммуникативные барьеры Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнёрами по общению. Коммуникативные барьеры бывают трех типов: 1. Барьеры понимания. - Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.
2. Барьеры социально–культурного различия – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.
3. Барьеры отношения – связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию. Такое препятствие также может быть разной степени прозрачности, в одном случае оно вообще не допустит информацию в сознание слушателя, в другом – исказит или обесценит ее, сделав безопасной.
Самый плотный, практически не прозрачный, барьер – избегание -человек избегает контакта с собеседником, а если не может уклониться от контакта, то принимает усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает). Необходимо привлечь и удержать внимание: - актуальностью; - важностью; - новизной информации; - нестандартностью подачи информации; - неожиданностью информации; - интенсивностью подачи информации; - звучностью голоса. Барьер «непонимание» - это, когда источник информации авторитетен, но информация «не доходит». Что делать? - речь должна быть внятная, разборчивая, достаточно громкая, без скороговорки, говорить надо максимально просто, заранее договориться об одинаковом понимании ключевых слов, терминов; - варианты перечисления можно: - простое перечисление «во-первых, во-вторых…»; ранжирование «сначала о главном, о составляющих элементах, менее существенное…»; логическая цепь «если это, то…»; - учёт логики и жизненной позиции собеседника; - правильная аргументация.
Для людей важное значение имеет конструктивное общение, но иногда оно становится деструктивным. Причина – разнообразные барьеры в общении: - Компетентность. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Этот фактор является весьма существенным, он подрывает общность в коммуникации, общение имеет тенденции к разрушению. - Различие статуса. Образовательные учреждения зачастую используют различные статусные символы (декан, завуч, профессор, доцент и т.д.) для подчеркивания различия статуса. Такие различия статуса могут восприниматься обучаемыми как угрозы и препятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, в общении с обучаемыми возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, самоуверенности. - Давление времени. Давление времени также может стать серьезным коммуникативным барьером. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться). В связи с содержанием вышеизложенного материала можно сделать следующие практические выводы: - Никогда не стоит настаивать на том, что единственно правильными являются те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения; - Важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач; - Необходимо рассматривать сообщение с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах; - Нужно использовать различные средства доставки сообщения; - Следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя. Эти выводы можно назвать наиболее общими и значимыми факторами повышения эффективности коммуникации, поскольку они способствуют достижению целей коммуникации.
|
|||
|