Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполнил: Мельчаков Константин Олегович



Выполнил: Мельчаков Константин Олегович

Группа: ЭС-804

Коммуникативные барьеры

 

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнёрами по общению.

Коммуникативные барьеры бывают трех типов:

1. Барьеры понимания.

- Возникновение данного барьера может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка, например, фонетического непонимания – погрешность в процессе передачи информации, появляется в результате невыразительной быстрой речи, речи–скороговорки или речи с большим количеством звуков–паразитов. Бывают также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов.

 

2. Барьеры социально–культурного различия

– социальные, политические, религиозные и профессиональные различия приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Иногда препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

 

3. Барьеры отношения

– связаны с возникновением чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую информацию. Такое препятствие также может быть разной степени прозрачности, в одном случае оно вообще не допустит информацию в сознание слушателя, в другом – исказит или обесценит ее, сделав безопасной.

 

Самый плотный, практически не прозрачный, барьер – избегание -человек избегает контакта с собеседником, а если не может уклониться от контакта, то принимает усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает). Необходимо привлечь и удержать внимание:

- актуальностью;

- важностью;

- новизной информации;

- нестандартностью подачи информации;

- неожиданностью информации;

- интенсивностью подачи информации;

- звучностью голоса.

Барьер «непонимание» - это, когда источник информации авторитетен, но информация «не доходит». Что делать?

- речь должна быть внятная, разборчивая, достаточно громкая, без скороговорки, говорить надо максимально просто, заранее договориться об одинаковом понимании ключевых слов, терминов;

- варианты перечисления можно: - простое перечисление «во-первых, во-вторых…»; ранжирование «сначала о главном, о составляющих элементах, менее существенное…»; логическая цепь «если это, то…»;

- учёт логики и жизненной позиции собеседника;

- правильная аргументация.

                                                              

Для людей важное значение имеет конструктивное общение, но иногда оно становится деструктивным. Причина – разнообразные барьеры в общении:

- Компетентность. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Этот фактор является весьма существенным, он подрывает общность в коммуникации, общение имеет тенденции к разрушению.

- Различие статуса. Образовательные учреждения зачастую используют различные статусные символы (декан, завуч, профессор, доцент и т.д.) для подчеркивания различия статуса. Такие различия статуса могут восприниматься обучаемыми как угрозы и препятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, в общении с обучаемыми возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, самоуверенности.

- Давление времени. Давление времени также может стать серьезным коммуникативным барьером. Например, из-за дефицита времени кому-то не предоставляют обещанное ранее слово, а он может неадекватно среагировать на эту ситуацию (например, обидеться).

В связи с содержанием вышеизложенного материала можно сделать следующие практические выводы:

- Никогда не стоит настаивать на том, что единственно правильными являются те представления, которые сложились в данной культуре; необходимо знакомить с ними представителей других культур, объясняя причины их возникновения;

- Важно иметь правильное представление о психологии и культуре людей, с которыми осуществляется общение; именно в недооценке этого кроются причины большинства коммуникативных неудач;

- Необходимо рассматривать сообщение с точки зрения получателей, фокусировать внимание на получателе сообщения, его интересах, чувствах, приоритетах;

- Нужно использовать различные средства доставки сообщения;

- Следует добиваться обратной связи и в процессе коммуникации сверять свои действия с ответной реакцией получателя.

Эти выводы можно назвать наиболее общими и значимыми факторами повышения эффективности коммуникации, поскольку они способствуют достижению целей коммуникации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.