Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Функции цен



Функции цен

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цены тесно связаны с действием объективных экономических законов, т.к. последние, в конечном счете, и определяет роль цены в хозяйственной жизни. Функцию цены характеризуют совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей, как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. Цены выполняют ряд функций:

Ø Учётно-измерительную;

Ø Регулирующую;

Ø Распределительную;

Ø Способствующую рациональному размещению производства;

Ø Стимулирующую;

Ø Социальную.

 

Учётно-измерительная функция заключается в объективном и точном отражении в ценах уровня и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учётом сопоставления потребительских свойств различных видов продукции.

С помощью данной функции цены соизмеряются общественно необходимые затраты труда и результаты производства. Цена в данном случае дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и размер прибыли. Учётную функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к изменению затрат, т.к. рыночная цена может значительно отклоняться от издержек производства и реализации под воздействием различных рыночных факторов. Учётно-измерительная функция влияет на оборот товаров и тем самым отражает экономические интересы участников товарного оборота, производителя, посредника и покупателя. Благодаря цене можно измерить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за них, зная цену рабочей силы, можно рассчитать размер оплаты труда на предприятии, в отрасли и т.д. сопоставляя цены разных товаров и сравнивая их цены можно разделить товары на дорогие и дешёвые. Чем больше цены учитывают потребительские свойства, техническую возможность, высокие эксплуатационные возможности, полезность товара, тем точнее по их уровню можно судить о соотношении основных параметров качества и полезности различных товаров. Посредством цены разнообразные виды товаров из натуральных  вещественных форм переводятся в денежную.

Учётно-измерительная функция служит на практике для выявления и измерения количественных, стоимостных и качественных, финансовых показателей работы предприятия, фирмы, отрасли (ВВП, национальный доход, объем инвестиций, объем производимой продукции из розничного товарооборота, уровень прибыли рентабельности и доходности, производительности труда, себестоимости, фондоотдачи и т.д.). Выполняя учётно-измерительную функцию, цена является одним из главных показателей эффективности общественного производства. Ориентиром для принятия оптимальных и целесообразных хозяйственных решений, она становится надёжным инструментом для экономических расчётов и проведения анализа при выборе экономичных и новых видов выпускной продукции, направлений научно-технического прогресса, ценовой стратегии и всего хозяйственного механизма управления на предприятии в организации, фирме, регионе и национальной экономике страны.

 

Регулирующая функция (сбалансирование спроса и предложения) заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических отношений, уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно платёжной способностью производителя и потребителя. Цены могут свидетельствовать о диспропорциях в сферах производства и обращения, поэтому они в значительной степени регулируют структурные пропорции общественного производства, одновременно цена является макроэкономическим регулятором хозяйственной деятельности, способна стимулировать освоение новой техники и продукции, инновационные процессы, инвестиции. В случае диспропорции в развитии, какого – либо производства несоответствие между спросом и предложением, рыночное равновесие достигается в результате роста (сокращения) цены, либо одновременно 2-мя указанными путями. Регулирующую функцию в разные степени, практически выполняют все виды рыночных цен. На рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена при которой происходит уравнивание спроса и предложения и не возникает стимулов для изменения объемов предложения, спроса и величины цены) устанавливается в результате взаимодействия предложения и спроса. В условиях свободного рынка, цена благодаря указанной функции выполняет роль регулятора общественного производства. Вследствие, постоянных колебаний цен в рамках жизненных циклов товаров, происходит перелив капитала из одной сферы производства в другую, при этом может свертываться производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы могут регулироваться и направляться на увеличение производства, необходимых потребителю товаров или услуг. На рынках с разной степенью монополизации со стороны, как предложения, так и спроса производители и потребители могут оказывать влияние на формирование и изменение цены. Случай дефицита товара производитель может не увеличивать предложение, а повышать при этом цену.

Таким образом, регулирующую функции. Между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товара и понижая спрос при их избытке. Уровень цен на природные ресурсы отражается на эффективности производства всех добывающих и перерабатывающих отраслей. Динамика внутренних цен на прямую связана с эффективностью внешней торговли. Величина ВВП, национального дохода, необходимой денежной массы, оценка эффективности капитальных вложений и хозяйственных мероприятий непосредственно зависит от уровня цен в национальном хозяйстве и в этом также проявляется регулирующая функция.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.