|
|||
Обществознание. ОбществоСтр 1 из 2Следующая ⇒ Обществознание
1. Общество 1.1. Общество как сложная динамическая система: 1.2. Науки, изучающие общество: 1.3. Развитие взглядов на общество: 1.4. Общество и природа: 1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь: 1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы: 1.8. Формация: 1.9. Цивилизация: 1.10. Традиционное общество: 1.11. Индустриальное общество: 1.12. Информационное общество: 1.13. НТР и ее социальные последствия: 1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)
2. Человек: 2.1. Человек: 2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека: 2.3. Личность и социализация личности: 2.4. Бытие человека: 2.5. Творчество: 2.6. Цель и смысл жизни человека: 2.7. Личность, ее социализация и воспитание: 2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности: 2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное: 2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное: 2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание: 2.12. Науки, изучающие человека
3. Экономическая сфера: 3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов: 3.2. Измерители экономической деятельности: 3.3. Факторы производства: 3.4. Воздействие НТР на экономику: 3.5. Экономические системы: 3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними: 3.7. Закон спроса. Закон предложения: 3.8. Деньги: 3.9. Инфляция: 3.10. Конкуренция: 3.11. Инфраструктура рынка: 3.12. Предпринимательство: 3.13. Прибыль: 3.14. Предприятие: 3.14. Трудовые отношения: 3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения: 3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет: 3.17. Открытая экономика: 3.18. Закрытая экономика: 3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование: 3.20. Государственный бюджет: 3.21. Налоговая политика: 3.21. Денежно-кредитная политика: 3.22. Мировая экономика: 3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ
4. Политическая сфера: 4.1. Власть, ее происхождение и виды: 4.2. Политика. Политическая система: 4.3. Государство (признаки, функции, формы): 4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах: 4.5. Законодательная власть: 4.6. Исполнительная власть и ее функции: 4.7. Судебные органы: 4.8. Формы государства: 4.9. Формы национально-государственного устройства: 4.10. Избирательные системы: 4.11. Политическая идеология: 4.12. Политические режимы: 4.13. Политическая партия: 4.14. Общественные движения: 4.15. Основные черты гражданского общества: 4.16. Политический плюрализм: 4.17. Местное самоуправление: 4.18. Правовое государство: 4.19. Политическая жизнь современной России: 4.20. Политическая культура
5. Правовая сфера: 5.1. Право в системе социальных норм: 5.2. Право и мораль: 5.3. Закон, правовые акты и источники права: 5.4. Правовое государство: 5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения: 5.6. Публичное и частное право: 5.7. Правонарушения: 5.8. Юридическая ответственность и ее виды
6. Основные понятия и нормы права: 6.1. Конституционное (государственное) право: 6.2. Административное право: 6.3. Гражданское право: 6.4. Трудовое право: 6.5. Уголовное право: 6.6. Права человека. Международные документы по правам человека: 6.7. Правовая культура
7. Социальная сфера: 7.1. Социальные отношения и взаимодействия: 7.2. Социальная структура и ее основные элементы: 7.3. Многообразие социальных групп: 7.4 Социальная мобильность 7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение 7.6 Социальные конфликты 7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа 7.8 Молодежь как социальная группа 7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения 7.10. Социальный статус личности и социальной группы: 7.11. Основные направления социальной политики государства
8. Духовно-нравственная сфера: 8.1. Культура и духовная жизнь: 8.2. Формы и разновидности культуры: 8.3. Религия как феномен культуры: 8.4. Мировые религии: 8.5 Свобода совести: 8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки: 8.7 Образование: 8.8 Самообразование: 8.9. Искусство: 8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности: 8.11 Тенденции духовной жизни современной России: 8.12 Основные направления политики государства в области культуры:
1. Общество Общество как сложная динамическая система: Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство. Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе; общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру. В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни: · Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д. · Правовая политика. · Социальная (классы, социальные группы, нации). · Духовно – нравственная (религия, наука, искусство). Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни. Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод). Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.
Науки, изучающие общество: 1) История (Геродот, Тацит). 2) Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель). 3) Политология (Аристотель, Платон): теория о серединном государстве. 4) Правоведение – наука о законах. 5) Политическая экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида Ренардо). 6) Социология (Макс Вебер (антимаркс), Питирим Сорокин). 7) Лингвистика. 8) Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих перед обществом. 9) Этнография. 10) Археология. 11) Психология. Науки для выработки рекомендаций и советов по управлению обществом и способны предсказать политическое и экономическое развитие.
1.3. Развитие взглядов на общество: Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения. В мифах выделяется: · Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца). · Теогония (происхождение богов). · Антропогония (происхождение человека). Развитие взглядов на общество древнегреческих философов: Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства. /См. идеальное гос-во по Платону/ Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом. Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян. XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости). XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва. Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей. Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти. С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей. Социализм – всеобщее равенство людей. В конце XVIII века начинается новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей. Причиной их появления стали несовершенство и противоречие капиталистического общества, противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения (при всеобщей занятости большая часть прибыли достается собственникам). Нищета основной массы населения и тяжелые условия труда привели к возникновению и развитию забастовочного движения, представителями которого были Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Они критиковали капитализм, пытаясь обосновать неизбежность наступления нового строя. Так Сен-Симон делил общество на две группы: 1) Паразиты (дворяне, рантье (кредиторы), военные); 2) Труженики (индустриалы); при этом в обществе он сохраняет право частной собственности. Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов. Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился. В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции. До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.
1.4. Общество и природа: Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано. Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой: 1) Античность: Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое. 2) Средневековье: С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек. 3) Возрождение: Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой. 4) Новое время: Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь: См. 1.1.
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы: Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому. Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было. Стагнация – временная остановка развития. Критерии прогресса: 1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума. 2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья. 3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству. 4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы. 5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере. 6) В современных условиях прогресс – это: – продолжительность жизни общества; – образ жизни; – духовная жизнь.
Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни). Виды реформ: – экономические, – политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы). Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений. Модернизация – приспособление к новым условиям.
Что движет человеческой историей (?): 1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению. 2) Историю творят великие люди. 3) Общество развивается по объективным законам. а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно. б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей. С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.
1.8. Формация: В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории. 1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций: а) Первобытно – общинная. б) Рабовладельческая. в) Феодальная. г) Капиталистическая. д) Коммунистическая. Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.
Материалистическое понимание истории: Общественное сознание ½ ½ ½ ¯
|
|||
|