Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Факультет

«Микроприборы и техническая кибернетика» (МП и ТК)

 
 

(краткое и полное наименование факультета университета, заказавшего программу)

 
 

 

 
Кафедра

«Информационная безопасность» (ИБ)

 
 

(краткое и полное наименование кафедры, составившей и реализующей программу)

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 

Конспект по дисциплине

«Экономика и управление»

 

 

 

Тема: «Экспертные оценки в принятии плановых решений»

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
Студент

МП-53М

учебной группы

 

( Порсев И.С )  

 

 

 

подпись

(фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

 

( Харач О.Г.

)

 

подпись

(фамилия, инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г

 
                       

 

Совершенствование планирования – непременное условие повышения эффективности производства

Планирование – один из главных факторов ускоренного развития экономики и важнейшее условие повышения эффективности общественного производства. Планомерность развития позволяет активно воздействовать на ход производства, обеспечивать его интенсивное развитие за счет непрерывного возобновления и качественного совершенствования всех элементов производства, внедрения новой техники и технологии, повышения производительности труда. Единая система планирования создает реальные предпосылки для реализации единой научно-технической и социально-экономической политики, направленной на повышение эффективности общественного производства и рост материального благосостояния трудящихся.

Эффективность планирования и управления во многом зависит от того, насколько обоснованы и реальны планы, общественные потребности и объективные тенденции развития каждой отрасли.

Необходимость совершенствования организации и методологии планирования вызывается ростом производительных сил общества, усложнением технологических и экономических связей, повышением научно-технического уровня производства и изменениями структуры предприятия.

Возросшие масштабы производства, коренные изменения в науке и технике уже не позволяют довольствоваться сложившимися формами и методами управления и планирования. Темпы развития предприятия во многом зависят от того, насколько быстро руководители и инженерно-технические работники освоят современные методы управления и планирования. Применение этих методов является в наше время одной из обязательных предпосылок интенсификации производства, повышения его эффективности.

Основным источником дальнейшего повышения эффективности общественного производства становится научно-технический прогресс.

Одной из важных особенностей современного планирования является необходимость учета долгосрочных перспектив и долговременных последствий плановых решений.

С помощью прогнозов устанавливаются области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реалистические цели и задачи планов, выявляются важнейшие проблемы, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений.

Удачные, научно обоснованные решения создают благоприятные условия для интенсивного развития производства, повышения благосостояния трудящихся. Неудачные, опрометчивые, не подкрепленные анализом решения могут замедлить развитие экономики, вызвать большие потери материальных и финансовых ресурсов. В современных условиях, когда плановые решения обусловливают использование все более крупных ресурсов, они должны быть основаны на всестороннем анализе объективных условий и перспектив развития планируемых объектов, на систематизированном применении всей необходимой информации, в том числе и обоснованных суждений специалистов о возможном состоянии объекта планирования в будущем.

Успех процесса планирования в значительной степени определяется наличием и правильностью использования информации.

Обладая нужной информацией, можно правильно воспринимать и анализировать опыт прошлого, ориентироваться в возможных изменениях окружающей обстановки, намечать целесообразные варианты действий с учетом перспектив развития.

Основными трудностями, возникающие при использовании информации, являются:

– исходная статистическая информация, которая зачастую бывает недостаточно достоверной;

– некоторые части информации, необходимые для выбора наилучшего варианта планового решения, имеют качественный характер и не поддаются количественным измерениям;

– возникновение ситуаций, когда в момент принятия решения необходимая информация отсутствует, а ее получение связано с большими затратами времени или средств;

– факторы, которые будут влиять на реализацию планов, но при подготовке плановых решений их нельзя точно предсказать.

Надежность планового решения в значительной степени зависит от широты охвата проблемы, анализа перспектив развития науки и техники, учета социальных факторов, общественного мнения и т. д. Объединение усилий специалистов, хорошо осведомленных в различных областях знаний и выступающих в качестве экспертов, значительно расширяет возможности разностороннего анализа и повышает надежность выбора плановых решений. Анализ и обобщение суждений и предположений специалистов лучше всего производить с помощью экспертных методов.

При решении ряда современных плановых задач, являющихся качественно новыми и неповторяющимися, нельзя основываться лишь на опыте и имеющейся информации о прошлом и настоящем. В таких случаях должна проявляться способность человека к предвидению будущего. Способность предвидения, особенно способность разработки прогнозов и планов действия – важная функция деятельности человека.

Одним из широко используемых в прогнозировании и планировании подходов к предвидению будущего является экстраполяция – перенесение объективных закономерностей, существовавших в прошлом, на будущее. Однако такой подход правомерен лишь в тех случаях, если совокупное влияние учитываемых факторов и условий, которые привели к возникновению той или иной тенденции, в основном сохранится в рассматриваемом периоде прогнозирования или планирования.

В связи с этим особую роль в предвидении будущего имеет интуиция, т. е. способность человека делать заключения об исследуемом объекте, о его будущих состояниях без осознания пути движения мысли к этим заключениям. Интуитивное познание будущего возможно благодаря способности человека к фантазии, творческому воображению.

Можно выделить две основные области, где обращение к помощи экспертов наиболее плодотворно:

– выбор решений при недостатке информации (на методах решения этой проблемы мы остановимся позднее).

– область где активная роль специалистов в процессе получения данных о предполагаемых характеристиках систем открывает возможности для извлечения дополнительной информации о состоянии и поведении объекта планирования.

Все плановые решения, принимаемые специалистами на основе их опыта и интуиции, по существу являются экспертными. Для повышения обоснованности и надежности таких решений необходимо шире применять специальные процедуры сбора, анализа и обработки суждений экспертов.

Основу системного подхода составляет рассмотрение объектов анализа как систем, т. е. как комплексов динамически связанных элементов. При анализе каждого элемента системы учитывают совокупность всех его свойств, а также связи с другими элементами системы и окружающей средой.

Проблемы, возникающие при подготовке плановых решений:

– проблемы, которые уже встречались ранее в практике планирования; обоснование таких проблем может быть сведено к стандартным или типовым расчетам;

– многочисленные нестандартные проблемы, содержащие новые элементы и элементы неопределенности. При анализе этих проблем необходимо сопоставление возможных вариантов решений с учетом суждений руководителей, специалистов, рабочих. Эта группа проблем обычно связана с выработкой долгосрочных курсов действий, каждый из которых затрагивает многие аспекты деятельности отрасли или предприятия и реализуется поэтапно. К таким проблемам можно отнести формирование долгосрочных прогнозов и планов, выбор направлений научного и технического развития, разработку перспективных планов социального развития и т. п. Эти проблемы должны решаться с помощью системного анализа.

Основными элементами системного анализа являются:

– Цель или ряд целей, формирование которых осуществляется с учетом потребностей, а также научных, технических и экономических возможностей. При формировании целей используются информация о состоянии и тенденциях научно-технического развития, социально- экономические прогнозы, суждения руководителей и специалистов, анализ опыта прошлого.

– Анализ возможных вариантов (альтернатив) достижения установленных целей и выбор наиболее предпочтительной из них. Определение направлений развития науки, техники и производства, разработка годовых, пятилетних и долгосрочных планов, исследование социальных проблем – все эти процессы связаны с анализом и выбором наилучшего варианта и способа действия. Различные способы действия (возможные альтернативы решения) обычно выясняются уже на ранних стадиях процесса выбора целей.

– Затраты ресурсов, требуемых для осуществления каждой из альтернатив. Ограничивающие факторы часто становятся единственной основой для определения осуществимости или неосуществимости плановых вариантов. Ограничениями могут быть: бюджет, время, метод использования ресурсов, а также упоминавшиеся ограничения при выборе наиболее предпочтительного планового решения, возникающие из-за неполноты информации, необходимой для сравнения и оценки возможных альтернатив.

– Построение модели или моделей, в которых с помощью некоторого формального языка (математика, логика, экспертные оценки, словесное описание) отображаются связи между целями, альтернативами и затратами;

– критерий, с помощью которого сопоставляются альтернативы и выбирается наиболее предпочтительная из них с учетом затрат и вклада каждой альтернативы в достижение установленных целей.

 

Алгоритм организации экспертизы

1. Постановка проблемы. Для этого прежде всего знакомятся с предысторией и состоянием проблемы, устанавливают ее место и значение, а также рассматривают доводы в пользу необходимости ее решения, обсуждают эти доводы вместе с хозяйственными руководителями, заинтересованными в экспертизе.

2. Проведение предварительного анализа, уточнение всех внешних и внутренних связей, представить границы включаемого в рассмотрение материала. Для этого организаторы экспертизы выдвигают центральный вопрос, составляющий существо проблемы, а затем «расщепляют» его на подвопросы. Они отделяют известное от неизвестного и ограничивают «поле» рассмотрения лишь теми подвопросами, без ответов на которые нельзя получить ответ на центральный вопрос.

3. Определение приближенной оценки проблемы: выявление условий для ее решения (в том числе методы, средства и т. п.), установка наличия необходимых предпосылок и возможностей для замены одних вопросов другими, определение альтернативы для каждого вопроса.

4. Формулировке целей и задач – наличие четко очерченной цели и ясно понятых задач является обязательным для обеспечения надежности экспертизы.

5. Подготовка перечня оцениваемых событий и установка совокупности факторов, которые характеризуют эти события, необходимых для определения числа и профиля требуемых для экспертизы специалистов.

6. В зависимости от целей и задач экспертизы, от подбора участвующих в ней специалистов организаторы экспертизы выбирают метод опроса, который бывает:

– индивидуальный - наибольшее распространение получили интервью и так называемые «аналитические» экспертные оценки;

– групповой (коллективный) - широко используются метод комиссий и различные модификации метода «Дельфы»;

– личный (очный);

– заочный;

– устный;

– письменный.

Различают три вида вопросов, по которым дается экспертная оценка, – вопросы, ответы на которые содержат количественную оценку, требующие содержательного ответа в сжатой и развернутой форме. Пример группировки вопросов приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Виды и типы вопросов

Вид вопроса Тип вопроса Пример
1. Вопросы, ответы на которые содержат количественную оценку Оценивающий: время наступления некоторого события, вероятность осуществления события количественное значение прогнозируемой характеристики объекта влияние факторов друг на друга по некоторой шкале Когда будет создан первый опытный образец объекта с характеристиками..? Какова вероятность того, что к 1990 р. будет создан объект с характеристиками..? Каково будет максимальное значение (...) характеристики объекта к 1990 г.? Оцените по десятибалльной шкале вклад каждой из рассматриваемых теорий в решение проблемы.
2. Вопросы, требующие содержательного ответа в сжатой форме Вариантные (выбирается альтернатива) А Какой принцип использования объекта является наиболее эффективным для решения... (экономических, технических) задач в период с 1980 по 1990 г.: А, или В, или С, или ..? Б Какие из перечисленных ниже методов... будут применяться в период с 1980 по 1990 р.: А, или В, или С, или..? В Какие из перечисленных ниже изменений в структуре объекта произойдут, если будет осуществлен принцип А, или В, или С, или..?
3. Вопросы, требующие содержательного ответа в развернутой форме Ответ в виде перечня сведений об объекте Ответ в виде перечня аргументов, которые подтверждают тезис, содержащийся в вопросе Каковы характерные особенности объекта в 1990 г.? Каковы Ваши доводы в пользу целесообразности развития объекта по пути создания..?

7. Отбор экспертов

Работа по отбору специалистов, участвующих в экспертизе, обычно начинается с составления списка компетентных в исследуемой области лиц. Этот список служит основой для выбора экспертов с помощью специальных методов оценки их качеств.

Основные группы методов оценки экспертов:

– самооценка;

– оценка группой каждого специалиста;

– оценка на основе результатов прошлой деятельности эксперта;

– методы определения компетентности кандидатов.

8. Проведение опроса и согласование полученных оценок.

9. Формализация информации, получаемую от экспертов, т.е. найти соответствующую меру, которая позволила бы представить эту информацию в виде числа.

Наиболее распространенными способами упорядочения являются:

– ранжирование- процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочения. Ранг - это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. При ранжировании эксперт должен расположить объекты (факторы, альтернативы) в порядке, который представляется ему наиболее рациональным, и приписать каждому из них числа натурального ряда — ранги (1, 2, 3 и т. д.).

– метод непосредственной оценки, состоящий в том, что диапазон изменения какой-либо качественной переменной разбивается на несколько интервалов, каждому из которых присваивается определенная оценка (балл), например от 0 до 10 (от 0 до 1 или от 1 до 100).

 

Таким образом, в ходе изучения данной брошюры я ознакомился с основами использования экспертных методов и одним из направлений использования экспертных методов в области обеспечения безопасности, я считаю, является управление рисками информационной безопасности, которое включает в себя:

– установление контента управления рисками с определением базовых критериев принятию решения и определению области действия и границ управления рисками;

– оценка рисков, состоящая из анализа и оценки;

– обработка рисков, включающая снижение, сохранение, избежание и передачу;

– принятие, коммуникация, мониторинг и пересмотр рисков информационной безопасности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.