Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО



РАЗДЕЛ IV.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО

 

Характеристика комплексной организации смены в лагере

Подготовительный период

Выделяют три основных этапа (периода) смены: орга­низационный, основной и заключительный. У каждого из этапов — свои цели, задачи, содержание деятельнос­ти и формы работы, особая система отношений. Это пе­риоды непосредственной работы с отрядом, и каждый из них имеет свои особенности. Но существует еще один период — подготовительный. У молодых вожатых он начинается с прохождения специальных курсов подго­товки для работы в лагере, которые организуются за 2-3 месяца до открытия летнего сезона. Опытные вожатые подготавливают все необходимое к работе с детьми в те­чение всего года. Отправляясь в лагерь, каждый вожа­тый задает себе вопрос: «Что необходимо взять с собой?»

Прежде всего, одежду и обувь. В основе подбора ве­щей лежат принципы удобности, необходимости, прак­тичности. Подумайте, какая одежда будет удобна вам для каждого дня, что необходимо взять для занятий физ­культурой и спортом, в чем ходить на пляж или в бас­сейн, на праздничные мероприятия.

Бывалые вожатые обычно берут с собой: несколько футболок, шорты, джинсы, купальные принадлежности, пляжную обувь (резиновые сланцы или шлепанцы), спортивную обувь (пару кроссовок или кеды), 2-носков, бейсболку (кепку, панамку). На случай холодной, дождливой погоды: свитер, ветровку или джинсовку, плащ или накидку от дождя (зонтик). А также вечерний наряд для дискотек.

Во-вторых, подумайте, что необходимо взять для ра­боты. Конечно, какой-то набор канцелярских товаров вы получите в лагере. Но что бы вам ни дали, этого всегда не хватает. А отсутствие необходимых вещей мешает качественно работать с детьми. Непременными спутни­ками вожатого являются: блокнот, который помещается в карман, ручка, простой карандаш, линейка, ластик, фломастеры, скотч, школьная тетрадь в клеточку, аль­бом для рисования.

Хорошо бы взять- с собой коробочку (тетрадку, аль­бом), в которой собраны самые разные картинки. Для чего? Поскольку не каждый-из нас умеет хорошо рисо­вать, а срисовывают многие все хорошо, то достаточно будет показать ребенку какого-либо «слона», «бабочку», «рыбку» и прочее, и он нарисует то, что требуется. В эту же «копилку» можно положить образцы различных шрифтов, линейки-лекала, открытки, которые можно использовать для изготовления сувениров. Сюда же мож­но поместить образцы эмблем, жетонов, вымпелов и т.п.

Добрую службу сослужит набор шаблонов: от самых простых кругов* квадратов, ромбов до корабликов, пти­чек,'зверушек и т.д. Настанет момент, когда просто не будет времени, фантазии или «художник» один на весь отряд. Вот тогда и придут на помощь шаблоны. В чем их преимущество? В том, что все эмблемы отряда будут од­ного размера, одного очертания, а главное, сколько де­тей можно привлечь для их изготовления. Первый обво­дит шаблон, второй вырезает, третий оклеивает его цвет­ной бумагой, а если ваша эмблема состоит из несколь­ких деталей, то, как минимум десять человек будут за­няты полезным делом.

Возможно, в школьном возрасте вы собирали неболь­шие игрушки-сувениры из «Киндер-сюрпризов», а теперь они пылятся у вас на полке или в какой-нибудь коробке, Возьмите их с собой, в лагере они получат вторую жизнь в виде поощрительных призов в разных конкурсах.

В-третьих, нужно взять с собой: карманный фонарик и запасные батарейки к нему, часы-будильник, свисток, свечи, спички, нитки, иголки, ножницы, складной но­жик, портновские булавки, а также средства личной ги­гиены: зубная паста, зубная щетка, туалетное и хозяй­ственное мыло, шампунь, мочалка, расческа, туалетная бумага, банное полотенце, косметичка, а летом средство от комаров, солнцезащитные очки, и крем от загара.

В-четвертых, опытный вожатый возьмет с собой лич­ную методическую библиотечку, которая включает: кон­спекты методических рекомендаций, 1-2 художествен­ные книги (обычно приключенческого жанра), рассчи­танные на возраст детей, с которыми вы будете рабо­тать, методические материалы — это:

в игры: подвижные, музыкальные, спортивные, «прикольные», познавательные, игры-аттракционы, игры-за- . бавы, игры-знакомства, игры-«ледоколы» и др.);

• конкурсные задания (для дискотек, вечера отды­ха, отрядного дела);

• заготовки для викторин, КВНов, шоу-программ и т.п.;

• тексты песен для костра, вечернего круга;

• подборка интересных для ребят вопросов, загадок, рассказов, статей из газет и журналов для обсуждения.

Наконец, последнее, что нужно сделать, собираясь в дорогу, — подзарядиться хорошим настроением на все время работы, подкрепиться уверенностью, что у вас все получится.

Вожатый приезжает в лагерь обычно за сутки до заезда. детей. За это время он должен: изучить территорию лаге­ря, запомнить расположение различных зданий и соору­жений и уточнить их назначение, обсудить с администра­цией вопросы, связанные с особенностями режима детско­го учреждения, организацией питания детей и вожатых, узнать, сколько будет кружков и каков их профиль, обсу­дить условия труда и свои должностные обязанности, а также другие правовые и организационные вопросы.

Затем тщательно проверить подготовленность всех жилых, рекреационных и санитарно-бытовых помещений отряда к прибытию детей: наличие и исправность (сло­мано, пробито, поцарапано, исписано) имеющейся в них мебели, различного оборудования и бытового инвента­ря. Таким образом, вожатый устанавливает, чего не­достает для полной оснащенности закрепленных за ним помещений, определяет то, что требует ремонта или замены и сообщает об этом горничной с тем, чтобы эти вопросы были решены заранее, а не в день заезда де­тей, когда и так приходится решать много различных проблем.

Хорошо бы заранее подготовить и развесить необхо­димые таблички-указатели. Их лучше всего выполнить в веселой, оригинальной форме. Несомненно, что это сразу же настроит ребят на добрый и веселый лад.

Далее вожатый продумывает процедуру размещения ребят по комнатам. Постарайтесь предусмотреть все та­ким образом, чтобы расселение ребят прошло четко, без накладок. Для этого составьте карту-схему размещения спальных мест отряда. Она поможет вам быстро и, самое главное, без суеты, излишней напряженности и конф­ликтности решить задачу размещения детей по комна­там (см. табл. б).

Если рассматривать смену не с организационных по­зиций, а с позиции логики развития детского коллекти­ва, то можно выделить четыре или шесть этапов (по раз­ным классификациям). Логика развития коллектива выстраивается следующим образом:

1. Этап адаптации (1—5 день).

2. Этап индивидуализации (6—11 день).

3. Этап интеграции (12—17 день).

4. Подготовка к расставанию (18—21 день).

В ВДЦ «Орленок» или МДЦ «Артек» и т.п. принято выделять в смене следующие периоды:

1. Организационный период.

2. Период делового сотрудничества.

3. Период скрытых внутренних конфликтов.

4. Период морально-волевого напряжения.

5. Период творческого союза.

6. Период межколлективных связей.

Логику лагерной смены (табл. 7) можно изобразить в виде графика. Используя его в своей раб.оте, вожатый сможет составить план работы на смену так, чтобы пре­дотвратить конфликтные ситуации среди детей.

В верхней части графика (знак «плюс») показана ди­намика настроения детей, которые не первый раз отды­хают в лагере, знакомы с его традициями, законами, бытовыми и социальными условиями. В нижней части графика (знак «минус») показана динамика настроения детей, которые впервые приехали в лагерь, может быть даже «насильно» были отправлены родителями по при­обретенной путевке.

Кризисные дни в жизни отряда: 1, 3, 5, 6,' 12, 20 — возможны конфликтные ситуации, связанные с преодо­лением какого-либо «пика трудностей».

Дни возможного эмоционального срыва — 5 и 6. Пик хорошего настроения — 13-15 дни.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие выделяют периоды в лагерной смене?

2. Какая одежда и обувь потребуется вожатому для

работы в лагере?

3. Каким минимумом канцелярских товаров следует

запастись вожатому?

4. О каких «мелочах» нужно не позабыть, собираясь

в лагерь?

5. Что входит в личную методическую библиотеку

вожатого?

6. Какие задачи должен решить вожатый до приезда

детей в лагерь?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.