|
|||
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГОРАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ВОЖАТОГО
Характеристика комплексной организации смены в лагере Подготовительный период Выделяют три основных этапа (периода) смены: организационный, основной и заключительный. У каждого из этапов — свои цели, задачи, содержание деятельности и формы работы, особая система отношений. Это периоды непосредственной работы с отрядом, и каждый из них имеет свои особенности. Но существует еще один период — подготовительный. У молодых вожатых он начинается с прохождения специальных курсов подготовки для работы в лагере, которые организуются за 2-3 месяца до открытия летнего сезона. Опытные вожатые подготавливают все необходимое к работе с детьми в течение всего года. Отправляясь в лагерь, каждый вожатый задает себе вопрос: «Что необходимо взять с собой?» Прежде всего, одежду и обувь. В основе подбора вещей лежат принципы удобности, необходимости, практичности. Подумайте, какая одежда будет удобна вам для каждого дня, что необходимо взять для занятий физкультурой и спортом, в чем ходить на пляж или в бассейн, на праздничные мероприятия. Бывалые вожатые обычно берут с собой: несколько футболок, шорты, джинсы, купальные принадлежности, пляжную обувь (резиновые сланцы или шлепанцы), спортивную обувь (пару кроссовок или кеды), 2-носков, бейсболку (кепку, панамку). На случай холодной, дождливой погоды: свитер, ветровку или джинсовку, плащ или накидку от дождя (зонтик). А также вечерний наряд для дискотек. Во-вторых, подумайте, что необходимо взять для работы. Конечно, какой-то набор канцелярских товаров вы получите в лагере. Но что бы вам ни дали, этого всегда не хватает. А отсутствие необходимых вещей мешает качественно работать с детьми. Непременными спутниками вожатого являются: блокнот, который помещается в карман, ручка, простой карандаш, линейка, ластик, фломастеры, скотч, школьная тетрадь в клеточку, альбом для рисования. Хорошо бы взять- с собой коробочку (тетрадку, альбом), в которой собраны самые разные картинки. Для чего? Поскольку не каждый-из нас умеет хорошо рисовать, а срисовывают многие все хорошо, то достаточно будет показать ребенку какого-либо «слона», «бабочку», «рыбку» и прочее, и он нарисует то, что требуется. В эту же «копилку» можно положить образцы различных шрифтов, линейки-лекала, открытки, которые можно использовать для изготовления сувениров. Сюда же можно поместить образцы эмблем, жетонов, вымпелов и т.п. Добрую службу сослужит набор шаблонов: от самых простых кругов* квадратов, ромбов до корабликов, птичек,'зверушек и т.д. Настанет момент, когда просто не будет времени, фантазии или «художник» один на весь отряд. Вот тогда и придут на помощь шаблоны. В чем их преимущество? В том, что все эмблемы отряда будут одного размера, одного очертания, а главное, сколько детей можно привлечь для их изготовления. Первый обводит шаблон, второй вырезает, третий оклеивает его цветной бумагой, а если ваша эмблема состоит из нескольких деталей, то, как минимум десять человек будут заняты полезным делом. Возможно, в школьном возрасте вы собирали небольшие игрушки-сувениры из «Киндер-сюрпризов», а теперь они пылятся у вас на полке или в какой-нибудь коробке, Возьмите их с собой, в лагере они получат вторую жизнь в виде поощрительных призов в разных конкурсах. В-третьих, нужно взять с собой: карманный фонарик и запасные батарейки к нему, часы-будильник, свисток, свечи, спички, нитки, иголки, ножницы, складной ножик, портновские булавки, а также средства личной гигиены: зубная паста, зубная щетка, туалетное и хозяйственное мыло, шампунь, мочалка, расческа, туалетная бумага, банное полотенце, косметичка, а летом средство от комаров, солнцезащитные очки, и крем от загара. В-четвертых, опытный вожатый возьмет с собой личную методическую библиотечку, которая включает: конспекты методических рекомендаций, 1-2 художественные книги (обычно приключенческого жанра), рассчитанные на возраст детей, с которыми вы будете работать, методические материалы — это: в игры: подвижные, музыкальные, спортивные, «прикольные», познавательные, игры-аттракционы, игры-за- . бавы, игры-знакомства, игры-«ледоколы» и др.); • конкурсные задания (для дискотек, вечера отдыха, отрядного дела); • заготовки для викторин, КВНов, шоу-программ и т.п.; • тексты песен для костра, вечернего круга; • подборка интересных для ребят вопросов, загадок, рассказов, статей из газет и журналов для обсуждения. Наконец, последнее, что нужно сделать, собираясь в дорогу, — подзарядиться хорошим настроением на все время работы, подкрепиться уверенностью, что у вас все получится. Вожатый приезжает в лагерь обычно за сутки до заезда. детей. За это время он должен: изучить территорию лагеря, запомнить расположение различных зданий и сооружений и уточнить их назначение, обсудить с администрацией вопросы, связанные с особенностями режима детского учреждения, организацией питания детей и вожатых, узнать, сколько будет кружков и каков их профиль, обсудить условия труда и свои должностные обязанности, а также другие правовые и организационные вопросы. Затем тщательно проверить подготовленность всех жилых, рекреационных и санитарно-бытовых помещений отряда к прибытию детей: наличие и исправность (сломано, пробито, поцарапано, исписано) имеющейся в них мебели, различного оборудования и бытового инвентаря. Таким образом, вожатый устанавливает, чего недостает для полной оснащенности закрепленных за ним помещений, определяет то, что требует ремонта или замены и сообщает об этом горничной с тем, чтобы эти вопросы были решены заранее, а не в день заезда детей, когда и так приходится решать много различных проблем. Хорошо бы заранее подготовить и развесить необходимые таблички-указатели. Их лучше всего выполнить в веселой, оригинальной форме. Несомненно, что это сразу же настроит ребят на добрый и веселый лад. Далее вожатый продумывает процедуру размещения ребят по комнатам. Постарайтесь предусмотреть все таким образом, чтобы расселение ребят прошло четко, без накладок. Для этого составьте карту-схему размещения спальных мест отряда. Она поможет вам быстро и, самое главное, без суеты, излишней напряженности и конфликтности решить задачу размещения детей по комнатам (см. табл. б). Если рассматривать смену не с организационных позиций, а с позиции логики развития детского коллектива, то можно выделить четыре или шесть этапов (по разным классификациям). Логика развития коллектива выстраивается следующим образом: 1. Этап адаптации (1—5 день). 2. Этап индивидуализации (6—11 день). 3. Этап интеграции (12—17 день). 4. Подготовка к расставанию (18—21 день). В ВДЦ «Орленок» или МДЦ «Артек» и т.п. принято выделять в смене следующие периоды: 1. Организационный период. 2. Период делового сотрудничества. 3. Период скрытых внутренних конфликтов. 4. Период морально-волевого напряжения. 5. Период творческого союза. 6. Период межколлективных связей. Логику лагерной смены (табл. 7) можно изобразить в виде графика. Используя его в своей раб.оте, вожатый сможет составить план работы на смену так, чтобы предотвратить конфликтные ситуации среди детей. В верхней части графика (знак «плюс») показана динамика настроения детей, которые не первый раз отдыхают в лагере, знакомы с его традициями, законами, бытовыми и социальными условиями. В нижней части графика (знак «минус») показана динамика настроения детей, которые впервые приехали в лагерь, может быть даже «насильно» были отправлены родителями по приобретенной путевке. Кризисные дни в жизни отряда: 1, 3, 5, 6,' 12, 20 — возможны конфликтные ситуации, связанные с преодолением какого-либо «пика трудностей». Дни возможного эмоционального срыва — 5 и 6. Пик хорошего настроения — 13-15 дни. Вопросы для самоконтроля 1. Какие выделяют периоды в лагерной смене? 2. Какая одежда и обувь потребуется вожатому для работы в лагере? 3. Каким минимумом канцелярских товаров следует запастись вожатому? 4. О каких «мелочах» нужно не позабыть, собираясь в лагерь? 5. Что входит в личную методическую библиотеку вожатого? 6. Какие задачи должен решить вожатый до приезда детей в лагерь?
|
|||
|