|
|||
Сознание. Бессознательное самосознание. Изменение состояния самосознания.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 5 Сознание. Бессознательное самосознание. Изменение состояния самосознания.
Психологическая характеристика сознания. Основная функция психики заключается в субъективном отражении объективного мира. Любой познавательный процесс представляет собой одну из форм субъективного воссоздания его свойств и закономерностей Существенной особенностью человека, как личности, является способность отделять субъективную картину окружающего мира, представленную в виде образов, мыслей, переживаний, фантазий и других психических образований от самого этого мира. (воспринимая какую-то вещь, мы понимаем, что вещь и образ не одно и то же, подобное мировосприятие называется осознаваемым). Необходимым условием для такого дифференцированного мировосприятия является рефлексия. Рефлексия – это способность человека выделять себя как самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность. Сознание – это особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать её как часть самого себя. Высокий уровень развития сознания. При самом низком (первичном) уровне сознания человек способен лишь в самой простейшей форме выделять себя как реальность из окружающего мира. Однако он не в состоянии отделять субъективную картину окружающего мира от него самого. Такая познавательная позиция называется эгоцентризм. В общении она выражается в склонности переносить на других особенности своего мировоззрения. Сознание не дано человеку в готовом виде. Исторически оно возникло на определенном историческом этапе общественного развития при переходе человека к коллективному образу жизни. Для того чтобы скоординировать свои действия люди были вынуждены искать общие ориентиры. Это возможно лишь при взаимопонимании, когда каждый участник совместной деятельности готов встать на место другого и увидеть ситуацию его глазами, то есть субъективного воссоздать его познавательную позицию. Таким образом, возникла неэгоцентрическая познавательная позиция, соотнесенная с познавательными позициями других людей, как бы отстраненный взгляд на окружающий мир, в котором соприсутствуют знания других людей. Это уже не просто знание, а самосознание.
Структурные компоненты знания:
Усвоение понятий происходит в процессе обучения и воспитания и приводит к формированию у ребёнка элементов сознания, позволяющих ему воспринимать окружающий мир через призму общественного опыта. А значения лежать в основе понятийного мышления и является носителями знаний. В них зафиксированы способы обращения с предметами, людьми, социальными ситуациями. Смысл. Проявляется как пристрастность сознания. В нём выражается факт глубокой личностной значимости тех событий и ситуаций, которые являются предметом сознательного психического отражения. Смысл напрямую связан с определенными потребностями и мотивами и получают отклик в эмоциональных переживаниях и чувствах.
|
|||
|