Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сознание. Бессознательное самосознание. Изменение состояния самосознания.



Лекция 5

Сознание. Бессознательное самосознание. Изменение состояния самосознания.

 

Психологическая характеристика сознания.

Основная функция психики заключается в субъективном отражении объективного мира.

Любой познавательный процесс представляет собой одну из форм субъективного воссоздания его свойств и закономерностей Существенной особенностью человека, как личности, является способность отделять субъективную картину окружающего мира, представленную в виде образов, мыслей, переживаний, фантазий и других психических образований от самого этого мира. (воспринимая какую-то вещь, мы понимаем, что вещь и образ не одно и то же, подобное мировосприятие называется осознаваемым).

Необходимым условием для такого дифференцированного мировосприятия является рефлексия. Рефлексия – это способность человека выделять себя как самостоятельную и отличную от всего окружающего реальность.

Сознание – это особое личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать её как часть самого себя. Высокий уровень развития сознания.

При самом низком (первичном) уровне сознания человек способен лишь в самой простейшей форме выделять себя как реальность из окружающего мира.

Однако он не в состоянии отделять субъективную картину окружающего мира от него самого. Такая познавательная позиция называется эгоцентризм. В общении она выражается в склонности переносить на других особенности своего мировоззрения.

Сознание не дано человеку в готовом виде. Исторически оно возникло на определенном историческом этапе общественного развития при переходе человека к коллективному образу жизни. Для того чтобы скоординировать свои действия люди были вынуждены искать общие ориентиры. Это возможно лишь при взаимопонимании, когда каждый участник совместной деятельности готов встать на место  другого и увидеть ситуацию его глазами, то есть субъективного воссоздать его познавательную позицию. Таким образом, возникла неэгоцентрическая познавательная позиция, соотнесенная с познавательными позициями других людей, как бы отстраненный взгляд на окружающий мир, в котором соприсутствуют знания других людей. Это уже не просто знание, а самосознание.

 

Структурные компоненты знания:

  1. Значение.
  2. Смысл
  3. Чувственная ткань
  4. Биодинамическая ткань

Усвоение понятий происходит в процессе обучения и воспитания и приводит к формированию у ребёнка элементов сознания, позволяющих ему воспринимать окружающий мир через призму общественного опыта. А значения лежать в основе понятийного мышления и является носителями знаний. В них зафиксированы способы обращения с предметами, людьми, социальными ситуациями.

Смысл.

Проявляется как пристрастность сознания. В нём выражается факт глубокой личностной значимости тех событий и ситуаций, которые являются предметом сознательного психического отражения. Смысл напрямую связан с определенными потребностями и мотивами и получают отклик в эмоциональных переживаниях и чувствах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.