|
|||
Лекция 14. Введение в педагогикуЛекция 14 Введение в педагогику Воспитание и образование – один из видов человеческой деятельности. Педагогика – греческое слово переводится как «деторождение», «детовождение». Педагогика – это наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика – совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса. Условия современной педагогики: - Современная система образования и воспитания касается практически всех людей; - Во многих странах создана система непрерывного образования человека; - Педагогика включает в себя все звенья от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации; Предметом педагогики как науки является педагогический процесс – т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
Задачи педагогики:
Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результаты являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов: - Закономерные связи; - Связи, удовлетворяющие определенным требованиям; - Казуальные – случайные связи. Основная причина их возникновения – отвлекающие временные психические состояния школьников. Профессиональная педагогическая деятельность это всегда творческий процесс, но существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся. Для этого требуются теоретическое обоснование и научная интерпретация творчества учителей.
Историческое развитие происходит в несколько этапов: - Зарождение педагогических идеей в русле философских учений; - Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений; - Переход от гипотетических и утопических теорий и концепций, основанный на педагогической практике и эксперименте. Философы Платон и Аристотель в рамках философии они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования и воспитания человека. Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешеского педагога Яна Амоса Каминского. Он изложил свои главные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание. «Дидактика» - обучающий поучающий, впервые слово было введено в Германии. И в 1613 году благодаря Хельвигу и Юргу она понималась как искусство обучения. Сегодня дидактика - это теория и методика обучения определилась как самостоятельная отрасль общей педагогики. В 18 веке было основано первое учреждения, где готовили педагогов. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии. Педагогика развивалась как практика воспитания детей. Вначале выделили два направления дошкольная и школьная педагогика, профессиональная педагогика появилась с возникновением педагогической специальности. Основные категории педагогики.
Основные категории педагогики: - Воспитание – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитатель передает опыт, накопленный человечеством, вводит в мир культуры, стимулирует к самовоспитанию, помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения. Воспитанник овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры, работает над собой, обучается способам общения и манерам поведения. В результате чего воспитанник изменяет свое понимание мира, отношение к людям и к самому себе. - Обучение – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания. Руководит процессом освоения знаний, навыков, умений. Создает условие для развития личности учащихся – памяти, внимания, мышления. В свою очередь ученик учится, овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно. Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить. Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, интернет), занимаются самообразованием. - Образование – понимается как ценность развивающегося человека и общества; процесс обучения и воспитания человека; результат процесса обучения и воспитания; система. Связь педагогики с другими науками. Педагогика связана с философией, а особенно в философии с такими областями как этика и эстетика. Этика – дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагогика также тесно связана с социологией, они совместно разрешают социологические исследования при постановке конкретных задач воспитания, эти задачи разрешают социальные институты, такие как семья, образовательные и культурные учреждения, общественные, политические и государственные организации. Педагогика тесно связана с экономикой: решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека. Тесно связана с психологией, эта связь традиционная. Они совместно воплощают в жизнь законы психического развития человека, что позволяет педагогам организовывать процессы обучения и воспитания и формировать человека как субъект, личность и индивидуальность. Также тесно связана с физиологией и другими науками.
Отрасли педагогики: - Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста (тесно связана с медициной, физиологией и психологией); - Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития формирования личности детей дошкольного возраста. Она разрабатывает теоретические основы и технологию воспитания дошкольников в государственных и негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных полных и неполных семей; - Педагогика школы является базой для построения вузовской подготовки, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма; - Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. - Педагогика высшей школы обусловлена фактором потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию; - Производственная педагогика изучает: 1. закономерности обучения работающих; 2. переориентацию на новые средства производства; 3. повышение квалификации работающих; 4. переориентацию на новые профессии; - Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. - Педагогика «третьего возраста» разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится на стадии становления; - Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические образования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенное преступление (тесно связано с юриспруденцией и правоведением); - Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Специальные педагогические науки: - Сурдопедагогика; - Тифлопедагогика; - Олигофренопедагогика; Разрабатывают теоретические основы принципы, методы, средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. - Лечебная педагогика – развивается на границе с медициной, основным её предметов является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больным или с больными и имеющих слабое здоровье учениками.
Методы исследования педагогики – это методы, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют наблюдение, эксперимент, тестирование, опросные методы и социологические методы. Метод наблюдения – смысл метода состоит в непосредственном и опосредованном восприятии, изучаемых педагогических процессов наблюдателем. Методы наблюдения бывают:
Тестирование: Осуществляется на тщательно отобранных, стандартизированных вопросах и задачах со шкалами для выделения индивидуальных различий испытуемых в виде тестов: - Тесты для выявления успеваемости учащихся; - Тесты для выявления профессиональной предрасположенности; - Тесты для выявления уровня интеллекта; - Тесты для выявления креативности. Опросные методы просты в совеем применении и помогают за короткое время получить практическую полную картину: - Беседа; - Интервьюирование; - Анкетирование. Эксперимент. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают глобальные и локальные. Глобальные охватывают значительно
|
|||
|