Окружающий мир (3-й класс)
Окружающий мир (3-й класс)
ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО
Урок 5.
ГЛАВА I.ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ
Тема: ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ
Цели:
1. Ознакомить учеников с первичными представлениями о понятиях «история» и «исторический источник».
2. Помочь ученикам осознать важность изучения и использования в современной жизни опыта, накопленного поколениями предков.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
| Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| 4 1 3
– Ребята, вы помните, что происходило с вами вчера, год назад, пять лет назад? Вы можете друг другу об этом рассказать? (Да.)
– А кто нам может рассказать о том, что происходило 20 лет назад? (Родители, бабушки и дедушки.)
– Кто может рассказать о том, что было 50, 70 лет назад? (Бабушки и дедушки.)
– Можем ли мы сказать, что вокруг нас живут люди, которые видели и помнят события пяти-, двадцати-, пятидесятилетней давности? (Да, можем.)
На доске появляется запись:
О недалёком прошлом могут рассказать свидетели событий.
– А теперь я хочу показать вам изображение удивительного памятника, который стоит в старинном русском городе Новгороде (учебник, с. 22, но лучше обратиться к презентации к уроку).
– Он установлен в честь тысячелетия основания нашего государства. Подсчитайте, сколько поколений россиян изображено на памятнике? (1000 лет = = 10 веков; так как за один век сменяется 4–5 поколений, то за 10 веков их сменилось 40–50.)
– Живут ли сейчас на земле люди, которые своими глазами видели, что происходило 1000 лет назад? (Нет.)
На доске появляется запись:
Свидетелей давних событий не осталось.
– Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
– Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может?
– Какой возникает вопрос?
– Как скульптор, создававший памятник «Тысячелетие России», узнал о том, что нашему государству – тысяча лет; что люди, изображённые на нём, много лет назад выглядели и были одеты именно так? (Возможны другие варианты вопросов.)
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?
– Составим план урока.
План (примерный) 3
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
| Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре и в группах.
| ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Поиск решения проблемы.
| 1 4 7 3 3
Работа в учебнике.
1. Исторические источники.
– Подумайте, откуда учёные-историки берут информацию о прошлом?
Собственный жизненный опыт и знание материала предыдущих уроков позволят учащимся высказать несколько предположений, способствующих решению проблемы. Версии детей могут оказаться такими:
– о прошлом можно узнать из старинных книг;
– до наших дней сохранились обычаи, праздники, народные костюмы, игры, песни, сказки и т.д., созданные нашими предками;
– наши имена и фамилии тоже могут рассказать о прошлом.
В качестве подсказок можно использовать иллюстрации учебника со с. 8, 9, 11. Необходимо обратить внимание учеников на фотографии со с. 23. Возможно, в классе найдутся ученики, имеющие представление о раскопках и археологии.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
Для проверки высказанных предположений и расширения знания учитель предлагает прочитать вслух текст фрагмента «Родники истории».
– Как вы поняли, что учёные называют историческими источниками? (Ответы учеников с опорой на прочитанный текст.)
– Можно ли назвать историческими источниками старинные украшения? Русские народные сказки и песни? Тексты и рисунки старинной книги? Боевые доспехи и оружие наших предков? Издавна сохранившиеся названия улиц? (Да, всё это свидетельства прошлого, значит, это исторические источники.)
– Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?
Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+», дописываем те виды исторических источников, которые не были названы на этапе актуализации.
2. История – наука о прошлом человечества.
– Как вы думаете, почему памятник «Тысячелетие России» часто называют «живой историей России»? Со словом «Россия» нам всё понятно, ведь памятник поставлен в честь нашей страны. А как вы понимаете слово «история» в этом определении? (Ученики говорят о том, что памятник изображает прошлое нашей страны. Таким образом акцентируем внимание учеников на том, что слово «история» здесь означает «то, что прошло, прошлое».)
– Почему, говоря об этом памятнике, к словам «история России» люди добавляют определение «живая»? (Ученики высказывают предположения.)
Задача учителя – донести до учеников мысль, что люди, изображённые на памятнике, имеют самое непосредственное отношение к истории государства. Из их мыслей и поступков, из историй их жизни складывалась история всей России.
– Давайте посмотрим на задание на с. 24.
Ученики должны сделать вывод, что учёные-историки изучают прошлое человечества.
– Как вы думаете, для чего понадобилась такая наука, как история? Для чего нужно знать о прошлом?
Ученики высказывают предположения.
– Прочитайте высказывание российского учёного-историка В.О. Ключевского: «История – это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее!»
– Как вы понимаете эти слова?
Можно провести такое сравнение: как отдельный человек обладает своей личной памятью, так и всё человечество обладает общей коллективной памятью – историей. Как человек, лишившийся памяти, не сможет жить без посторонней помощи, так и человечество, не знающее своей истории и не пользующееся опытом, накопленным многими поколениями, обречено на гибель.
Обобщая вышесказанное, на доске можно записать (или прикрепить написанную заранее на листе) фразу: «История – не просто наука о прошлом, это память всего человечества».
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
|
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
| ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
|
2 1 44
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Откуда люди узнают о далёком прошлом, если живых свидетелей тех времён уже не осталось?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. В конце урока ученики с помощью учителя формулируют вывод:
Люди могут узнать о далёком прошлом – этим занимается наука история. Знания о прошлом учёные-историки черпают из исторических источников – так называют свидетельства прошлого, сохранившиеся до наших дней.
Работа в учебнике.
– Найдите в учебнике вопросы после текста, ответьте на них.
Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант ответа.
Можно предложить детям поработать с одним вопросом в каждой группе.
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ
| ΙV. Домашнее задание.
|
Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 4, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему полностью, а также выполнить творческое задание:
– С помощью книг, рассказов взрослых узнай, когда был построен твой город или село, какие есть в нём древние здания, памятники старины, чем прославились в истории твои родственники и земляки. Подготовь устное или письменное сообщение «Из истории нашего города (села)».
Также по желанию ученики выполняют задание актуализации на с. 28.
|
| V. Итог урока.
|
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
| |
|