Литературное чтение
Литературное чтение
Урок 59.
Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»
Тема:Зимние впечатления (стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний…»)
Цели:
•развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
•развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
•развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
•относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
| Ι. Актуализация знаний.
| 1 2
Проверка домашнего задания.
1.«Угадай произведение».
Учитель зачитывает отрывок из произведения, ученики называют его автора, заглавие, жанр.
«Кот, который слышал эти слова, но и вида не показал, молвил ему тоном степенным и серьёзным: “Не огорчайтесь, государь мой: дайте мне только мешок да закажите пару сапог, чтобы мне было в чём пробираться через кусты, и вы увидите, что вам досталась вовсе не такая жалкая доля, как вам кажется”». (Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка.)
«И я тоже танцевал, но всё время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка». (В. Драгунский «Кот в сапогах», рассказ.)
2. Выразительное чтение понравившихся отрывков.
3.Выставка рисунков.
| Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3.Ориентироваться на развороте учебника.
4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
| II. Развитие умений.
| 2 4 2 2 4
Работа со стихотворением Б. Пастернака «Снег идёт».
1. Работа с текстом до чтения.
– Какую погоду часто называют новогодней? (Мороз, медленно падающий снег, звёздное небо.)
– Прекрасна зима! Особенно когда идёт снег. Многие поэты нарисовали снегопад в своих стихах. Прочитайте заглавие стихотворения и имя автора. Рассмотрите иллюстрацию.
– Каким увидел Б. Пастернак снегопад? Прочитаем стихотворение и поразмышляем вместе.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– Каким же увидел снегопад поэт? Какие картины вы представили?
3.Повторное чтение вслух. Читают дети, учитель делает необходимые комментарии.
После чтения 1-й строфы:
– Вы увидели, какие снежинки, на что они похожи? (Белые звёздочки.) К ним из дома, из тепла тянутся цветы герани. Почему? (К свободе, к белизне, к красоте.)
После чтения 2-й строфы:
– Удивительная картина! На улице вьюга, и чёрное зимнее небо висит низко-низко, как будто спустилось с тёмного чердака. А как это небо играет в прятки? (Из-за бурана его то видно, то оно исчезает, как бы сливается с землёй в снежном вихре.)Увидели?
После чтения 3-й и 4-й строф:
– Вы поняли, что автору напоминает снегопад? Почему? (Бегущее, постоянно идущее время.)
После чтения последней строфы:
– «Снег идёт, и всё в смятеньи», то есть в тревоге, в сильной растерянности. Почему же растеряны и удивлены растения за окном, убелённый (т.е. весь белый от снега) пешеход? (Нужно выслушать ответы детей, можно без комментариев, важно, чтобы дети поделились своим видением.)
– Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения?
4.Выразительное чтение. (Читают дети, затем учитель.) После чтения стихотворения можно прослушать в записи песню на стихи Б. Пастернака «Снег идёт» в исполнении Сергея Никитина (музыка С. Никитина).
Песня записана на аудиокассете «Времена не выбирают» (Татьяна и Сергей Никитины) и на СD «Избранное».
Чтение авторского текста(с. 63–64). Читает учитель.
– Какие подарки вы получили на Новый год? Многие взрослые, как и дети, тоже любят и ждут новогодние подарки, каждый год ждут чуда в новогодний праздник. А после Нового года православные христиане отмечают большой праздник – Рождество Христово. О его ожидании – стихотворение Александра Башлачёва.
Чтение стихотворения «Рождественская».
1. Работа с текстом до чтения.
– Ещё раз прочитайте заглавие. О чём-то хотите спросить? Какого слова в нём как будто не хватает? (Песня.) Попробуйте объяснить, почему так решили.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
– Каким настроением проникнуто стихотворение? (Ожиданием праздника, радостным, приподнятым…)
– А последняя строчка? (Звучит нота грусти, даже тревоги.)
2.Выразительное чтение (дети стараются передать это предчувствие праздника).
Чтение стихотворения Д. Самойлова «Город зимний…».
1. Работа с текстом до начала чтения.
У этого стихотворения нет названия, поэтому можно предложить детям предположить, с каким настроением написано стихотворение, по иллюстрации на с. 65, а затем прочитать стихотворение про себя и представить картины, нарисованные автором, почувствовать его настроение, понять мысли.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (про себя).
Вопросы после чтения:
– Какие картины вы представили? Расскажите.
– Какое настроение в этом стихотворении?
2.Повторное чтение (вслух) с комментарием учителя.
– Почитаем вслух и подумаем.
Читают дети.
Город зимний,
Город дивный... (Попробуйте представить себе зимний город. Во второй строчке есть слово дивный. Это какой? (Дивный – от слова «диво», что значит «чудо»; дивный – чудесный.) Чудесный зимний город. Какое же чудо увидел автор?)
Снег, как с яблонь,
Лепестками. (Как вы это себе представляете? (Медленно падают белые крупные хлопья снега. У цветов яблонь тоже крупные белые лепестки...) Как же так получилось: поэт не сказал прямо, какой был снег и как он падал, а мы увидели. Почему? (Он сравнил снег с лепестками яблонь. Мы представили их и увидели картину падающего снега.))
– А как нужно прочитать эти строчки, чтобы передать ритм падающего снега? Где сделать паузы? Куда поставить логическое ударение?
Снег|, как с яблонь, |
Лепестками. |
– Попробуйте прочитать эти две строчки и передать ритм падающего снега.
Читают 1–2 ученика.
– Читаем следующие строчки.
Словно крыльев
Лебединых
Осторожное
Плесканье. (О чём это? (Тоже о падающем снеге.) Представьте себе взмахи лебединых крыльев. Какие они? (Медленные, плавные, грациозные, в них есть свой ритм.))
– Вы заметили: почти на каждой строчке только по одному слову. Так поэт как бы задаёт ритм чтения. Попробуйте прочитать в ритме падающего снега: каждая строчка – взмах лебединых крыльев.
Несколько детей пробуют прочитать эти строчки, ища ритм.
– Читаем вторую строфу.
Дворники,
Как пчеловоды,
Смотрят снежное роенье... (Дворники в зимнем городе, где падает снег. Это обычно и, казалось бы, совсем не поэтично. И всё-таки: почему «снежное роенье», откуда это сравнение с пчеловодами? (Снег падает, причудливо кружится. Похоже на рой пчёл.) А дворники застыли. Они очень внимательно, не отрываясь, смотрят на падающий снег. Наверное, их заворожила красота...)
– Прочитаем последние строчки.
...И заснеженной природы
Принимают настроенье. (Какое же это «настроенье заснеженной природы»? (Светлое, спокойное, задумчивое... И дворникам совсем не хочется разрушать эту красоту.) Как бы вы прочитали эти последние строчки? (Спокойно, даже немного торжественно...))
– Кто хочет попробовать прочитать всё стихотворение и передать это настроение и ритм падающего снега?
Один из учеников читает стихотворение.
3. Работа с текстом после чтения.
– Какое же чудо (диво) увидел поэт в зимнем городе? (Снегопад, который похож сразу и на осыпающиеся лепестки яблонь, и на плескание лебединых крыльев, и на причудливое роенье пчёл...)
– Это чудо красоты! А какого цвета картина? (Она белая, хотя слово белый в стихотворении не встречается ни разу. Но белые и лепестки у яблонь, и крылья лебедя. Такая сияющая, торжественная белизна...)
– Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал? Попробуйте догадаться, обратите внимание: зимний город, снегопад, а все сравнения – «из весны» (цветущие яблони, пчёлы). Почему?
Ответы могут быть разными (поэт думал о весне; зима прекрасна именно своей чистотой, светом, белизной; в этом стихотворении нет грусти, а есть задумчивое любование красотой), но все они будут правильными, потому что это собственное видение и понимание стихотворения.
После этой работы следует попросить детей выразительно прочитать стихотворение. Учитель предложит своё прочтение после чтения детей.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
| Личностные результаты
1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
| ΙΙΙ. Итог.
|
– Что объединяет стихи, прочитанные на уроке? (Тема зимы и ожидания чего-то.)
– Какое стихотворение понравилось больше других? Почему?
Выполнение задания 1 в тетради на с. 38.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
|
| ΙV. Домашнее задание.
| 1. Выучить одно стихотворение наизусть.
2. Проиллюстрировать стихотворение Д. Самойлова (по желанию).
3. Выполнить задания 2, 3 в тетради, с. 38.
4. Сделать выписки на страничку «Зима».
|
|
|