Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Литературное чтение



Литературное чтение

Урок 59.

Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

Тема:Зимние впечатления (стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний…»)

Цели:

 •развитие уменийвоспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 •развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

 высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

 

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.   1 2 Проверка домашнего задания. 1.«Угадай произведение». Учитель зачитывает отрывок из произведения, ученики называют его автора, заглавие, жанр. «Кот, который слышал эти слова, но и вида не показал, молвил ему тоном степенным и серьёзным: “Не огорчайтесь, государь мой: дайте мне только мешок да закажите пару сапог, чтобы мне было в чём пробираться через кусты, и вы увидите, что вам досталась вовсе не такая жалкая доля, как вам кажется”». (Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка.) «И я тоже танцевал, но всё время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка». (В. Драгунский «Кот в сапогах», рассказ.) 2. Выразительное чтение понравившихся отрывков. 3.Выставка рисунков.   Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Развитие умений. 2 4 2 2 4 Работа со стихотворением Б. Пастернака «Снег идёт». 1. Работа с текстом до чтения. – Какую погоду часто называют новогодней? (Мороз, медленно падающий снег, звёздное небо.) – Прекрасна зима! Особенно когда идёт снег. Многие поэты нарисовали снегопад в своих стихах. Прочитайте заглавие стихотворения и имя автора. Рассмотрите иллюстрацию. – Каким увидел Б. Пастернак снегопад? Прочитаем стихотворение и поразмышляем вместе. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). 2. Выявление первичного восприятия. – Каким же увидел снегопад поэт? Какие картины вы представили? 3.Повторное чтение вслух. Читают дети, учитель делает необходимые комментарии. После чтения 1-й строфы: – Вы увидели, какие снежинки, на что они похожи? (Белые звёздочки.) К ним из дома, из тепла тянутся цветы герани. Почему? (К свободе, к белизне, к красоте.)     После чтения 2-й строфы: – Удивительная картина! На улице вьюга, и чёрное зимнее небо висит низко-низко, как будто спустилось с тёмного чердака. А как это небо играет в прятки? (Из-за бурана его то видно, то оно исчезает, как бы сливается с землёй в снежном вихре.)Увидели? После чтения 3-й и 4-й строф: – Вы поняли, что автору напоминает снегопад? Почему? (Бегущее, постоянно идущее время.) После чтения последней строфы: – «Снег идёт, и всё в смятеньи», то есть в тревоге, в сильной растерянности. Почему же растеряны и удивлены растения за окном, убелённый (т.е. весь белый от снега) пешеход? (Нужно выслушать ответы детей, можно без комментариев, важно, чтобы дети поделились своим видением.) – Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения? 4.Выразительное чтение. (Читают дети, затем учитель.) После чтения стихотворения можно прослушать в записи песню на стихи Б. Пастернака «Снег идёт» в исполнении Сергея Никитина (музыка С. Никитина). Песня записана на аудиокассете «Времена не выбирают» (Татьяна и Сергей Никитины) и на СD «Избранное». Чтение авторского текста(с. 63–64). Читает учитель. – Какие подарки вы получили на Новый год? Многие взрослые, как и дети, тоже любят и ждут новогодние подарки, каждый год ждут чуда в новогодний праздник. А после Нового года православные христиане отмечают большой праздник – Рождество Христово. О его ожидании – стихотворение Александра Башлачёва.   Чтение стихотворения «Рождественская». 1. Работа с текстом до чтения. – Ещё раз прочитайте заглавие. О чём-то хотите спросить? Какого слова в нём как будто не хватает? (Песня.) Попробуйте объяснить, почему так решили. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). – Каким настроением проникнуто стихотворение? (Ожиданием праздника, радостным, приподнятым…) – А последняя строчка? (Звучит нота грусти, даже тревоги.) 2.Выразительное чтение (дети стараются передать это предчувствие праздника). Чтение стихотворения Д. Самойлова «Город зимний…». 1. Работа с текстом до начала чтения. У этого стихотворения нет названия, поэтому можно предложить детям предположить, с каким настроением написано стихотворение, по иллюстрации на с. 65, а затем прочитать стихотворение про себя и представить картины, нарисованные автором, почувствовать его настроение, понять мысли. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). Вопросы после чтения: – Какие картины вы представили? Расскажите. – Какое настроение в этом стихотворении? 2.Повторное чтение (вслух) с комментарием учителя. – Почитаем вслух и подумаем.     Читают дети. Город зимний, Город дивный... (Попробуйте представить себе зимний город. Во второй строчке есть слово дивный. Это какой? (Дивный – от слова «диво», что значит «чудо»; дивный – чудесный.) Чудесный зимний город. Какое же чудо увидел автор?) Снег, как с яблонь, Лепестками. (Как вы это себе представляете? (Медленно падают белые крупные хлопья снега. У цветов яблонь тоже крупные белые лепестки...) Как же так получилось: поэт не сказал прямо, какой был снег и как он падал, а мы увидели. Почему? (Он сравнил снег с лепестками яблонь. Мы представили их и увидели картину падающего снега.)) – А как нужно прочитать эти строчки, чтобы передать ритм падающего снега? Где сделать паузы? Куда поставить логическое ударение? Снег|, как с яблонь, | Лепестками. | – Попробуйте прочитать эти две строчки и передать ритм падающего снега. Читают 1–2 ученика. – Читаем следующие строчки. Словно крыльев Лебединых Осторожное Плесканье. (О чём это? (Тоже о падающем снеге.) Представьте себе взмахи лебединых крыльев. Какие они? (Медленные, плавные, грациозные, в них есть свой ритм.)) – Вы заметили: почти на каждой строчке только по одному слову. Так поэт как бы задаёт ритм чтения. Попробуйте прочитать в ритме падающего снега: каждая строчка – взмах лебединых крыльев. Несколько детей пробуют прочитать эти строчки, ища ритм. – Читаем вторую строфу. Дворники, Как пчеловоды, Смотрят снежное роенье... (Дворники в зимнем городе, где падает снег. Это обычно и, казалось бы, совсем не поэтично. И всё-таки: почему «снежное роенье», откуда это сравнение с пчеловодами? (Снег падает, причудливо кружится. Похоже на рой пчёл.) А дворники застыли. Они очень внимательно, не отрываясь, смотрят на падающий снег. Наверное, их заворожила красота...) – Прочитаем последние строчки. ...И заснеженной природы Принимают настроенье. (Какое же это «настроенье заснеженной природы»? (Светлое, спокойное, задумчивое... И дворникам совсем не хочется разрушать эту красоту.) Как бы вы прочитали эти последние строчки? (Спокойно, даже немного торжественно...)) – Кто хочет попробовать прочитать всё стихотворение и передать это настроение и ритм падающего снега? Один из учеников читает стихотворение. 3. Работа с текстом после чтения. – Какое же чудо (диво) увидел поэт в зимнем городе? (Снегопад, который похож сразу и на осыпающиеся лепестки яблонь, и на плескание лебединых крыльев, и на причудливое роенье пчёл...) – Это чудо красоты! А какого цвета картина? (Она белая, хотя слово белый в стихотворении не встречается ни разу. Но белые и лепестки у яблонь, и крылья лебедя. Такая сияющая, торжественная белизна...) – Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал? Попробуйте догадаться, обратите внимание: зимний город, снегопад, а все сравнения – «из весны» (цветущие яблони, пчёлы). Почему? Ответы могут быть разными (поэт думал о весне; зима прекрасна именно своей чистотой, светом, белизной; в этом стихотворении нет грусти, а есть задумчивое любование красотой), но все они будут правильными, потому что это собственное видение и понимание стихотворения. После этой работы следует попросить детей выразительно прочитать стихотворение. Учитель предложит своё прочтение после чтения детей. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?   Личностные результаты 1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4.Учиться работать по предложенному учителем плану.   Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.  
ΙΙΙ. Итог.   – Что объединяет стихи, прочитанные на уроке? (Тема зимы и ожидания чего-то.) – Какое стихотворение понравилось больше других? Почему? Выполнение задания 1 в тетради на с. 38.   – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке?    
ΙV. Домашнее задание. 1. Выучить одно стихотворение наизусть. 2. Проиллюстрировать стихотворение Д. Самойлова (по желанию). 3. Выполнить задания 2, 3 в тетради, с. 38. 4. Сделать выписки на страничку «Зима».    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.