|
|||
Об актерских данных.Об актерских данных.
Смысл искусства актера заключается в том, чтобы своей игрой в о з д е й с т в о в а т ь в определенном направлении на зрителя,воспринимающего его искусство.Назначение искусства актера, следовательно, ничем не отличается от назначения любого искусства вообще. Актер,создавая образ, показывая со сцены ту или иную жизнь,тех или иных людей, только тогда сможет по-настоящему воздействовать своей игрой, если эта игра найдет отклик в чувствах и мысляъ зрителя. Для того, чтобы это воздействие произошло, актер должен обладать целым рядом таких качеств, отсутствие которых делает бесполезным самый факт творчества актера. Поскольку актер призван отображать на сцене человеческую жизнь во всех ее сложных и противоречивых проявлениях, он должен уметь эту жизнь воспроизводить в е р н о, отображать ее п р а в д и в о. Таким образом, чувство правды - первое необходимое качество в актере. Для этого актер должен постоянно изучать и понимать жизнь. Второе, это у б е д и т е л ь н о с т ь, искренность актерской игры. Убедительной же можно считать лишь такую игру, которая заставляет зрителя, знающего, что перед ним р а з ы г р ы в а е т с я художественный в ы м ы с е л, а не протекает подлинная жизнь, тем не менее, относиться к тому, что происходит на сцене так, как будто это настоящая жизнь. Зритель должен иметь возможность относиться к сценической "неправде", как к жизненной правде.А для этого в первую очередь сам актер должен уметь убедительно "жить" на сцене,в качестве образа.Игра его должна быть настолько и с к р е н н е й, чтобы зритель почти совсем забыл, что это "игра".
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ "ТЕХНИКА В ИСКУССТВЕ СПОСОБНА ИНОЙ РАЗ КАК-ТО ПРИТУШИТЬ ИСКРУ ВДОХНОВЕНИЯ У ПОСРЕДСТВЕННОГО ХУДОЖНИКА, НО ОНА ЖЕ РАЗДУВАЕТ ЭТУ ИСКРУ В ВЕЛИКОЕ И НЕУГАСИМОЕ ПЛАМЯ У ПОДЛИННОГО МАСТЕРА." ИОСИФ ЯССЕР.
"НЕ ТО, ЧТО Е С Т Ь, ПОБУЖДАЕТ К ТВОРЧЕСТВУ, НО ТО, ЧТО М О Ж Е Т Б Ы Т Ь; НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ, НО ВОЗМОЖНОЕ." РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР.
"ВСЕ МОЛОЖЕ И МОЛОЖЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ТОТ,КТО ВСТУПАЕТ В МИР В О О Б Р А Ж Е Н И Я. ТЕПЕРЬ ОН ЗНАЕТ: ЭТО РАССУДОК СТАРИЛ ЕГО ДУШЕВНО И ДЕЛАЛ ТАКИМ НЕ ГИБКИМ." Р.МЕЙЕР.
В обыденной жизни внимание человека всегда бывает на что-либо направлено.То, на что это внимание направлено называется о б ъ е к т о м в н и м а н и я. В жизни внимание человека всегда занято тем или иным обьектом. То же самое должно быть и на сцене. Но как, находясь на сцене, правильно выбрать этот обьект внимания и сосредоточиться на нем?
Для этого давайте рассмотрим, какие бывают виды человеческого внимания и чем они различаются между собой. Человек, ради отдыха, собрался посидеть на бульваре. Он ничем особенно не озабочен и его единственная цель - это отдохнуть,развлечься.(Так возникает первый обьект внимания - мысль об отдыхе. Выйдя на улицу ему беспрерывно попадаются на глаза различные обьекты внимания - солнце... хорошая погода... проехал красивый автомобиль... и т.д.Внимание непроизвольно скользит с обьекта на обьект. Но вот, случайно, доставая платок, он ощутил в кармане конверт и вдруг вспомнил,что до сих пор не прочел получнное ранее письмо. Достает, распечатывает, читает...Дети радом играют и шумят,шахматисты спорят еще громче, но человек углубился в чтение. То, что раньше его интересовало, стало мешать.К нему обратились за спичками...Он почти машинально дает их, забывая взять обратно. Человек ц е л и к о м у в л е ч е н чтением письма.Он слышит шум,разговоры, но все это идет мимо его г л а в н о г о о б ь е к т а. Письмо д о м и н и р у е т над всеми остальными обьектами.Они уходят как бы на второй план.Человек полностью увлекается содержанием письма, и чем больше кругом возникает мешающих обьектов,тем активнее он сосредотачивает свое внимание на письме. Вдруг человек замечает,что напротив него сидят несколько девушек и пристально разглядывают его.Они что-то шепчут друг другу и слегка посмеиваются.Человеку стало как-то не по себе...Стал постепенно теряться прежний обьект внимания, возникают новые мысли.То ему кажется, что у него на лице что-то есть,то он опасается,что не впорядке его костюм...Словом, обьектом его внимания становится он с а м, его собственная личность.Человек нервничает, старается это скрыть, но не может, и от этого чувствует себя еще хуже. Он пробует закурить, чтобы успокоиться... руки дрожат, вспоминает, что спичек нет, он отдал их мужчине, что играет в шахматы напротив.Ах, вот и спасенье.Найден повод достойно уйти с этого места.Человек знает, что ему делать.Чтобы скрыть свое смущение и расстерянность, он старается п о к а з а т ь сидящим напротив, что ищет в карманах спички,что не находит их, изображает "досаду" и, преувеличенно озираясь кругом, встает и уходит.
С какими же видами внимания мы столкнулись в нашем примере? Во-первых, познакомились с н е п р о и з в о л ь н ы м вниманием, при котором обьекты как бы овладевают вниманием человека, либо с его согласия, либо вопреки его согласию (при недостаточно натренированной воле). К разряду непроизвольного внимания относится и р а с с е я н н о е внимание, при котором обьекты быстро сменяют друг друга, случайно и неорганизованно. В нашем примере непроизвольное внимание имеет место вплоть до момента нахождения письма.Затем оно возникает второй раз,когда человек замечает, что за ним наблюдают и смеются. Во-вторых,мы познакомились с п р о и з в о л ь н ы м в н и м а н и е м, при котором для овладения обьектом необходимо известное усилие в о л и, степень волевого усилия определается степенью активности препятствующих моментов. В круге внимания человека могут быть одновременно несколько обьектов, но какой-то один всегда доминирует ( преобладает) над остальными. Внимание человека, читающего письмо п р о и з в о л ь н о и о р г а н и ч н о. Усилие воли здесь направлено на то, чтобы отвлечься от посторонних, мешающих обьектов.
Но вот появилась компания весело настроенных девушек. Что произошло здесь? Почему человек, так хорошо справляющийся со своим вниманием ранее, теперь вдруг растерялся? Произошло то, что происходит с каждым, когда он попадает в положение человека, на которого все смотрят, которого все разглядывают, специально изучают и т.д. А это положение и есть то, в котором находится актер, выступающий перед зрителем. Появился новый элемент, которого раньше не было, - появился "зритель".Обьект ускользнул. Почему?
П о т о м у, ч т о э т о т ч е л о в е к н е н а т р е н и р о в а н в т о м, ч т о б ы у м е т ь о в л а д е т ь п р о и з в о л ь н о в з я т ы м и о б ь е к т а м и в у с л о в и я х, к о г д а о н с а м я в л я е т с я о б ь е к т о м у с и л е н н о г о в н и м а н и я. Этого не всем удается сразу достигнуть, - необходима специальная тренировка.
На что переключилось внимание в данном случае? На самокритическую оценку самого себя, обьектом внимания человека стал он сам. А секрет теоретически очень прост: надо заставить себя, понастоящему, взять обьект в н е с е б я лежащий, надо заставить себя, по-настоящему, в и д е т ь строчки, з а х о т е т ь понять их смысл. Н а д о у м е т ь о р г а н и ч е с к и с о с р е д о т о ч и т ь с я н а в з я т о м о б ь е к т е, н а г л а з а х у з р и т е л я. Все эти качества поддаются развитию и тренировке путем соответствующих упражнений. Но кое-что необходимо иметь актеру и от природы .К таким особенностям относится актерская з а р а з и т е л ь н о с т ь. Это особая природная способность человека воздействовать на других людей непосредственно своим личным обаянием, индивидуальными свойствами своей натуры, своими чувствами, своим юмором и так далее. Для того, чтобы быть хорошим актером, необходимо иметь соответствующие в н е ш н и е в ы р а з и т е л ь н ы е с р е д с т в а : звучный голос, отсутствие неисправимых речевых недостатков, нормально развитое тело. Все эти выразительные средства поддаются развитию. Если говорить об "идеальном" актерском материале, то можно упомянуть о целом ряде качеств: чувство меры, чувство юмора, чувство ритма, иметь художественный вкус, хорошо развитый темперамент, непосредственность, ясную и отчетливую речь, подвижность и гибкость тела и лица, пластичность и музыкальность, хорошая память, богатая фантазия, находчивость, наблюдательность, настойчивость, терпение и работоспособность.Но такой идеал никогда в жизни не встречается.
|
|||
|