Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кодирование товаров.



 

       Тема: Товарная политика фирмы.

 

1. Сущность, цель и задачи товарной политики.

Товарная политикапредставляет собой комплекс решений фирмы по предлагаемой ею рынку продукции (рис. 1).

Условия разработки и реализациитоварной поли­тики фирмы:

• четкое определение своих возможностей (ресурс­ных, кадровых, материально-технических и др.);

• хорошее знание рынка, его требований и перс­пектив;

• наличие долгосрочной корпоративной стратегии;

• ясное представление о целях производства и сбы­та на перспективу.

Цельтоварной политики — предложение рынку товаров, удовлетворяющих определенные потребности. Задачи товарной политики приведены на рисунке 2.

Весьма распространенным в среде маркетологов является подход к товарной политике, согласно которо­му в ее структуре выделяют две составляющие:

инновационную политику(политику в отношении поиска идей, разработки и вывода на рынок новых продуктов с учетом конкретных запросов потребителей);

ассортиментную политику(политику в отноше­нии определения оптимального для успешной ра­боты на рынке набора товарных единиц).

Долговременный (на 3—5 и более лет) курс товар­ной политики, рассчитанный на перспективу и предус­матривающий решение принципиальных задач, назы­вается товарной стратегией.

 

Рис. 1. Решения фирмы по товарам

 

Рис. 2. Задачи товарной политики.

Последствиями отсутствия продуманной товар­ной политикимогут стать:

• неустойчивость товарной номенклатуры вследствие воздействия неверно оцененных факторов внеш­ней среды;

• потеря контроля над конкурентоспособностью то­варов;

• снижение коммерческой эффективности товаров.

 

2. Жизненный цикл продукта.

Жизненный цикл продукта— последовательность форм существования продукции и процессов, регули­рующих их изменения.

Отличительные черты жизнен­ного цикла:

• повторяемость основных этапов;

• определенная последовательность чередования эта­пов;

• общность основных черт этапов независимо от вида продукции и типа производства.

Полный жизненный цикл продукта образован 4 цик­лами — проектным или научно-техническим (НТЦ), производственным (ПрЦ), обращения (ЦО) и эксплу­атационным (ЭЦ). Каждый из циклов, в свою оче­редь, состоит из этапов. Международная организация по стандартизации (ИСО) выделяет 11 таких этапов (рис. 3).

Значение, придаваемое жизненному циклу, обуслов­лено системным рассмотрением процессов изменения форм существования продукта и важностью учета эта­пов ЖЦП в менеджменте, в первую очередь — менед­жменте качества.

 

 

Рис. 3. Жизненный цикл продукта

1 — маркетинг; 2 — разработка продукции; 3 — материально-техническое снабжение; 4 — разработка и подготовка произ­водственного процесса; 5 — производство; 6 — контроль, ис­пытания, обследование; 7 — упаковка и хранение; 8 — реали­зация и распределение; 9 — монтаж и эксплуатация; 10 — техническая помощь в эксплуатации; 11 — утилизация после использования

 

3. ЖЦТ

Концепция ЖЦТ описывает поведение товара с момента первоначально­го появления на рынке до полного прекращения реали­зации на данном рынке.

Графически ЖЦТ может быть представлен кривой, выражающей зависимость объема продаж товара от времени (рис. 4). ЖЦТ содержит несколько этапов, в классическом случае — четыре: внедрение (выход на рынок); рост; зрелость; спад.

Задачи маркетинга на стадии выхода на рынок:

 формирование адекватной сбытовой сети;

активное информирование потенциальных потре­бителей о достоинствах нового товара;

выработка вариантов возможного поведения кон­курентов в ответ на появление на рынке нового товара;

обеспечение адаптации нового товара на рынке и др.

Задачи маркетинга на стадии роста:

• установка оптимально высокой цены;

• обеспечение эффективности рекламы товара имен­но своей фирмы;

• создание широкой сбытовой сети для массовой продажи товара и др.

Задачи маркетинга на стадии зрелости:

• удержание потребителей;

• защита рыночной доли путем дифференциации товара и цен;

• изыскание путей продления ЖЦТ.

 

Рис. 4. Классическая кривая ЖЦТ

Таблица 1.

Характеристики ЖЦТ

 

 

Характеристики

Этапы жизненного цикла товара

вывод на рынок рост зрелость спад

 

 

 

Потребители

 

Конкуренция

 

Прибыль

Характер

продвижения

Цель маркетинга

Новаторы

 

Практически отсутствует

Отсутствует

Информирующий

 

Привлечение внимания к товару

Раннее большинство Растущая   Высокая Убеждающий   Максимизация сбыта  

Позднее

большинство

Сильная

 

Сокращающаяся

Агрессивный

 

Поддержание отличительных

преимуществ

Консерваторы

 

Незначительная

 

Низкая

Информирующий

 

• Уход с рынка

или

• Сокращение присутствия на рынке или

• Реанимация товара

 

 

4. Качество и конкурентоспособность.

Конкурентоспособность товара— это его способ­ность к соответствию в определенный момент времени сложившимся или прогнозируемым требованиям рын­ка, которая выражается возможностью успешной реали­зации на рынке при наличии на нем товаров-аналогов.

Основные принципы обеспечения конкурентоспособ­ности материальных товаров:

• соответствие свойств товара требованиям потре­бителей;

• меньшая совокупная цена, включающая цену приобретения и эксплуатационные расходы, чем у товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами;

• наличие быстрого, надежного и качественного сервисного обслуживания.

Таким образом, определяющей для конкурентоспо­собности объективной характеристикой выступает каче­ство продукции.

Международная организация по стандартизации определяет качествокак «степень соответствия характеристик продукции, процесса или системы суще­ствующим или предполагаемым потребностям». Каждая потребность выражается рядом требований (рис. 5), которые участвуют в формировании отношений пригодности продукции для целей потребителя и служат для оценки соответствия продукции ее назначе­нию и, следовательно, очерчивают границу качества.

Рис. 5. Основные обобщённые требования потребителей.

 

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

       5. Элементы окружения товара: упаковка

Упаковка— это оболочка товара. В понятие упа­ковки включаются тара и носители маркировки.

Упаковка может быть как однослойной, так и мно­гослойной (рис. 8).

Рис. 8. Слои упаковки.

Первичная(внутренняя) упаковка — непосредствен­ное вместилище товара (например, флакон для духов).

Вторичная(внешняя) упаковка защищает внутрен­нюю упаковку и удаляется перед непосредственным использованием товара (например, картонная коробоч­ка для флакона духов).

Транспортнаяупаковка (тара)— это вместилище, необходимое для хранения или транспортировки това­ра (например, ящик из гофрокартона для перевозки нескольких десятков коробочек с флаконами духов).

Рис. 9. Основные функции упаковки.

При разработке упаковки следует принимать во внимание следующие факторы:

• соответствие дизайна упаковки образу товара;

• цвет, форму и габариты упаковки;

• материал;

• стоимость упаковки (абсолютную и долю в сто­имости товара);

• место и содержание маркировки.

Основные требования к упаковке:

• упаковка должна соответствовать товару и созда­вать его позитивный имидж;

• упаковка должна быть привлекательной;

• упаковка не должна меняться слишком часто, чтобы не мешать узнаванию товара в местах про­дажи;

• упаковка должна содержать необходимую инфор­мацию о товаре.

Маркировкапредставляет собой нанесение на сам товар или тару надписей, знаков и рисунков, дающих указания по транспортировке, хранению или использо­ванию товара.

 

Рис. 10. Носители маркировки.

 

Маркировочная информация носит двоякий харак­тер: постоянный и переменный (рис. 11).

Рис. 11. Постоянная и переменная маркировочная информация.

Часто при маркировке используют условные обо­значенияили знаки. Наиболее часто встречаются сле­дующие знаки:

эксплуатационные — содержат информацию о правилах эксплуатации (пользования) товара и ухода за ним;

манипуляционные — содержат информацию о способах транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, складирования тары и товаров;

предупредительные — содержат информацию, предупреждающую об опасности для потребителя или окружающей среды или указания действий по предупреждению такой опасности;

экологические (экомаркировка) — содержат ин­формацию об экологической чистоте товара и эко­логически безопасных правилах обращения с товаром.

Кодирование товаров.

Современные средства авто­матизации позволяют большой объем информации о товаре и его производителе считывать с так называемо­го штрих-кода— совокупности светлых и темных по­лос различной толщины, наносимых на сам товар или прилагаемый к нему товарный ярлык. Штриховое ко­дирование — это способ получения информации, по­зволяющий быстро ознакомиться с товаром и передать сведения в компьютер. Штриховое кодирование дает возможность почти одновременного отслеживания со­стояния спроса, потребительских предпочтений, дина­мики и структуры складских товарных запасов.

Товарные штрих-коды разработаны Европейской ассоциацией пользователей систем штрихового кодиро­вания товаров (EAN), членом которой в настоящее время является и Российская Федерация. Внутри стран присвоение кодов осуществляется торгово-промышлен­ными палатами. Наибольшее распространение получила версия EAN-13, в которой каждой группе цифр соответствует свое обозначение (рис. 12).

 

Рис. 12. Структура кода EAN-13.

 

6. Элементы окружения товара: марка.

Марка - имя, термин, знак, сим­вол, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов (по определению Американской ассоциации маркетинга).

Марка включает в свой состав марочное имя, ма­рочный знак и товарный знак.

Марочное имя— произносимая часть марки в виде букв, слов и их комбинаций.

Марочный знак— легко узнаваемая, но непроизно­симая часть марки в виде символа, рисунка, отличи­тельных цветов, шрифтов, форм.

Товарный знак— защищенная юридически марка или ее часть. Зарегистрированный товарный знак сопро­вождается специальным знаком-уведомлением и др.

 

Рис. 13. Основные функции марки.

Сущность марки определяется наиболее устойчивы­ми ее атрибутами — культурой, ценностями и неповто­римостью.

       Марка является ведущим компонентом фирменного стиля. Фирменный стиль — это совокупность различ­ных приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и др.), обеспечивающих определенное вос­принимаемое во внешней среде единство всей продук­ции производителя или продавца и создающих образы фирмы и ее товаров, выделяющиеся в конкурентной среде.

 

Рис. 15. Элементы фирменного стиля.

 

       Рекомендуется сначала завоевать дове­рие рынка и только потом предпринимать практические шаги по введению фирменного стиля.

 

                       7. Брендинг.

Термин «брендинг» происходит от англ. слова brand — тавро, клеймо. Как академическая концепция он сфор­мировался в 30-е гг. XX в. в США. Его организаци­онно-функциональное воплощение — марочный прин­цип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брендов в самостоятельные объекты маркетинга, стал общепринятым инструмен­том продвижения товаров на рынок.

Бренд— это последовательный набор функциональ­ных, эмоциональных и самовыразительных обещаний целевому потребителю, которые являются уникальны­ми, значимыми и трудно имитируемыми.

Далеко не каждая товарная марка может стать брен­дом: для этого она должна приобрести известность на рынке и доверие у покупателей.

Характеристики бренда:

1. Степень известностибренда (brand awareness) — процент целевой аудитории, который может вспомнить данный бренд. Известность бренда бывает двух типов: измеряемая без подсказок (unaided awareness) — ког­да респондент сам вспоминает бренд, и подсказанная (aided or prompted awarenes) — когда бренд узнается среди других брендов, содержащихся в списке.

2. Степень лояльности бренду(brand loyalty) — это психологический фактор, связанный с восприятием бренда потребителем. Сила приверженности — это выбор данного бренда при наличии других альтернатив; этот показатель измеряется с помощью частоты повторных покупок или ценовой эластичности.

3. Стоимостная оценкабренда (brand value).

4. Сила бренда(brand power) — мера способности бренда доминировать в данной категории продуктов.

5. Релевантность бренда(brand relevance) — сте­пень соответствия имиджа и характера бренда нуждам и желаниям покупателей.

6. Рычаг бренда(brand leverage) — это способ­ность бренда расширяться за счет увеличения количе­ства пользователей, распространения на новые группы продуктов, новые рынки и в новом качестве.

В соответствии с концепцией 4D (от англ. слова dimension — размер, измерение) бренд имеет 4 изме­рения:

• функциональное;

• ментальное;

• социальное;

• духовное.

 

                       8. Сервис.

В зависимости от периода осуществления сервис делится на три разновидности:

Предпродажный— связан с подготовкой изде­лия или системы для представления покупателю (потенциальному потребителю);

Сервис в гарантийный период— связан с при нятой на гарантийный срок ответственностью, оп­ределяемой видом продукции, заключенного до­говора и политики конкурентов;

Сервис в послегарантийный период— связан с выполнением за плату тех же действий, что и в гарантийный период.

Предпродажный сервис включает следующие виды деятельности:

информационное обслуживание; консервацию; предпродажную проверку; укомплектование необходимой документацией; демонстрацию покупателю; упаковку и передачу покупателю. Предпродажный сервис предполагает подготовку товара к продаже и эксплуатации у потребителя, по­мощь торговле в сбыте товаров, а покупателю   — в приобретении.

Сервис в гарантийный период включает следующие виды деятельности:

• монтаж;

• пуско-наладочные работы;

• обучение правилам эксплуатации;

• предписанное техническое обслуживание изделия;

• ремонт неисправностей (при их возникновении);

• поставка запасных частей, иногда — расходных материалов.

Сервис в послегарантийный период включает следу­ющие виды деятельности:

• надзор за эксплуатацией изделия;

• ремонт (при необходимости);

• поставка запасных частей и расходных материа­лов;

• оказание технической помощи.

 

9. Ассортимент и номенклатура товаров. Управление товарной номенклатурой и ассортиментом (ассортиментная политика).

 

Товарная единица (ассортиментная позиция)— непосредственное воплощение товара, обладающее кон­кретными габаритами, дизайнерским решением, ценой и прочими индивидуальными характеристиками.

Ассортимент(синонимы: ассортиментная группа, ассортиментный ряд, товарная линия, линейка това­ров) — группа товаров, объединенных по одному или нескольким следующим принципам:

A) функциональному назначению (например, син­тетические моющие средства);

Б) области применения (бытовая химия);

B) целевому рынку (стиральные порошки для дет­ского белья);

Г) способу реализации (розничная магазинная тор­говля, персональная продажа);

Д) ценовому диапазону (дорогие средства по уходу за обувью).

Характеристики ассортимента:

/. Насыщенность — общее количество товарных единиц, представленных по каждому варианту товара, предлагаемого фирмой.

2. Глубина (длина) — количество вариантов испол­нения товара (наименований) в ассортиментной группе.

Глубокий ассортимент способствует удовлетворению потребностей различных рыночных сегментов по одно­му товару.

Товарная номенклатура— совокупность товаров (ассортиментных групп и товарных единиц), предла­гаемых фирмой рынку.

Таким образом, понятие номенклатуры является более широким по сравнению с понятием ассортимента.

Товарная номенклатура описывается двумя количе­ственными и одной качественной характеристиками.

Характеристики номенклатуры:

1. Насыщенность — количество товарных единиц во всех ассортиментных группах, предлагаемых фир­мой рынку.

2. Широта — число ассортиментных групп в но­менклатуре товаров, предлагаемых фирмой рынку.

Широкая номенклатура позволяет ориентироваться на различные требования потребителей, диверсифици­руя продукцию, и стимулирует совершение покупок в одном месте.

3. Гармоничность — степень близости товаров, входящих в различные ассортиментные группы, с точ­ки зрения их назначения, потребительских предпочте­ний, каналов сбыта, характера производственного про­цесса и т. д.

         Негармоничность товарной номенклатуры не явля­ется недостатком. Однако считается, что гармоничной номенклатурой управлять легче, чем негармоничной.

 

Ассортиментная политикапризвана определять но­менклатуру товаров, наиболее предпочтительную для успешной работы фирмы на рынке и обеспечивающую получение прибыли.

Основные задачиассортиментной политики:

• удовлетворение потребностей рынка;

• улучшение финансовых результатов деятельности фирмы;

• оптимизация использования различных ресурсов и опыта фирмы;

• завоевание новых рыночных сегментов.

Номенклатура может изменяться путем углубления ассортиментных групп или за счет увеличения их ко­личества.

Диверсификация может быть связана с традицион­но используемым сырьем (горизонтальная); с привле­чением новых видов сырья при освоении выпуска ко­нечного изделия, а не полуфабриката (вертикальная); с освоением совершенно не связанных ни в сырьевом, ни в технологическом отношении товаров (латераль­ная).

 

Рис.17. Принципы формирования номенклатуры.

 

Рис. 18. Способы изменения товарной номенклатуры.

 

                       Ассортиментная группа может быть изменена 3 спо­собами (рис. 19).

 

 

Рис. 19. Направления изменения ассортиментных групп.

 

Наращивание ассортиментных групп происходит путем добавления товаров:

А) с характеристиками, превышающими существую­щие (например, более высокая цена);

Б) с характеристиками, меньшими существующих (например, более низкая цена);

B) с характеристиками, отличающимися от суще­ствующих в обе стороны одновременно (например, выпуск дешевых и дорогих товаров в дополнение к уже выпускаемым товарам среднего ценового уровня).

Рекомендуется включать в товарную номенклатуру одновременно товары из групп, находящихся на раз­ных стадиях жизненного цикла (рис. 20).

Группа А — основная— товары, приносящие фирме основную прибыль.

Группа Б — поддерживающая— товары, стабили­зирующие выручку.

Группа В — стратегическая— потенциально при­быльные товары.

Группа Г — тактическая— товары, стимулирую­щие продажи основной группы.

 

Рис. 20. Группы товаров, рекомендуемые к включению в номенклатуру.

 

Группа Д — инновационная— разрабатываемые товары.

Группа Е — товары, уходящие с рынка.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.