Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие культуры в России во второй половине 20 века



№ 59. Развитие культуры в России во второй половине 20 века

Постоянное желание противостоять странам Запада в вооружении, идеологии, науке, культуре, искусстве обернулось для страны большими потерями. “Хрущевская оттепель” не спасла положения, отрезвление наступило достаточно быстро с памятного разноса Н. С. Хрущевым выставки абстракционистов в Манеже 1962 г.

Бюрократические преграды в художественном творчестве заставляли авторов постоянно приспосабливаться. Годы застоя калечили людей нравственно. Терялась вера в свои силы, вырабатывалась готовность к компромиссам.

Некоторые писатели и художники, которые не могли приспосабливаться и у которых не хватало сил, чтобы бороться, покинули родину. После запрещения ряда готовых спектаклей уехал за границу главный режиссер Театра на Таганке Ю. Любимов. Остался работать на зарубежных студиях кинорежиссер А. Тарковский. Эмигрировали художники О. Целков, М. Шемякин, поэты И. Бродский, Н. Кожавин, А. Галич, композиторы Шнитке, Губайдулина, Денисов, писатель В. Некрасов, был выслан и лишен гражданства А. Солженицын. Также обошлись с Вишневской и Ростроповичем.

Творчество этих и многих других писателей, художников, музыкантов, режиссеров, оказавшихся за пределами родины, официально было вычеркнуто из советской культуры, их имена перестали даже упоминаться в исторических и искусствоведческих исследованиях. Но и “вычеркнутые” произведения продолжали жить в списках, ксерокопиях, на кино-, фото- и магнитных пленках.

Но при всех существенных деформациях в художественной культуре период 70-х — первой половины 80-х годов нельзя назвать застойным, когда речь идет о развитии литературы и искусства. Здесь “оттепель” имела самые глубокие и продолжительные последствия, заряд шестидесятников был пронесен через искусство и согревал души многих людей.

Противостояние в культуре родило “авторский кинематограф”, бардовскую песню, молодежный художественный авангард, подпольную литературу. Критическая направленность, скрытый гражданский пафос сделали известными имена В. Аксенова, В. Войновича, Ю. Шевчука, Б. Гребенщикова, Э. Лимонова, В. Цоя и др. Взлет этой культуры пришелся на конец 80-х гг., когда всеми средствами осуществлялась тотальная критика существовавшей социально-экономической системы. В конце 90-х интерес к этому заметно поубавился



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.