Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 9,10. Тема. Запасы материальных ресурсов, их оптимизация и управление



Лекция 9,10

 

Тема. Запасы материальных ресурсов, их оптимизация и управление

 

План.

1. Виды запасов

2. Затраты на содержание запасов

3. Логистические методы управления запасами

 

 «Запас карман не тянет» — по этому принципу человечество пы­талось обезопасить себя от дефицита тех или иных ресурсов. В этом разделе мы раскроем основы теории за­пасов товарно-материальных ресурсов и современный подход к их планированию и управлению ими. Крайне важно для любого хозяй­ствующего субъекта (завод, транспортное, строительное предприя­тие, торговый центр или сервисная мастерская) и для людей нали­чие необходимых запасов, обеспечивающих бесперебойную работу и человеческие потребности.

 

 1.Под запасами следует понимать сырье, материалы, комплек­тующие, полуфабрикаты и готовую продукцию, представляющие со­бой материальные ценности, ожидающие потребления.

Для чего нужны запасы? Для обеспечения любого производства сырьем, материалами, а для торгующих организаций — товарами. Запасы позволяют избежать дефицита, т.е. отсутствия необходимых ресурсов. Вместе с тем содержание запасов всегда связанно с риском, и прежде всего потому, что они на определенный период «омертвля­ют» вложенный в их приобретение денежный капитал. Со временем запасы могут стать негодными для реализации (например, скоропор­тящиеся продукты или немодные товары ограниченного спроса).

Деньги, затраченные на создание запасов, ограничивают возмож­ности предприятий по оплате труда, приобретению других ресур­сов. Если же в запасы инвестированы заемные средства, то цена за­пасов увеличивается пропорционально процентным ставкам на по­лученный кредит. Кроме того, на содержание запасов нужны средства, необходимые для обеспечения их хранения, предупрежде­ния порчи и хищения.

   В ходе производства сырье и материалы становятся сначала пред­метами труда, полуфабрикатами, а затем готовой продукцией. В торговых системах, в отличие от производственных, отсутствует процесс превращения сырья в готовую продукцию. В общем случае схему потребления товарно-материальных ресурсов можно предста­вить в виде, указанном на рис.

Все запасы прежде всего можно классифицировать по:

Ø месту их нахождения. Дело в том, что предприятия, поставляющие одно другому необходимые ресурсы для обеспечения производства и потребления товарной продукции, находятся в самых разных точ­ках географического пространства и связаны между собой транспортно - складскими системами. Другими словами, рассматриваемые нами запасы располагаются в определенных местах их нахождения. В условиях географической разобщенности взаимосвязанных пред­приятий значительная доля запасов находится в пути следования от отправителя к получателю.

Ø назначению

Ø времени их получения.

Производственные запасы формируются на территориях предприятий, преобразующих их в готовую товарную продук­цию или полуфабрикаты. В состав производственных запасов входят так называемые подготовительные, или буферные запасы. Их образуют перед использованием в производстве. На этой стадии выполняют, например, комплектацию необходимых для производства ресурсов, контролируют их количество и качество, обеспечивают доставку к местам обработки.

Товарные запасы находятся как у предприятий — произ­водителей сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, так и в сфе­ре обращения. Под товарными запасами понимаются материальные продукты труда, произведенные для продажи.

Существует также понятие сбытовые запасы. К ним отно­сят готовую продукцию или полуфабрикаты предприятия, форми­руемые на их сбытовых складах до продажи покупателям.



 

Рис. 20. Схема потребления товарно-материальных ресурсов

Как в сфере производства, так и в сфере товарного обращения различают:

Ø текущие служат для обеспечения непрерывности производственных и торговых процессов между двумя смежными по­ставками ресурсов. На его величину влияет периодичность (цикл) поставок по договорам, а также объем заказываемых ресурсов.

Ø гарантийные необходимы на пред­приятиях сферы производства или обращения для возможности про­должения действующих на них процессов в случаях нарушений сро­ков поставок или получения ими в запасы некомплектной, некаче­ственной продукции. Размер страхового запаса определяют на основе статистической обработки данных о таких нарушениях, которые были зафиксированы за предыдущий период. Для новых хозяйствен­ных структур допустимо прогнозировать величину гарантийного за­паса ресурсов, базируясь на теории вероятностей.

Ø сезонные необходимы для предприятий с сезон­ным характером их деятельности или с учетом сезонной возможно­сти поставок ресурсов по условиям навигации, климата, заключен­ных договоров. Примером могут служить запасы, формируемые осе­нью на плодоовощных базах, предназначенных для их хранения, пе­реработки, удаления отходов, расфасовки, подготовки к розничной продаже в зимний и весенний периоды.

Ø переходящие запасы, которые пополняют через определенные промежутки времени,

представляют собой остатки мате­риальных ресурсов, зафиксированные в конце отчетного периода (месяц, квартал, год). Они характеризуют результаты потребления имеющихся материальных ресурсов за прошедший период и служат для корректировки объемов их закупок или производственных за­даний на выпуск готовой продукции в предстоящий период.

В аспекте временного учета запасов получили применение тер­мины «максимальный желательный запас», «пороговый запас» и «неликвидный запас».

Максимальный желательный запас характеризует оптимальный уровень запаса, экономически обоснованный в приня­той системе управления материальными ресурсами. Он служит свое­образным ориентиром при расчете объема заказываемых ресурсов.

Пороговый запас характеризует такой его уровень, который определяет собой момент заказа новой партии материальных ресурсов.

Неликвидный запас образуется в результате ухудшения качества товаров, их морального износа. Они не пользуются спро­сом на рынке их сбыта.

Для текущего и гарантийного запасов также важны временные уровни их оценки и учета.

Известен еще один вид запасов, называемый запасами в п у т и . К ним относятся материальные ресурсы, перемещаемые раз­личными видами транспорта. Эти ресурсы при доставке их желез­нодорожным и автомобильным транспортом иногда называют «за­пасами на колесах». Практически вся товарная продукция продви­гается к потребителям через те или иные транспортные системы и удорожается на стоимость доставки.

В зависимости от измерителей запасов их можно подразделить на:

Ø абсолютные, измеряемые в натуральных показателях (тон­ны, штуки);

Ø относительные, выраженные в периодах потребления (как правило, в днях и неделях) и показывающие обеспеченность пред­приятия, т.е. период, в течение которого может осуществляться ра­бота без дополнительных поставок.

Существует и такой показатель как запасоемкость, отра­жающая отношение величины запасов товаро - материальных ценно­стей к объему реализации продукции, работ или услуг. В торговых компаниях запасоемкость характеризует продажу товаров и товар­ные запасы. Показатель «запасоемкость» можно использовать для характеристики экономического развития не только предприятия, но и целой отрасли. Рост запасоемкости характеризует рост спроса.

Главный фактор, определяющий величину товарных запасов — объем их потребления в единицу времени. Этот фактор играет глав­ную роль в выборе способа пополнения запасов. Известны два ос­новных способа их пополнения:

Ø транзитный. При транзитном способе пополнение запасов осуществ­ляется на основе договоров изготовителя и потребителя товарной продукции на «прямые поставки», минуя складские объекты посред­ников в системах оптовой торговли. Транзитные поставки, как пра­вило, связывают между собой крупных изготовителей и потребите­лей сырья и товарной продукции. Например, автомобильные заво­ды получают по договорам автошины непосредственно с шинных заводов, стальной прокат — с предприятий металлургии. Любой легковой автомобиль состоит примерно из 5 тысяч различных дета­лей, и более трети этих деталей поставляют транзитом на автомо­бильные заводы предприятия-смежники.

Ø складской. При складском способе пополнения запасов товарная продукция распределятся через складские объекты крупнооптовой и мелкооптовой торговли.

Оптовые склады распределяют продукцию широкого ассортимен­та различных производителей и, как правило, одного назначения. Такие склады заключают договоры с производителями продукции, приобретают оптовые партии и продают их «мелким оптом». Складс­кой способ пополнения запасов наиболее часто используется в тор­говле. Магазин имеет возможность приобретать небольшое количе­ство товаров широкого ассортимента по мелкооптовым ценам в од­ном месте, не заключая договоры непосредственно с предприятиями-производителями.

 

2. На любом предприятии раньше или позже приходится решать вопросы, обусловленные приобретением и хранением запасов, не­обходимых для обеспечения производственной деятельности. Если запасы значительны, то помимо расходов на их приобретение, воз­никают затраты и убытки, связанные с их содержанием — прямые затраты. Величины этих затрат и убытков зависят от сроков по­требления запасов, способов и условий их хранения.

Указанные зат­раты и убытки имеют несколько составляющих:

Ø издержки на склад­ские и погрузочно-разгрузочные работы,

Ø охрану и страхование,

Ø по­тери от естественной убыли и обесценивания.

Складские издержки могут быть довольно значительными. Если за­пасы представляют собой скоропортящиеся продукты, то необходимы условия, которые обеспечивают требуемый температурный режим хранения, соблюдение нормативов воздухообмена. Например, при дли­тельном хранении мороженой рыбы, мяса нужно соблюдать темпера­туру не ниже минус 18 °С, а для хранения фруктов и овощей температу­ра на складе должна находиться в диапазоне от 3 до 5 °С. При хране­нии металлов, подвергающихся коррозии, на складах приходится поддерживать очень низкую влажность воздуха. Оснащение обычных складов холодильным оборудованием, устройствами обогрева, венти­ляции, осушения воздуха приводит к возрастанию складских издержек.

При приемке запасов на склад, выдаче их со склада, перемещениях внутри него возникают издержки на погрузочно-разгрузочные рабо­ты и складские операции по инвентаризации запасов, контролю их сохранности.

В структуру затрат на содержание запасов входит опла­та привлекаемых страховых и охранных услуг. Размеры этой оплаты зависят от стоимости запасов, условий и сроков их хранения.

Содержание запасов часто сопровождается убытками, возникаю­щими в результате незначительной естественной убыли (норматив­ной потере веса), возможной порчи или утраты из-за нарушений ус­ловий хранения и доставки при перемещениях и грузовых операциях.

Наряду с прямыми затратами по содержанию запасов, имеют место и косвенные затраты. Под ними подразумеваются фи­нансовые потери, связанные с уплатой налогов и замораживанием средств предприятия, расходуемых на приобретение и поддержание требуемого уровня запасов. В бухгалтерском учете запасы матери­ально-товарных ресурсов относятся к активам предприятия и с их стоимости взимается налог. Если на приобретение запасов недоста­точно собственных оборотных средств предприятия, то необходи­мо их банковское кредитование, что увеличивает совокупные рас­ходы из-за необходимости выплаты процентов по кредиту. Все рас­ходы по содержанию запасов обычно соотносят с их стоимостью при получении и оценивают в процентах к этой стоимости.

В качестве примера приведем некоторые усредненные расходы по содержанию запасов скоропортящихся продуктов: страхование — 0,1%; складское хранение — 0,25%; налоги — 0,15%; погрузочно-разгрузочные операции — 1,2%; обесценивание — 5%; естественная убыль — 0,3%; порча — 8%; оплата банковского кредита — 6%; всего 21%. Из этих данных видно, что основные затраты и потери связаны с обесценива­нием и порчей запасов из-за нарушения сроков их хранения.

В случаях содержания дорогостоящих запасов, например, компью­терных запасных частей, структура затрат будет иной. Для хранения таких запасов не требуются большие складские площади и погрузочно-разгрузочные затраты, но обеспечение условий хранения и охрана вызывают значительные затраты. При хранении запасов на откры­тых площадках, например песка, основные потери происходят из-за его выветривания и вымывания атмосферными осадками.

Большинству предприятий приходится решать вопросы сокраще­ния издержек, связанных с содержанием товарных и производствен­ных запасов для обеспечения их необходимого уровня, позволяю­щего исключить простои оборудования или снижение ассортимен­та. Для поддержания необходимого уровня запасов требуется их пополнение. Основная цель применения методов логистики — обес­печение с наименьшими затратами оптимального уровня запаса в требуемом количестве и заданного качества в необходимом месте и в нужное время. В логистике процедура пополнения запаса называ­ется заказом. Величина заказа определяется как в натуральном выражении (штуки, тонны), так и в денежном.

 

 3.В мировой практике известны три концепции управления запа­сами:

Ø максимизация запа­сов. Долгое время считалось, что наличие больших запасов отож­дествляет собой высокий уровень благополучия и процветания эко­номики. Концепция максимизации запасов была характерна для директивно-плановой экономики нашей страны. В условиях этой эко­номики управление запасам товарно-материальных ресурсов бази­ровалось на установленных государством нормативных методах про­изводства и распределения этих ресурсов. Нормативы (расчетные величины) запасов государственные органы и предприятия опреде­ляли на основе анализа статистических данных за отчетный период и методик прогнозирования запасов, базой которых служили перс­пективные планы развития народного хозяйства. Предприятия стре­мились увеличить нормативы запасов для выполнения и перевыпол­нения своих планов, что приводило к росту объемов запасов, а, сле­довательно, затрат на их содержание. Переход к рыночной экономике потребовал использования логистических методов управления запасами, учитывающих реаль­ные ситуации, которые складываются в сферах производства и обра­щения товарной продукции. Эти методы жестко нацелены на опти­мизацию и минимизацию затрат при полном и своевременном удов­летворении потребителей в товарно-материальных ресурсах.

Ø оптимизация запасов родилась в начале про­шлого века и базировалась на методике расчета потребителями оп­тимальных размеров запасов товарно-материальных ресурсов. Эта методика основана на поиске оптимального уровня совокупных зат­рат, необходимых для закупок и содержания запасов. Указанная кон­цепция стала общепризнанной и широко используется в мире.

Ø минимизации запасов. Эта концепция опирается на режим работы с мини­мальными запасами и отказа предприятий от страховых запасов.

Не существует жестких рекомендаций по ориентации предприятий на использование той или иной концепции управления запасами. Вы­бор концепции должен отвечать условиям изготовления и обращения товарной продукции, особенностям оргструктуры предприятия, спе­цифике его отношений с поставщиками, состоянию обслуживающей предприятие транспортной и складской инфраструктуры и др.

Применение логистических методов управления запасами не озна­чает полного отказа от нормативных методов их жесткого регули­рования, особенно в условиях кризисных, чрезвычайных ситуаций, требующих принятия специальных мер для обеспечения жизненно важных потребностей производства и населения.

Логистические модели оптимизации управления запасами можно подразделить на несколько видов:

Ø Модель экономичного размера заказа (EOQ) характеризуется тем, что временные интервалы между поставками ресурсов могут изменяться в зависи­мости от характера их потребления. Например, при росте производ­ства на 100% частота пополнения запасов вырастет вдвое, но размер заказа при этом не меняется. Применение такой модели требует посто­янного контроля за уровнем запасов. Внедрение компьютерных техно­логий позволяет вести учет запасов в режиме реального времени. Мо­мент пополнения каждой позиции запасов вводят в память компьюте­ра, определяющего дату размещения заказа на очередную поставку.

Ø модель с фик­сированным размером заказа (FOQ) разновидностью модели EOQ. Ее применяют при многократных закупках однородных ресурсов в больших объемах, например, предприятиями, потребляющими сырье, которое не требует глубокой предпроизводственной подготовки. Та­кая модель характерна для металлургических заводов, сырьевая база которых иногда находится на больших расстояниях от производства. Доставка сырья осуществляется в маршрутных поездах (отправитель­скими маршрутами) из районов разработки месторождений полезных ископаемых. В этих поездах, или как их еще называют, «вертушках», следующих по маршруту «карьер — завод» и обратно, объем достав­ляемого груза определяется фиксированным числом вагонов.

Ø модель с фиксированной периодичностью заказа может изменяться размер заказа, при этом частота поста­вок остается постоянной. В этом главное отличие данной модели от классической модели EOQ. Ее эффективно использовать в случаях, когда невозможно регулярно поддерживать необходимый уровень запаса, а условия работы с поставщиками осложняются технически­ми или финансовыми проблемами (невозможно, например, оплатить или разместить необходимые запасы). В случае применения этой мо­дели необходимо также поддерживать страховой уровень запаса, причем, несколько больший, чем при системе с использованием клас­сической модели EOQ, при которой в связи с сокращением запасов можно уменьшить периоды между поставками.

Классическая модель EOQ применима при соблюдении следую­щих условий:

Ø имеется лишь один вид товарно-материального ресур­са, который реализуется в одном режиме заказа и потребления;

Ø цикл возобновления заказа постоянен;

Ø запасов должно быть достаточно для потребления.

В общие (суммарные) издержки, связанные с определением раз­мера заказа по EOQ, входят:

Ø стоимость (цена) закупаемого ресурса;

Ø расходы на выполнение зака­за (транспортировка, экспедирование, страхование, таможенное оформление, охра­на ресурса в пути следования);

Ø издержки на содержание за­паса (затраты на хранение, документальное оформление поступивших ресурсов, грузообработку, потери от порчи, морального старения, утраты ресурсов, процентная доля от вложенного банковского ка­питала в приобретение ресурсов).

С увеличением размера заказа, как правило, сокращаются цена единицы закупаемого ресурса и приведенные расходы на выполне­ние заказа, но растут издержки на содержание запаса.

Классическая модель EOQ базируется на расчете оптимального размера заказа (Qопт) по формуле Уилсона:

где G — годовая потребность в ресурсе (в натуральных единицах);

R — расходы на выполнение одного заказа (в денежных единицах);

С3 — годовые издержки на содержание запаса (в денежных единицах).

Потребность в ресурсах на практике редко бывает стабильной. Вре­мя опережения также нельзя принимать абсолютно точной величиной. Поэтому в большинстве случаев в модели EOQ приходится опе­рировать с весьма усредненными, приблизительными показателями. Другими словами, возможны ситуации, когда имеющийся запас ис­черпан, а новая партия ресурса еще не поступила. Для того, чтоб предотвратить такие ситуации, величину точек перезаказа повыша­ют на некоторую величину — страховой запас.

При выборе оптимизационных моделей управления запасами проводят их анализы по методам, получившим названия ABC и XYZ. Теоретические основы метода ABC разработал в конце прошлоговека итальянский экономист, социолог и математик Вильфредо Парето (1848—1923). Он сформулировал закон «20:80». Исследуя ста­тистику распределения богатств среди граждан Милана, В. Парето сделал вывод, что 20% граждан являются обладателями 80% всех материальных ценностей. Закономерность этого соотношения была подтверждена в ходе других аналитических исследований. Ее стали называть «принципом Парето», или «методом АВС».

Указанный принцип соблюдается и при формировании запасов, в которых примерно пятая часть всей номенклатуры запасов играет главную роль в ресурсообеспечении. При анализе номенклатуры запасов по методу АВС ее делят на три группы. В группу «А» отно­сят все наименования из номенклатуры запасов, общая стоимость которых составляет 75—80% суммарной стоимости запасов. Практика показывает, что в эту группу обычно попадает примерно пятая часть наименований номенклатуры. В группу «В» входит приблизительно треть общего числа наименований. Их суммарная стоимость в запасах 10—15%. Группа «С» объединяет оставшиеся наименования ресурсов (более половины) с суммарной стоимостью 5—10%.


Такое распределение ресур­сов позволяет выделить в них главные, но незначительные по числу наименований ресур­сы и сосредоточить основное внимание на управлении ими.

Метод АВС получил все­общее признание. Вместе с тем, он дает наибольший эффект в сочетании с мето­дом XYZ, который позволя­ет классифицировать те же ресурсы, но в зависимости от спроса на них. К классу «X» относят устойчиво потребляемые ресурсы с незначительными колебаниям (±10%) в их расходе. Класс «Y» объединяет ресурсы, по­требность в которых имеет колебания в диапазоне от 10 до 25%. И, наконец, класс «Z» содержит в себе ресур­сы, потребляемые нерегу­лярно, с колебаниями объе­мов более ±25%.


Результаты анализа запа­сов по методам ABC и XYZ совмещают и получают 9 групп запасов, тре­бующих специфических ме­тодов управления. Так, в наибольшем внимании нуждаются группы АХ, AY и AZ. Для них необходимо наиболее тщательное планиро­вание потребности, учета и контроля, а также мониторинг отклоне­ний показателей.

В последние, годы, подразделяя запасы на группы по методу ABC, создают группу «D», в которую включают так называемые «мертвые запасы», не имеющие устойчивого спроса у потребителя и требующие немедленной реализации. Однако маркетинговые исследования показы­вают, что в условиях всеобщей компьютеризации подразделение запа­сов на группы стало весьма условным, особенно в работе оптовых скла­дов и распределительных центров.

Выводы заключаются в изменении подхо­да к запасам группы «D». Если распределительный центр хотя бы два раза не смог удовлетворить заказ клиента на какой-нибудь редко зап­рашиваемый товар, то клиент обычно теряет доверие к этому центру. Однако, не обязательно хранить редко запрашиваемые товары. Совре­менные интернет-технологии позволяют получить достоверную инфор­мацию о нахождении этих


товаров в других распределительных цент­рах или на предприятии, где они превратились в «мертвые запасы» и от которых желают поскорее избавиться. Для успешной работы не обяза-


­тельно хранить все запасы в одном складе.


   При удовлетворении мно­гономенклатурных запасов товары повышенного спроса всегда отпускаются с товарами стандартного и редкого спроса и необходимо про­водить анализ сочетаний групп товаров. Это позволит более рацио­нально использовать складские площади и снизить расходы на комп­лектацию многономенклатурных запасов.

Концепция минимизации запасов, основанная на методе JIT, была впервые внедрена компанией Toyota, (Япония), а затем—рядом дру­гих машиностроительных и приборостроительных заводов. Метод JIT нацелен на упорядочение материальных потоков, сокращение объемов запасов и незавершенного производства. Он позволил при­мерно в 1,4—1,5 раза увеличить производительность труда. Этот метод иногда называют «производством без запасов», или «рабо­той с колес». Непременная составляющая метода—организация до­ставки ресурсов в точно установленные сроки.

На практике ключевое значение в реализации метода JIT и систе­мы KANBAN имеют качество поставляемых ресурсов, обеспечива­ющее их наиболее полное использование в производстве и надеж­ность поставок и доставки в заданные сроки. Это требует соблюде­ния чрезвычайно жестких расписаний перевозок, поскольку любая задержка ресурсов может вызвать остановку производства.

Во второй половине XX в. появились модификация метода JIT. Так, метод JIT-2 предусматривает возможность непосредственного участия поставщиков в производстве продукции и организации их работы в соответствии с производственным графиком.

  С внедрением новых информационных технологий метод JIT полу­чил развитие в автоматизированных системах планирования потреб­ностей предприятий в ресурсах (MRP) и распределения продукции (DRP). Применение этих систем повышает эффективность производства и позволяет согласовать производственный процесс с графиками по­ставки и сбыта материальных ресурсов на предприятии. Система MRP разработана в США и основана на заказах потребителей и выпуске продукции в соответствии с производственным расписанием. При из­менениях в этом расписании, в структуре запасов или характеристиках продукции система MRP выполняет автоматизированное переплани­рование заказов. Исходными данными для этой системы являются све­дения о количестве, качестве и сроках изготовления конечной продук­ции. Базы данных о запасах содержат необходимую информацию о но­менклатуре и основных параметрах сырья и комплектующих, их расходе на единицу конечной продукции, сведения о поставщиках производ­ственных ресурсов и требуемых параметрах поставки. На основании производственного расписания, сведений о имеющихся в наличии и необходимых ресурсах MRP выполняет расчет требуемых ресурсов и устанавливает график поставок с указанием их объемов и поставщи­ков, вводит коррективы в производственное расписание, составляет отчеты о состоянии ресурсов в режиме реального времени.

Система DRP дополняет систему MRP. Совместное использование этих систем дает возможность планировать и управлять всей цепочкой доставки продукции от производителя к потребителю. Система DRP формирует график поставки продукции конечным потребителям и рассчитывает моменты поставок для пополнения запасов потребителя по «точкам заказа». Недостатками этих систем являются сравнительно высокая стоимость используемых программных продуктов и необхо­димость их глубокой адаптации к условиям конкретного производства.

Сегодня на отечественном и зарубежном рынках информацион­ных технологий предлагаются многочисленные программные про­дукты по автоматизации управления работой предприятий, в том числе запасами их товарных и материальных ресурсов.

 



 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.